Задачи исследования показателей физической подготовленности

Укрепление и сохранение здоровья молодого поколения являются одними из актуальных государственных задач современности. Известно, что именно в детстве закладывается фундамент здоровья человека. Задачами общего среднего образования является сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, фундамент которого закладывается именно в детстве.

Физическое воспитание детей школьного возраста рассматривается в нашей стране как дело большой социальной важности и гарантируется в государственном порядке.

Известный факт, что школьные уроки физкультуры (дважды в неделю по 45 мин.) Дают лишь 11% необходимой детям нормы двигательной активности от потребности организма. Заполнить отсутствует и призвана внеурочная форма занятий физической культурой, в частности туризмом.
Поэтому целью исследования было экспериментальное обоснование использования программы туристско-краеведческого кружка для детей и родителей с целью повышения функциональных возможностей организма, физической подготовленности детей младшего школьного возраста.

В связи с целью исследования перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Изучить опыт работы учителей физической культуры СОШ №3 по физическому воспитанию, в частности организации туризма с учениками 1-4 классов.
2. Определить степень влияния занятий в туристско-краеведческом кружке на организм детей 9-10 лет на основе анализа динамики показателей физического развития, функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
3. Оценить влияние занятий на уровень физической подготовленности школьников, занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом.
2.2 Методы исследования

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение литературных источников по теме исследования.
2. Педагогические наблюдения за физическим воспитанием школьников во время проведения исследования и фиксирования результатов тестов.
3. Опрос родителей детей на родительских собраниях.
4. Изучение материалов медицинского осмотра учащихся.
5. Оценка физического развития по показателям длины и массы тела.
6. Педагогический эксперимент.
7. Диагностика функционального состояния сердечно-сосудистой системы осуществлялась по показателям: проба Руфье (физическая работоспособность), ортостатическая проба (степень возбуждения и тонуса вегетативной нервной системы), функциональная проба с 20 приседаниями (нагрузка на сердце при физической нагрузке,%) .

Индекс определяли по формуле:

ИР = 4x (Р1 + Р2 + Р3)-200/10.
Уровни определялись следующим образом: высокая - менее 3, хорошая - 4-6, средняя - 7-9, удовлетворительная - 10-14, плохая - 15 и выше.
Методика ортостатической пробы: фиксируется показатель ЧСС за 15 секунд в покое (Р1), затем после команды «Встать» (Р2) и рассчитывается по формуле: (Р2-Р1) Х4. Оценка пробы: норма - до 10 ударов, удовлетворительная - от 11 до 18, неудовлетворительная - 18 и более.
Функциональную пробу с 20 приседаниями выполняли следующим образом: фиксируется показатель ЧСС в покое за 15 секунд (Р1), затем после 20 приседаний за 30 секунд (Р2).
Пробу рассчитывали по формуле: Р2х100 / Р1-100. Оценка пробы: отлично - менее 25%, хорошо - 25-50%, удовлетворительно - 50-75%, неудовлетворительно - более 75%.

8. Оценка показателей физической подготовленности школьников по следующим тестам:
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз;
- Бег на расстояние, м;
- Прыжок в длину с места, см;
- Бег на 30 м, с;
- Наклон туловища вперед из положения сидя, см;
- Челночный бег 4x9 м, с.

Все тесты проводились на уроках физической культуры гимназии №50. Бег на расстояние, бег на 30м и прыжок в длину с места проводились на базе СДЮШОР СК «Металлург» в легкоатлетическом манеже в форме соревнований.
9. Методы математической статистики (определение средних величин - среднего арифметического значения () и среднего квадратичного отклонения (?), отклонения от среднего арифметического (m) [45].