Фазовый состав физического упражнения

Несмотря на дальнейшие успехи биомеханики, такие представления на долгое время укоренились в практике физического воспитания.
Существуют они среди многих специалистов и сегодня. Отчасти это обусловлено известной инертностью мышления, отчасти - и еще сравнительно милой доступностью широкой практики современных биомеханических методов исследования.

Наблюдаются также случаи, когда специалисты получают достаточный объем информации об элементах биомеханической структуры, однако традиционных представлений о фазовый состав как основной фактор интеграции элементов не могут объективно оценить физическое упражнение как биомеханическую систему - средство педагогической и физического взаимодействия на организм человека.

Успехи в развитии методов биомеханического анализа физических упражнений, использование аппаратурных инструментальных комплексов ЭВМ позволяет одновременно регистрировать значительное количество только биокинематической, но и биодинамических характеристик. Среди современных исследований были раскрыты объективные закономерности взаимосвязи различных характеристик в системе каждого упражнения. Это стимулировало развитие методов биомеханического моделирования движений человека, моделирование физических упражнений.

Одним из вариантов наиболее эффективных моделей физических упражнений могут быть так называемые моноцильови многоуровневые (иерархические) модели их биомеханической структуры. В отличие от традиционных представлений о биомеханическую структуру как набор фаз движений, такие иерархические модели структурной организации упражнений позволяют получить системную, действительно целостную картину единства всех их элементов. Причем основным критерием, определяющим системность, их общность, единство элементов каждого упражнения, является их завальная целевая направленность, подчинение единой мсти. Тем более, что вполне определенная цель пересматривается как в всех движениях человека, так и, конечно, во всех двигательных действиях и физических упражнениях.

При построении каждого достаточно сложного в координационном отношении движения, двигательного действия, физического упражнения человек обдуманно реализует только цель (которая при изучении может быть выражена биомеханически количественными характеристиками). Все остальные элементы биомеханической структуры реализуются как бы автоматически, некоторые - под действием мышечных сил, другие - под действием гравитации, инерции, реактивных и других сил.

Если представить такую ??двигательную действие или упражнение как биомеханическую модель, то можно отобразить ее графически в виде своеобразной пирамиды (или дерева), на вершине которой находится главная (генеральная) цель, на которую направлены все элементы, достижения или недостижения которой означает, согласно решения или не решение двигательной задачи.

А как же фазы упражнения? Ведь они могут быть обнаружены каждым наблюдателем при прямом визуальном контроле. Какое место они занимают в этой пирамиде? Геометрическая смена событий, конечно же, имеет место в каждом упражнении. Однако, в зависимости от характера и назначения упражнений, определяется и значение фазового состава в процессе достижения ее основной цели, в результате чего происходит решения двигательной задачи. Собственно, во многих случаях, например, в отдельных упражнениях художественной гимнастики и фигурного катания сам фазовый состав (или его геометрические компоненты) может быть поставлен на вершину многоярусной пирамиды - графической модели биомеханической структуры этих упражнений.

Из сказанного видно, фазовый состав следует рассматривать как один из элементов системы физического упражнения.
Те элементы, которые не формируют генеральную цель (ГЦ) упражнений, располагаются уровнем ниже, в зависимости от степени их "вклада" в процессе достижения ГЦ. Фактически каждый из них может рассматриваться как элемент самостоятельной, промежуточной цели (подцели), достижение которой при реализации упражнений хотя и важное, но не всегда обязательно (можно предположить, что в ГЦ можно прийти другим путем, через другие подцели).

Близость уровня размещения выдающегося элемента в графической пирамиде ("дереве целей") того или иного упражнения до уровня повышения его ГЦ определяется степенью (весомым значением) вклада каждого элемента в процессе достижения ГЦ.

Каким образом определяется этот весомый вклад элементов в общий процесс решения двигательной задачи упражнений? На сегодняшний день для этого используется ряд способов. Каждый из них базируется, прежде всего, на результатах измерения возможно большего числа биомеханических характеристик упражнений. ГЦ затем может быть определена математически или опытным путем. Далее, с использованием соответствующих методов математического анализа - корреляционного (парного, частного, многочисленного), регрессивного (пошаговой, многочисленный регрессии), факторного (метода основных компонентов), латентного и кластерного анализа и т.д., производимой так называемая декомпозиция ГЦ, т. Б. выделение отдельных элементов - движений в той или иной степени обеспечивающих реализацию ГЦ.