волевые качества учащихся

Основными признаками первой группы волевых качеств учащихся были:

1. Признаки настойчивости:

- Стремление ученика постоянно доводить начатое дело до конца;
- Умение ученика долго добиваться цели, не снижая активности в борьбе с трудностями (постоянная борьба за мяч в спортивных играх и т.д.);
- Умение ученика продолжать деятельность, когда пропадает желание им заниматься или возникает другая, более интересная деятельность;
- Умение ученика выявить упорство в ситуации, когда меняются обстоятельства (погодные условия, сильный соперник на старте или в спортивных играх и т.д.).

2. Признаки выдержки и самообладания:
- Проявление учеником терпения в деятельности, выполняемой в осложненных условиях (бег по песку, глубокому снегу, занятия в жаркую погоду и т.п.);
- Умение ученика сдерживаться в конфликтной ситуации (при спорах, незаслуженном обвинении, неправильном судействе, грубости соперника в спортивных играх и т.д.);
- Умение ученика тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.), умение контролировать свою поведения в необычном окружении.

Основными признаками второй группы волевых качеств младших школьников были:

1. Признаки решимости:
- Быстрое и благоразумное принятия учеником решения при выполнении того или иного действия или поступка (особенно в спортивных играх);
- Выполнение учеником принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие у ученика растерянности в принятии решений в осложненных условиях и в состоянии эмоционального возбуждения;
- Проявление учеником решительных действий в непривычном окружении.

2. Признаки инициативности:
- Проявление учеником творчества, выдумки, рационализации;
- Участие ученика в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, что инициировано другими учениками;
- Активная поддержка учеником коллектива, спортивной команды в реализации намеченных планов;
- Стремление ученика проявить инициативу в непривычной и тяжелой обстановке в игре с сильным соперником.

Комплекс использованных педагогических средств и методических приемов был разработан с учетом требований основных дидактических принципов: сознательности и активности, доступности, постепенности, наглядности, индивидуализации. Были также разработаны педагогические условия формирования волевых качеств учащихся в процессе занятий физическими упражнениями. К числу основных педагогических условий принадлежали так, которые обеспечивали систематическое и постепенное повышение трудностей на уроках физической культуры; формирование у учащихся уверенности в собственных силах и установки не бояться трудностей; формирование сознательного стремления к самосовершенствованию в процессе занятий физическими упражнениями; формирование у учащихся способности владеть собой при неожиданно возникающих трудностях, ситуациях, связанных с риском; формирование способности к самоконтролю и самооценки при выполнении физических упражнений.

Во время проведения формирующего этапа эксперимента мы учли то, что волевые усилия учеников характеризуются двумя основными особенностями: они носят сознательный характер и связаны с преодолением разного уровня затруднений. Наличие фактора преодоления учениками препятствий было необходимо для формирования у них волевых качеств. физические нагрузки тоже связаны с выявлением волевых усилий, которые зависели от характера упражнений, их координационной сложности, условий выполнения, объема и интенсивности двигательной активности. Специфический характер выявления волевых усилий во время выполнения упражнений различной направленности и степени сложности определил наш принципиальный подход к составлению специальных комплексов физических упражнений, направленных на воспитание волевых качеств учащихся в процессе силовой и скоростной, скоростно-силовой подготовки. Выполнение предложенных комплексов занимало от 10 до 20 мин. основной части урока физической культуры и вписывалось в действующую учебную программу.

В процессе формирования настойчивости использовались преимущественно упражнения на выносливость и на преодоление усталости.
Основным педагогическим средством формирования у учащихся выдержки и самообладания на уроках физической культуры были физические упражнения различной сложности и направленности, а также условия их выполнения. В процессе моделирования воспитательных ситуаций особое значение придавалось трудностям, которые возникали неожиданно, и заранее продуманным и запланированным учителем факторам, которые влияли на поведение учеников. Такие приемы, как подтвердили результаты исследования, целесообразно использовать после определенной интеллектуальной, эмоциональной и физической подготовки учащихся. Одним из наиболее эффективных средств формирования волевых качеств этой группы были игры и эстафеты. В процессе экспериментальной работы студенты постоянно разъясняли ученикам значение духа и воздержание негативных эмоций, например, при нарушениях правил игры соперником, неудачном пасе партнера.

С целью преимущественного формирования волевых качеств второй группы (смелости, решительности, инициативности) моделировались воспитательные ситуации, которые заставляли учеников преодолевать эмоциональные состояния, которые негативно влияли на работоспособность и требовали быстрого и самостоятельного принятия решений. Разнообразие воспитательных ситуаций обеспечивалась в этом случае подбором физических упражнений, связанных с риском индивидуальными задачами, которые имели цель еще больше затруднить их выполнения при условии достижения оптимального результата. Среди физических упражнений, связанных с риском, зачастую использовались различные прыжки через искусственные и естественные препятствия, о бега бревном, акробатические упражнения, борьба за верхние мячи с равными соперниками в спортивных играх и тому подобное.

Воспитательные ситуации предусматривали достижение максимального результата в беге на короткие дистанции, в прыжках, метаниях, плавании и тому подобное. На уроках физической культуры такие задачи ставились постоянно с использованием игровой организации занятий.

Основным средством развития решимости, как подтвердили результаты исследования, была тренировка с многократным повторением ситуаций, в которых необходимо принимать решения в условиях выбора. Повышала решимость учеников уверенность в собственных силах, которая возникла по мере освоения материала, разучивающих на уроках. Для повышения уверенности на первых этапах экспериментального обучения ученикам относились посильные задачи и предоставлялась соответствующая методическая помощь в их исполнении.
Основным условием формирования инициативности было создание ситуаций, из которых ученикам надо было находить выход собственными усилиями.

Приняв во внимание данные констатирующего эксперимента (СОШ №9 и №11), смотри таблицы 2.1. и 2.2., которые свидетельствуют о достаточно низком уровне сформированности волевых качеств.