Модель организационно-методической подготовки учителя физической культуры к реализации оздоровительно-волевой функции физического воспитания младших школьников

подготовка учителя физической культуры

Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наиболее распространенным из применяемых путей познания является моделирование. Ему присуще наиболее глубокое проникновение в теоретическое мышление и практическую деятельность исследователя. Методологическая функция моделирования заключается в том, что этот метод является универсальным средством приращение знания, которые позволяют резко сокращать затраты труда и времени на проведение исследования. Сегодня моделирование используется во всех без исключения науках и на всех этапах научного исследования. Эвристическая сила этого метода определяется тем, что за его сложного к просто, невиданного и неощутимого к видимому и ощутимого, незнакомого к знакомому и тому подобное.

В.А. Сухомлинский трактует моделирования "как процесс создания иерархии моделей, в которых вероятно реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами". Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью измеряемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования (наглядность, определенность, объективность), которые во многих случаях определяют как возможность и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании. Под моделью, утверждает В.А. Штофф, считается мысленно приведена или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте.

Процесс моделирования - это воспроизведение характеристик одного объекта на другой, специально созданном для их изучения. По своим задачам разработка такой модели имеет прикладной характер, то есть моделирования обусловлено ранее определенной целью и ориентировано на практическое применение результатов. Однако такой характер модели не исключает и теоретических исследований.
Учитывая это положение Ю.К. Чабанский отмечает, что моделирование помогает систематизировать знания о явлениях или процессы, изучаемые подсказывает пути их целостного отражения, намечает более полные связи между компонентами, открывает возможности для создания целостных классификаций. Создание упрощенных моделей - действенное средство проверки подлинности и полнота теоретических представлений о различных отраслях знания.

Модель имеет несколько применений: во-первых, она четко определяет компоненты, которые составляют систему, во-вторых, достаточно схематично и точно подает связи внутри моделируемого объекта можно сравнить со связями внутри модели, в-третьих, модель генерирует , порождает вопросы, и, наконец, она становится инструментом для сравнительного изучения различных отраслей явления, процесса.
При этом модели могут быть материальными и идеальными, вещественными и знаковыми, иметь форму пространственного аналога, образа, математического или особым образом построенного словесного описания. Дальнейшее исследование модели дает новую информацию об объекте и процессы, позволяет изучать закономерности, недоступные для познания другими способами. Моделирование как одна из основных категорий теории познания использует специально построенные модели, изучаются для определения или уточнения характеристик и рационализации способов заново конструируемых объектов.

Таким образом, моделирование становится специфическим методом исследования организованных объектов. Новая информация возникает на всех этапах конструирования модели:

• в ходе исследования объекта;
• в форме самой модели, которая дает элементы новизны уже в связи с организацией существующего знания;
• как результат дальнейшего умственного модельного эксперимента.

Модель, по мнению Г.А. Балла, может быть как вторичная относительно моделируемой системы, такие первичная. Моделями, являются первичными относительно моделируемых систем, выступают проекты, предписания, прогнозы и т.д. Этот аспект особенно важен, потому что сегодня в педагогических исследованиях все ярче проявляются тенденция перехода на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с последующим воспроизведением проекта. В этом смысле следует говорить о модели будущих результатов. физический воспитание воля ученик

Можно выделить следующие этапы моделирования:

модель физкультуры

• предварительный анализ процесса;
• создание и дальнейшее изучение модели;
• перенос полученной информации на исследуемый процесс;
• анализ достоверности, эффективности модели;
• коррекция модели.

К моделированию обращаются тогда, когда невозможно сразу приступить к познанию сущности заинтересованного объекта и нет условий для непосредственного овладения им. Педагогический смысл модели проявляется в том, что она позволяет выделить актуальные и перспективные задачи учебно-воспитательного процесса, выявить, изучить и научно обосновать условия возможного сближения между вероятными, ожидаемыми и желанными изменениями изучаемого.

Отметим, что идеализированные модели объектов, явлений, процессов применяются почти в абсолютном большинстве исследований, использующих системный подход, поскольку известно, что любая система моделируется. В целях модели делятся на структурно-системные, структурно-функциональные, программно-целевые и тому подобное. При разработке моделей особое внимание обращается это на определение под структур относительно целостной системы, а на поиск оптимальных связей между ними. Определенным разновидностью применения моделирования является разработка концепций, статусов, положений о функционировании учебно-тематических планов. В отдельных случаях разрабатываются модели профессиональных качеств специалиста, его профессиограммы, а также комплексные модели подготовки рабочих по тем или иным специальности.

Моделирование как один из методов научного исследования широко применяется и в педагогике. Метод моделирования является интегральным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, то есть сочетает в процессе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций.

И, наконец, отметим, что моделирование является исходным методом научного познания и его центральным методологическим средством, суть которого заключается в замещении объекта специальной моделью, воспроизводит главные особенности оригинала, и проведения с ее помощью необходимых исследований.

Приведем в качестве примера модель "Школы здоровья" [гимназия «Надежда» - г.. Бердянск. Авторы: профессор Е.Павлютенков, директор В.Сергиенко]