gimnast

Настойчивость развивается на основе воспитания у учащихся, начиная с дошкольного возраста, умение доводить до конца выполнения посильных задач. Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности, по мнению А.С.Макаренко, играют значимые цели, перспективы завтрашнего дня и осознание ответственности за порученное дело.

Е.П.Ильин выделяет следующие направления в процессе формирования настойчивости и целеустремленности:

- Конкретизация целей и перспектив деятельности;
- Разнообразие средств, форм и методов проведения занятий;
- Соблюдение принципа доступности;
- Использование эффекта соперничества;
- Осознание человеком своего долга и ответственности.

Развития решимости способствует создание на занятиях условий соревнования. Повышает решимость уверенность в собственных силах, которая возникает по мере овладения материалом, разучивается. Для повышения уверенности на первых этапах обучения целесообразно давать посильные задачи и оказывать помощь. Стоит помнить, что девушки и женщины в опасной ситуации проявляют больше нерешительность, чем мужчины [22; 23].

Следовательно, формирование основных волевых качеств представляется вполне реальным и перспективным. Такие качества, как смелость и решительность, настойчивость и целеустремленность необходимы каждому человеку для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Таким образом, в память будущего учителя физической культуры относительно особенностей формирования волевых качеств девочек и мальчиков будет такой:

Памятка будущему учителю физической культуры

Развитие воли у девочек разворачивается по трем сюжетными линиями:

а) дисциплинированность (1 класс) - целеустремленность (2 класс) - независимость (3 класс);
б) выдержка (1 класс) - настойчивость (2 класс) - выдержка (3 класс);
в) активность (1 класс) - сдержанность (2 класс) - настойчивость (3 класс).

Соответственно в каждом из классов ведущие триады имеют следующий вид:

1 класс - «дисциплинированность - выдержка - активность»;
2 класс - «целеустремленность - настойчивость - сдержанность»;
3 класс - «независимость - выдержка - настойчивость».

Основные детерминанты волевого развития:

1 класс - целеустремленность, инициативность;
2 класс - инициативность, самостоятельность;
3 класс - инициативность, исполнительность.
Ведущая детерминанта - инициативность.

Главные блоки волевых качеств по классам:

У мальчиков -

1 класс: самостоятельность, организованность, выдержка;
2 класс: настойчивость, решительность, смелость, активность;
3 класс: организованность, решительность;

У девочек -

1 класс: дисциплинированность, выдержка, настойчивость.
2 класс: целеустремленность, настойчивость, сдержанность;
3 класс: независимость, «инициативность - исполнительность», выдержка, настойчивость.

Ведущими детерминантами, которые определяют волевое становления личности, у девочек есть инициативность, у мальчиков - ответственность. Волевое становления детей обоих полов разворачивается по трем сюжетными линиями, где у девочек основной линией является - «от активности к сдержанности и к настойчивости», а у мальчиков - «от выдержки к активности и в смелости».