биомеханические основы

Физические упражнения являются основным предметом познания и освоения в учебно-тренировочном процессе.
Обучение физическим упражнениям как педагогический процесс характеризуется содержательной и процессуальной сторонами деятельности.
К содержанию деятельности входят: цели, функции, ориентация, дидактические принципы, методы, характеристики моторики будущих спортсменов.

Процессуальная сторона включает: организационное руководство, виды деятельности (деятельности), средства, формы деятельности, эффективность процесса.
Цели делятся на общие и частные. Они могут иметь различные функции в педагогическом процессе: теоретическую, практическую, собственно воспитательную, оздоровительную, развивающую и тому подобное. Поскольку каждое физическое упражнение многомерная, так и цели, которые достигаются при ее выполнении, могут носить многомерный характер.

Направления занятий по обучению физическим упражнениям могут быть самыми разнообразными, например: на достижение выдающегося уровня физического развития; на достижение выдающегося спортивного результата; на формирование трудовых, производственных навыков; на подготовку к избранному виду трудовой или какой-либо другой деятельности, в частности, на освоение техники вождения автомобиля, управления космическим аппаратом и тому подобное.

Бесспорно, что каждое занятие, каждая тренировка имеет и соответствующие воспитательные направления. Они также могут иметь различную ориентацию - например, на воспитание характера учащихся, повышение их психологической устойчивости к тем или иным факторам среды. Принципами обучения при этом принято считать выходные руководящие положения, определяющие ход преподавания и обучения в соответствии с целями воспитания и закономерностями процесса обучения движениям. К таким педагогических принципов, в частности, можно отнести: воспитательный характер обучения; научность, систематичность, доступность обучения: чувственное познание в обучении (наглядность и использование наглядности); сознание и активность в обучении; прочность знаний, формирующих навыки и умения, а также индивидуализация обучения и тому подобное.

Метод обучения в широком понятии понимается как способ реализации педагогических принципов. Это способ деятельности педагога-тренера и адекватная этому способу двигательная деятельность спортсменов, которая позволяет владеть заданными навыками движений.
Метод обучения - это определенная форма теоретического и практически ни овладение спортивными движениями, исходя из физического и духовного воспитания и развития личности физкультурника и спортсмена.

Структура метода представляет собой совокупность взаимосвязанных сторон познавательной учебной деятельности: гносеологических, социальных, психологических, эргономических и др. Содержание метода должен всегда хранении диалектическое единство этих сторон. Причем такой метод только тогда является педагогическим, когда определено место, значение и возможности каждого из компонентов в реализации развивающей, образовательной и воспитательной функции обучения.

Тот или иной метод обучения всегда должен быть связан с городом учебного материала. В физическом воспитании, как специфическом разделе педагогики, центральным звеном содержания является движение. Поэтому знание законов движения человека - обязательное условие для разработки того или иного метода обучения. Каждый этап познания движений, каждый новый уровень этого познания должен всегда сопровождаться образованием новых методов обучения.
Организационное руководство процессом обучения физическим упражнениям обязанность педагога-тренера. Он является организатором всех сторон обучения, которое включает, в частности, такие элементы этого процесса, как виды работ, способы, формы работы. В свою очередь виды работ включают оценку исходного уровня моторики учащихся, их индивидуальных особенностей, биомеханический анализ изучающих движений, разработку двигательных задач, непосредственное проведение учебных занятий, педагогический контроль и тому подобное.

К важным средствам физического воспитания следует отнести:

1) физические упражнения; 2) естественные силы природы; 3) технические средства обучения; 4) методико-биологические средства оздоровления и некоторые другие.

Основными формами работы педагога-тренера и подчиненных является урок, занятия, тренировки, самоподготовка, самостоятельные занятия. Формы организации процесса физического воспитания могут быть самыми разнообразными. Наиболее активной формой является спортивная тренировка.

Во спортивной тренировкой понимается специально организованный педагогический процесс физического воспитания, характеризующийся особой ориентацией (направлением) на подготовку спортсменов для достижения высоких (рекордных) результатов в избранном виде спорта.

Для спортивной тренировки присущи все характерные черты любой другой формы организации процесса физического воспитания. Однако основная цель спортивной тренировки заключается, прежде всего, в подготовке подчиненных к высоким спортивным достижениям. Это никак не противоречит реализации всех других целей, таких, как закрепление здоровья, подготовка к трудовой деятельности и тому подобное. И все же многие специалисты обычно особенно выделяют спортивная тренировка всех других форм организации процесса физического воспитания. Такое условное выделение, по всей видимости, вполне допустимо - чрезвычайные трудности процесса спортивной тренировки, требующее от специалистов-тренеров и от самих спортсменов творческой самоотдачи, наибольшей концентрации духовных и физических сил личности.

Эффективность процесса обучения физическим упражнениям - один из важных методологических понятий, объективно характеризующих этот процесс. Вместе с тем, это сложное комплексное понятие.

Часто эффективность обучения определяется по конечному результату спортсмена. Это неправильно. Конечный результат является интегральным показателем всех составляющих тренировочного процесса, не только непосредственно самой тренировки, но и конкретных соревнований, которые в свою очередь представляют собой сложные явления со многими неизвестными. Поэтому для педагога и самого подчиненного важно получить конкретные показатели эффективности использования тех или иных конкретных педагогических средств. Помочь педагогу в этом случае может только соответствующий педагогический контроль.

Для правильного построения и эффективной организации обучения в целом важное значение имеет познания закономерностей, раскрывающих внутренние стороны и связи всех факторов, определяющих его развитие как педагогического процесса. Пожалуй, это самая сложная проблема изучения физического воспитания.

gd65.jpg

Многие важные закономерности уже известны специалистам, остальные находятся в стадии исследования:

• осознание широкими народными массами необходимости достижения уровня физического развития;
• всестороннее возрастание роли специально организованного педагогического процесса - физического воспитания на каждом этапе развития физической культуры человечества;
• усиления связи педагогической деятельности тренера с решением основных практических задач воспитания гармонично развитых членов общества;
• необходимость более полного исследования логики процесса физического воспитания с логикой социального и биологического развития человека как объекта педагогического управления.