redrfe6bbbn.jpg

Цель, задачи и методы исследования

Целью исследования данной курсовой работы является обоснование, подбор и экспериментальная проверка эффективности дыхательной гимнастики в структуре школьного урока физического воспитания.

 

Согласно объекта, предмета, цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать состояние проблемы в научно-методической литературе, обобщить опыт и практику по вопросам использования отдельных методик дыхательной гимнастики на уроках физического воспитания в школе.
2. Проанализировать современный степень применения дыхательных упражнений в структуре урока физического воспитания учащихся старших классов.
3. Разработать и теоретически обосновать комплекс дыхательных упражнений для детей старшего школьного возраста.
4. Оценить эффективность разработанной технологии, установить ее влияние на здоровье, двигательную подготовку учеников школы.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Литературный обзор
2. Анализ
3. Синтез
4. Наблюдение
Для экспериментального исследования были использованы антропометрические методы (спирография, проба Штанге, измерения ЧСС) и анализ.
2.2 Организация исследований

Во втором семестре 2013- 2014 учебного года в программу физического воспитания для учеников 11-Б класса, ЗНВК №23, г.. Запорожье, было предложено "Дыхательная гимнастика" как дополнительный раздел урока физического воспитания. В результате проведения практических занятий ученики должны ознакомиться с методиками дыхательной гимнастики, их медицинским обоснованием, уметь применять дыхательную гимнастику при самостоятельных занятий.
Ключом решения такой задачи является предложенная нами система оптимизации различных сторон и механизмов дыхания, управления, мобилизации основных функций организма, его защитных и приспособительных реакций, направленных на гармоничное развитие личности с помощью дыхательной гимнастики, которую необходимо включить в обязательную составляющую программы физического воспитания учащихся старших классов.

Анализ педагогического наблюдения, проведенного в динамике с января по апрель 2013- 2014 учебного года, по данным личных дневников врачебно-педагогического и самоконтроля свидетельствует: результаты дыхательной пробы Штанге по сравнению с исходными данными улучшились на 17%, частота дыхания в покое - на 12%, ЧСС в покое - на 3,8%, максимальное применение кислорода (МВК), рассчитанная по методике Карпмана - на 2,8%, экскурсия грудной клетки увеличилась на 17,8% (табл. 1). Безусловно, эти результаты достигнуты в результате систематических занятий, включающих различные разделы программы: гимнастику, спортивные и подвижные игры, оздоровительные ходьбу и бег, упражнения специального назначения, но ведущую роль сыграло усвоения и применения рационального дыхания.

На занятиях по физическому воспитанию использовались предложенные нами комплексы дыхательных упражнений, которые развивают объем внешнего дыхания, силу и выносливость дыхательных мышц, устойчивость к гипоксии, влияют на центральную нервную систему, ускоряют восстановительные процессы. Заболеваемость респираторными болезнями (по статистическим данным штатной медсестры ЗНВК №23) таких студентов на 10-15% ниже, чем у их ученикам из параллельного класса.