Развитие волевых качеств

Воспитывая волю у учащихся начальных классов, надо бороться с проявлениями капризности и упрямства, негативизмом, помогать таким детям осознавать целесообразность своих желаний, воспитывать в них сознательное отношение к своим обязанностям, умение критически оценивать свои поступки.

Для успешного формирования воли у детей очень важно, чтобы они настойчиво придерживались режима дня. Когда по каким-то причинам ребенок нарушает обычный режим дня и получает «свободу» действий, это непременно приводит к тому, что у нее ухудшается общее самочувствие, появляется несдержанность, раздражительность, приходит интерес к учебе и, следовательно, тормозится процесс его умственного и духовного развития.

Не надо, однако, преувеличивать возможностей учащихся младшего школьного возраста по выявлению волевых усилий.

Учитывая возрастные особенности их развития, следует постепенно приучать учеников к преодолению трудностей, всячески поддерживая в них веру в свои силы.
Рассмотрим подробнее проблему волевых качеств личности и динамику волевых качеств младшего ученика.

Волевые качества личности освещаются в первую очередь в ракурсе взаимосвязи с ее характерологическими особенностями (О.Р.Лурия, О.В.Запорожець, Л.З.Неверович, О.Г.Ковальов, Г.С.Костюк). изучается место воли в онтогенезе детской личности (Д.Ф.Николенко, В.К.Котило, Н.Л.Фигурина, М.П.Денисова, А.Р.Лурия, Н.В.Рогава, Ш.Н.Чхартишвили, В.И.Селиванов и др.). И хотя для большинства работ характерна теоретическая разработка проблемы без достаточного эмпирического материала, изучение свободы от теоретических аспектов ее психологической природы постепенно переходит к выяснению ее практической значимости в системе обучения и воспитания, проявилось в теоретической переориентации исследований в 70 - 90-х гг ..

Основанием для изучения свободы в младшем школьном возрасте стал поиск психологами основных составляющих, которые помогли бы понять сущность его природы и отойти от позиции только философского осмысления свободы.

В работе С.Полищук раскрыты волевые качества как внешние признаки уровня волевой организации личности ("комплекс волевых качеств"); она обосновала, что выяснение психологической природы каждого качества комплекса позволяет составить представление о возрастной специфике развития воли. Изучая особенности функционирования возможных составляющих комплекса (названные качества чаще встречаются в научной литературе, она рассматривает как типичные): целеустремленность, инициативность, настойчивость, дисциплинированность, выдержка, организованность, самостоятельность, активность, решительность, смелость, сдержанность, исполнительность, независимость, ответственность и пользуясь системой, предоставленной исследователем, определим особенности каждого качества.

Психологическая наука еще не располагает однозначного понимания воли и волевых качеств. Разные авторы по-разному характеризуют волевые качества. Так, Е.П.Ильин целеустремленностью называет направленность личности на достижение более-менее отдаленной по времени цели; упорством - стремление достичь желаемого или необходимого вопреки имеющимся трудностям и неудачам. П.А.Рудик определяет упорство как волю к победе. Еще выделятся такое качество, как настойчивость. Для многих психологов настойчивость и упорство - это одно и то же. Настойчивость за В.К.Калиним - это эмоционально-волевое качество, в которой эмоциональные и волевые компоненты на разных этапах деятельности могут быть представлены по-разному. Настойчивость определяется как волевое свойство особенности, что проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с поставленной целью. Настойчивость также характеризуется как систематический проявление силы воли в стремлении человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникновение препятствий и трудностей, а выдержка - как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, мало обдуманные эмоциональные реакции, то есть сдерживать сильные влечения и желания.

В П.А.Рудика выдержка означает терпение. Он определяет ее как способность переносить большое напряжение, преодолевать чувство усталости, побеждать боль. Смелость за Е.П.Ильиним - это способность человека сдерживать защитные реакции при возникновении страха, опасения и качественно осуществлять свои намерения объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях. П.А.Рудик определяет смелость как способность действовать для достижения цели в опасных и трудных ситуациях, осознавая возможность тяжелых для себя последствий. По

В.К.Калиним, смелость - это способность при возникновении опасной ситуации сохранять устойчивость организации психических функций, что проявляется в отсутствии снижения качества деятельности.