учащихся старших классов - дыхательная гимнастика.

Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и формирования.
О физическом развитии судят за соматометрических (длина тела и отдельной его части, массы, диаметры и обводы), физиометрические (ЖЕЛ, мышечная сила), и стоматоскопичнимы (состояние костно мышечного аппарата, формы грудной клетки, спины, степень полового созревания) показателям.

Старший школьный возраст (15-18 лет) - присуще завершения полового развития, которое сопровождается дальнейшим увеличением длины и массы тела, завершением (в основном) роста и окостенения трубчатых костей, скелета, стоп и кистей (заканчиваются эти процессы только в возрасте 20- 25 лет). Практически завершается морфо функциональное развитие всех органов и систем организма. Следует отметить, что в этот период у подростков довольно часто наблюдается психическая неуравновешенность, склонность к неадекватным реакциям, проявления негативизма, и тому подобное. Процессы развития ЦНС, происходящих позволяют выделить основные типы высшей нервной деятельности, без учета, которых невозможна эффективная и рациональная организация повседневной деятельности детей и подростков.

К ним относятся:

Оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый (реакции адекватные силе раздражителей, кора большого мозга находится в состоянии оптимальной работоспособности, условные рефлексы стойки, формируются легко и быстро, дети товарищеские, инициативные, дисциплинированные).
Оптимально возбудимый, уравновешенный, вялый (медленный и условные рефлексы образуются медленно, но являются стойкими, дети обладают достаточным языковым запасом, спокойные, настойчивые, дисциплинированные).

Сильный, повышен возбуждающий, неуравновешенный (сниженная регулировочная функция коры большого мозга, процессы возбуждения существенно преобладают над процессами торможения, реакции достаточно часто неадекватные, наблюдается повышенная эмоциональность, иногда даже агрессивность).
Слабый, снижены возбуждающий (условные рефлексы формируются медленно, процессы внутреннего торможения ослабленные, сильные раздражители вызывают быструю утомляемость, имеет место склонность к нервным расстройствам).

С возрастом тип высшей нервной деятельности может меняться, как естественным путем, так и путем соответствующей воспитательной и учебной работы, способа индивидуальной жизни, соблюдение правил личной гигиены и тому подобное.

Среди зон риска старших школьников часто наблюдаются нарушения обмена веществ, нарушения желез внутренней секреции, нервной системы, нарушение зрения, изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах.