Тактическая подготовка баскетболистов

К средствам ведения игры относятся технические приемы, без которых в баскетбол, играть невозможно. Техническая подготовка направлена ??на изучение структуры движений того или иного приема, а тактическая вооружает баскетболистов умением целесообразно использовать изученные приемы в условиях соперничества двух команд.

Техническая подготовка квалифицированных баскетболистов органически связана с тактической понятием «технико-тактическая подготовка». Поэтому ряд методических положений индивидуальной подготовки баскетболистов одинаково касается двух подсистем.

Баскетбол - игра коллективная, но часто команда состоит из игроков разных по уровню подготовленности. Каждый баскетболист, подчиняя свои действия главной задаче, в то же время реализует их индивидуально, то есть сам решая, как и когда применить определенный прием, внимательно следит за действиями своих партнеров и соперников, и тому подобное. Таким образом, индивидуальные тактические действия - это самостоятельные действия игрока, направленные на решение отдельных тактических задач во взаимосвязи с другими игроками команды.

Целесообразность индивидуальных тактических действий определяется успехом в игре. Чем выше индивидуальное мастерство, баскетболистов, тем гибче технико-тактическая стратегия команды, тем успешнее действия коллектива. В этом случае в защите успешно решаются две задачи - меньше пропустить мячей в свою корзину и больше мячей забрать у соперника при минимальном количестве персональных замечаний.
Современная тактика баскетбола представляет собой сложный процесс взаимодействия игроков в нападении и защите. Успех этих взаимодействий зависит от уровня физической, технической, психологической подготовленности игроков, а также усвоение ими индивидуальных групповых, командных, тактических действий в нападении и защите. Поэтому в индивидуальном тренировке баскетболистов технико-тактическом подразделения совершенствования мастерства отводится видное место.

Главными направлениями индивидуальной технико-тактической подготовки является изучение сущности и важнейших теоретико-методических положений тактики баскетбола; овладение техническими приемами и тактическими действиями; совершенствования тактического мышления; изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности; практическая реализация тактической подготовленности, и тому подобное. Каждое из этих направлений технико-тактической подготовки основывается на использовании определенных средств и методов.

В основу индивидуальной технико-тактической подготовки баскетболистов в последние годы успешно внедряется метод моделирования, имеет много вариантов. Обобщение опыта практики свидетельствует, что реализация индивидуальных модельных тренировок базируется преимущественно на качественных характеристиках соревновательной деятельности, что не всегда способствует эффективному развитию адаптационных процессов, адекватных условиям напряженных соревнований. Именно поэтому разработка и применение индивидуальных тренировок, комплексов упражнений, исходя из пространственных (взаиморасположение, траектория, расстояние и т.д.), временных (продолжительность, скорость, ускорение), динамических (параметры реакции опоры, усилия взаимодействия с мячом и т.п.) энергетических, психоэмоциональных (психическое напряжение) характеристик соревновательной деятельности ведущими специалистами рассматривается как один из оптимальных путей повышения эффективности индивидуального тренировки игроков.

Анализ специальной литературы, обобщение передового опыта практики свидетельствуют, что важнейшими особенностями технико-тактической подготовки на современном этапе развития баскетбола являются:

- Универсализация игроков рядом с тенденцией к специализации (понятие универсализации преимущественно касается высокорослых игроков, в частности центровых, которые, как правило, отходят от привычных позиций у щита, принимая активное участие не только в завершении атаки, но и в ее подготовке; специализация более характерна защитникам , среди которых выделяют защитников разыгрывая и защитников, тяготеющие к атакующим действиям;

- Всестороннее развитие интеллектуальных способностей, целенаправленная подготовка к самостоятельному осмыслению соревновательных ситуаций, способность к импровизации в условиях состязательного лимита времени, пространства, информации;

- Применение тактических действий, базирующихся на двух или трех ходовых комбинациях;

- Увеличение времени, в течение которого соперник применяет активную защиту;

- Создание в ходе учебно-тренировочных занятий условий, приближенных к соревновательным, путем использования количественного подхода (ограничение пространства и времени), повышение активности противодействия тому подобное;

- Всестороннее использование метода моделирования манеры игры соперника, особенно в групповом и индивидуальном аспектах.

Ведущие специалисты баскетбола А. Я. Гомельский, (1988), Д. Г. Вуден (1987), С. Стонкус (1987) подчеркивают, что слабым местом игроков высокого класса является недостаточный уровень индивидуальной тактической подготовленности. Это обусловлено, ограниченным использованием в системе подготовки научно-практических данных о механизмах восприятия и переработки информации.

В современной практике подготовки баскетболистов эффективным средством является использование видео магнитофонной техники, применяемой при реализации практически всех направлений технико-тактической подготовки. С ее помощью возможно:

- Разрабатывать модельные характеристики соревновательной деятельности соперников, конкретных игроков, команды в целом;
- Осуществлять объективный анализ эффективности технико-тактических игроков в условиях соревнований и тренировки;
- Использовать видеотехнику как тренажерные комплексы и тому подобное.

Для индивидуального подхода в выборе средств во время обучения и совершенствования приемов техники и тактики игры, развития физических качеств баскетболистов при самостоятельных занятиях рекомендуется специфические методы использования тренировочных упражнений без соперника; с условным партнером (стенка, щит, батут и т.п.); с условным соперником (макеты игроков, стойки и др.); с партнером и условным соперником; с партнером, с условным партнером и соперником, с партнером и соперником (численное превосходство игроков на стороне нападающих); с партнером и соперником (равнозначны склады атакующих и защитников). Специфические методы тренировки учитывают особенности специализированной деятельности баскетболистов различного игрового амплуа.