обучение физкультуре

Характеристика состояния готовности будущего учителя физической культуры к формированию волевых качеств младших школьников

На современном этапе реформирования школьного образования в контексте реализации ее оздоровительной функции предусматриваются существенные изменения в методике проведения уроков физической культуры в начальной школе. Прежде всего, согласно Концепции 12-летнего среднего образования, предусмотрено введение в начальной школе интегрированного курса "Основы здоровья и физическая культура". Основная его цель заключается в сохранении и укреплении здоровья, развития физических качеств и двигательных способностей, повышение уровня физической подготовленности учащихся.

В контексте задач этого предмета просмотра и переосмыслению подлежат формы и методы физического воспитания в начальной школе, которые должны быть ориентированы на дифференцированное использование средств физической культуры на занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здоровья, степени волевого развития, то есть речь может идти о путях эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности и ее стимулирования.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что во время физкультурно-оздоровительной деятельности по-разному происходит восприятие, осмысление информации о развитии физических способностей, гигиену и санитарию и их творческое использование. Кроме того, в процессе занятий физической культурой ученик пытается открыть самого себя, усовершенствовать свои органы чувств, эмоционально-волевую сферу, физическую подготовленность, у него формируется интерес к физической культуре и спорту, умение ими заниматься, а главное, формируются важные составляющие духовного развития: совесть, ответственность, милосердие, организованность, чувство ценности человеческой жизни и др.

К большому сожалению, обобщенный анализ массовой школьной практики организации физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся начальных классов показывает, что довольно часто на уроках физической культуры можно столкнуться с жестокостью и равнодушием школьников, отсутствием у них терпения, решимости, смелости, настойчивости, выносливости. Нельзя обойти и такой тревожный факт, что около 60% детей, поступающих в школу, уже имеют психосоматические нарушения. Школьные психологи обращают внимание на рост числа детей с психоневрологическими заболеваниями, поэтому и значительное количество младших школьников требуют педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы.

Забота о здоровье подрастающего поколения - неотъемлемая часть физической культуры, которая должна входить в повседневную жизнь не только здоровых, но и ослабленных физически детей. Чтобы школьники с ослабленным состоянием здоровья знали особенности своего организма, овладели минимумом знаний и навыков в области физической культуры, нужно обращать внимание на медико-биологические аспекты. Учебная программа по физической культуре, как показало наше исследование, не дает возможности реализовать инициативу учителей в соответствии с условиями современной школы. Особого внимания со стороны родителей, класовода, учителей физической культуры требует формирования у детей потребности физически совершенствоваться с учетом психофизиологического состояния каждого ученика. Большое значение сегодня следует отдавать проблеме двигательной активности детей с ослабленным состоянием здоровья.