Совершенствованию восприятия своих движений и положений тела способствуют физические упражнения, выполнение которых требует четкой пространственной и временной регуляции движений и регуляции мышечных усилий, между которыми для учеников очевидна связь между характером движения (направлением, скоростью, продолжительностью, мышечным усилием т.д. ) и его результатом.

К таким упражнениям относятся, например, метание в горизонтальную и вертикальную цель; бросание мяча на пол или в стену с такой силой, чтобы он отскакивал на заданное расстояние; подбрасывание на заданную высоту и ловли больших и малых мячей; подвижные игры. Успех выполнения упражнений и игр такого характера зависит преимущественно от ловкости движений, от четкости произвольной регуляции движений.

Кроме названных выше упражнений для развития ловкости следует применять методические приемы, которые нацеливают внимание учеников на восприятие собственных движений и положений тела. С этой целью ученикам дается задание выполнить упражнение, а затем повторить ее, точно соблюдая направления, амплитуду, скорость, мускульное усилие движений. Сначала этот прием применяется при выполнении простых упражнений, преимущественно, например, таких: поставить два раза в одинаковое положение руки (это можно выполнить с контролем зрения и без него), выполнить равно два раза несколько последовательных движений рук, ног, туловища. Позже этот прием применяют при выполнении более сложных упражнений. Например, бросать на одинаковое расстояние или подбрасывать на одинаковую высоту мяч (мяч бросать не в полную силу), прыгнуть несколько раз в длину с места на одинаковое расстояние и др. Такие методические приемы ставят перед учениками задачу хорошо «почувствовать» движения при первом выполнении упражнения, чтобы потом повторить их так же.

Вооружение учащихся знаниями о рациональном выполнения движений осуществляется при изучении различного материала программы, а именно, построений и перестроений, что упражнений, упражнений с предметами, упражнений в равновесии, гонки, прыжков, метаний, лыжной подготовки и др. Изучая, например, построение и перестроение, ученики усваивают (при условии правильного сообщения показа и объяснения) знания о правильном выполнении таких положений тела и строевых упражнений, как основная стойка, стойка «ноги врозь», «Смирно!», «Вольно!», размыкания, повороты переступанием и прыжком и тому подобное. Наряду с усвоением сроков и практическим овладением движениями и положениями, которые отражаются этими терминами, ученики усваивают и основные требования правильного выполнения этих движений и положений тела. Сознательное овладение основными положениями, элементарными движениями имеет большое значение для формирования у учащихся правильной осанки и развития движений, поскольку элементарных движений рук, ног, туловища, головы образуются все сложные двигательные действия.

Проявлением ловкости является умение сохранять равновесие мышц в движении и в статическом положении. Развитию этого качества способствуют упражнения в равновесии. Они имеют разные условия сложности, выполняются в движении и на месте. К упражнениям в равновесии в движении относятся упражнения с передвижениями по гимнастической скамейке свободно или с дополнительными движениями, а преодолением препятствий, с грузом и др.

Благодаря этому упражнения в равновесии формируют у учащихся умения предварительно планировать двигательные действия и четко их выполнять.

Развитие скорости движений занимает важное место в воспитании младших школьников. Скорость движений человека - это его способность выполнять движения в кратчайшее время. Эта физическая качество зависит от скорости хода физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате и в центральных отделах нервной системы. Это качество может проявляться как в скорости единичного движения, так и в частоте повторения движений.