воля ученика

Особенности содержательно-процессуального компонента (воля и волевые качества младшего ученика) в модели готовности будущего учителя физической культуры к формированию волевых качеств учащихся начальных классов

 

Как было уже отмечено в подразделе 1.2., Содержательно-процессуальный, или когнитивный компонент включает следующие критерии: система профессиональных знаний, умений и навыков по оздоровительно-волевой функции педагогического процесса в начальном звене образования; практическую реализацию педагогических знаний и умений организовать оздоровительно-волевой процесс в начальных классах.

Поэтому логике нашего исследования было предусмотрено сделать детальный анализ психолого-педагогической литературы [3; 5; 17; 66; 67; 71; 85; 87], на предмет составления методического проекта "Воля и волевые качества младшего школьника". Изложим некоторые основные положения вышеупомянутого проекта.

Физическое развитие ребенка младшего школьного возраста характеризуется значительным ростом и увеличением веса тела.
Замечается некоторая неравномерность в росте отдельных частей тела. Особенно интенсивно растут нижние конечности. В 11 лет отношения верхней и нижней частей тела равно 1: 1.

Значительно усиливается рост костей и окостенения их. Так, в семи-восьмилетних детей продолжается окостенение фаланг кисти рук, а окостенение запястья заканчивается только в 11-12 лет. Так тонкие и точные движения рук во время письма, рисования, лепки, работы с иглой, вышивания утомляют учащихся 1 - 2 классов быстрее, чем старших детей. На это надо учитывать, планируя занятия по письму и ручного труда.
Большое внимание учителей и родителей требует процесс окостенения позвоночника ребенка. Надо следить за правильным сиденьем первоклассников за партой, не перегружать их. Важно, чтобы мебель в школе и рабочее место ребенка дома соответствовали росту. Уставая на уроке, она самопроизвольно начинает менять позу, делая в таких случаях обычные движения - потягивается, встает, склоняется в сторону, кладет голову на руки. Своевременно организованный отдых - так называемые физкульт - поможет снять усталость, повысит работоспособность детей.

Заметно усиливается в этом возрасте развитие мышц и всего двигательного аппарата. Этим объясняется чрезмерная подвижность.
"Эти мальчики и девочки, - писал А.С.Макаренко, - и меньше знают, и меньше в них физической силы, но они кровь в организме. Как кровь, они стремительно быстрые и вездесущи. Они пронизывают своим участием, словом, смехом, требовательностью и уверенностью каждый участок работы, везде суетятся их подвижные фигурки, то тянут, кряхтят, выкрикивают, затем сполохаються вдруг, как воробьи, целой стаей схватываются и перелетают на новую линию, где требуется помощь "[ 60, с.395].

В физическом развитии ребенка младшего школьного возраста большое значение имеет правильное функционирование органов дыхания. Развитие грудной клетки и жизненной емкости легких у детей этого возраста значительно отстает от развития других органов, а тем временем функции органов дыхания ускоренно растут в связи с усилением физической и умственной деятельности, требующей повышенного снабжение клеток кислородом.

Рост жизненной емкости (в кубических см) легких детей видно из таблицы:
Возраст (в годах) У мальчиков в девочек
7 - 8
9 - 10
11 - 12 1000 - 1500
1200 - 1700
1500 - 2000 1000 - 1500
1100 - 1600
1300 - 1900

Частота дыхания у детей 6 - 7 лет составляет 23 в 8 - 10 - 22, в 12 лет - 21, у взрослых - 16 - 18 выдохов в минуту. Но эта норма значительно увеличивается в процессе активной деятельности.