Методика развития дыхательных упражнений

В решении задач восстановления, сохранения и укрепления здоровья школьников, формирование здорового образа жизни важная роль принадлежит физическому воспитанию.

Учитывая обязательность занятий физической культурой во всех учебных заведениях, согласно положениям Закона Украины "О физической культуре и спорте", (ст. 12) [7], Государственной программы развития физической культуры и спорта и больших проблем по сохранению здоровья молодежи в государственном масштабе, одной из ключевых проблем формирования отечественных основ программно нормативного обеспечения физического воспитания является подготовка и внедрение современных учебных программ, которые бы обеспечивали требования государства в сфере гармоничного развития, физического и психического здоровья молодежи [1].

Такие ученые как Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, А.А. Гужаловський, Б.А. Ашмарин, А.П. Матвеев, С.Б. Мельников, С.Н. Канишевский, Т.Б. Холодов, В.С. Кузнецов, Б.М. Шиян считают, что важной составляющей программно нормативных основ физического воспитания являются государственные программы физического воспитания, содержащие научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков для усвоения по конкретному контингента, перечни соответствующих норм и требований, но, к сожалению содержательная часть одной из программ не включает и не предоставляет знаний правильного дыхания.

Анализ учебных программ по дисциплине "Физическая культура", которая преподается в школах, показал, что их содержание в основном направлен на получение учащимися определенных показателей (сила, выносливость, ловкость и т.д.), однако изучение и усвоение специальных дыхательных упражнений в них не предусмотрено.

К современным проблемам методики обучения правильного дыхания можно отнести:

- Приведение содержания, структуры и объема изучения основ правильного дыхания с определенными стандартами;
- Обновление методики обучения дыхания согласно современным исследованиям в области физиологии, совершенствования ее структуры и последовательности изучения;
- Обеспечение многовариантности учебно-методического комплекса дыхательных упражнений;
- Образование методических пособий и рекомендаций по проблеме дыхания;
- Совершенствование методов, приемов, средств и форм обучения (активизация познавательной деятельности учащихся, развитие навыков самостоятельного получения знаний, формирования умений создания собственной методики работы с дыханием и т.д.).
- Разработка новых методов и приемов применения наглядности при обучении учащихся, в том числе моделей, видеозаписей и компьютерных технологий с расширением их возможностей.
- Внедрение и распространение оригинальных авторских методик, разработанных творчески работающими преподавателями и экспериментально апробированных [10].