учитель детей 

Результаты наблюдений свидетельствуют, что учителям начинающим, независимо от их индивидуальных особенностей, присущий официальный стиль общения со школьниками, тогда как у опытных педагогов наблюдается большое разнообразие методов воздействия на учащихся, способов общения с ними. Преподаватели с большим стажем работы обязательно учитывают состояние учеников, принимая во внимание то, чем они занимаются сейчас и чем заниматься потом. Согласно этому и подаются команды или распоряжения, а иногда детей просят осуществить необходимые действия.
Стремясь обеспечить дисциплину, молодые учителя насаживают замечаниями, делая их зачастую повышенным тоном.

Типичной, на наш взгляд, ошибкой недавних выпускников педагогических учебных заведений является то, что они, давая много команд и выдвигая различные требования, не всегда требуют их выполнения. Воспитатель должен быть человеком требовательным.

К нарушению нормальных отношений учителя с учениками приводят, как правило, непонимание учениками требований к ним. В такой ситуации замечания повисают в воздухе, ухудшают обстановку на уроке, создают нервную атмосферу, лишают детей радости. Неопытные учителя, делая замечания, не учитывают различия между мальчиками и девочками. Причем одна и та же форма общения применяется с учениками начальных и старших классов.

Неправильные способы общения приводят к противопоставлению наставника своим ученикам. Это наталкивает на поиск других путей "борьбы" за порядок на занятиях. Одним из таких путей является профилактические меры, создающие на уроках обстановку, когда нарушения будут просто невозможными. Если учитель в совершенстве овладел учебный материал, он так организует школьников, что на посторонние дела у них просто не остается времени. Так, умение совместить подсчет при выполнении упражнений (менее считать) с конкретными методическими указаниями даст учителю возможность "освободить себя" для выполнения прямых функций - учить.

Хороший рабочей атмосфере на занятиях способствует также стремление учителя исправлять типичные ошибки. При этом учитель может »не заметить" нарушений до поры до времени, если чувствует, что в определенной ситуации он еще не может против них бороться. Но если замечание сделано, то надо добиться надлежащей реакции на него. Форма замечания должна зависеть от того, сознательно ученик нарушил дисциплину, или невольно.
Не во всем надо видеть нарушения. Ведь занятия физическими упражнениями - высокоэмоциональный, а ученикам характерно выражать свои эмоции. Показателем мастерства учителя, без сомнения, является умение гасить негативные эмоции и закреплять положительные. Надо чаще акцентировать внимание на успехах учеников и использовать этот прием в работе с слаборазвитыми детьми, девушками, первоклашек.

Результаты исследований психологов свидетельствуют о том, что уже трехлетние дети способны выполнить задачу лишь в том случае, когда им понятен смысл задания. Залог успешной работы - это восприятие задачи как "нужного мне". Только тогда можно надеяться на переход от "чистого исполнительства" в содружестве, а в дальнейшем - к самостоятельности.

В работе со школьниками нельзя ограничиваться только указаниями учителя. Целесообразно широко наладить обратную связь, более спрашивать самих учащихся, чтобы знать, как они понимают учителя. Л.Толстой, анализируя отношения в Светло-Полянский школе, обнаружил, что многое можно научиться у своих учеников. Он подчеркивал, что воспитание детей способствует самосовершенствованию педагога. Ведь между субъектами воспитания возникает причинная зависимость. Поступки и действия учителя меняют поведение учеников, вызывают их действия, которые, в свою очередь, влияют на формы, методы и средства деятельности учителя. Итак, для характера динамики взаимодействия решающее значение имеют оба субъекта, но особенно ученики. Неслучайно в последнее время возрос интерес лучших учителей к оценке их деятельности со стороны учеников.
Итак, учитель всегда должен оставаться учеником. И чем больше в учителю ученика, тем выше его профессионализм.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать на уроках условия, при которых каждый ученик нашел бы свое, лично ему необходимо.
Генезис проблемы взаимоотношений учителя и учеников показывает, что прогрессивная отечественная педагогическая теория и практика решающую роль в формировании этих отношений отводила учителю, который должен быть к этому специально подготовленным. Главным субъектом воспитательной деятельности прогрессивные педагоги-просветители считали ученика, а потому пытались пробуждать его активность, самосознание и саморазвитие.

В. Сухомлинский считал педагогически целесообразные отношения одним из главных направлений работы в школе. Он объяснял, что мудрость власти человека над человеком, а тем более взрослой человека над ребенком - это мастерство, глубокое сердечное проникновение в мир детских мыслей и чувств. Он убедительно доказал, что характер отношений педагогов и детей зависит от профессионализма учителя [79].
Для того, чтобы учитель физической культуры стал мастером в решении педагогических задач, ему необходимо целенаправленно развивать свои обще педагогические и специальные (с учетом специфики своей профессии) способности, включая и движению.

Отметим, что работа учителя физической культуры, несмотря на большой удельный вес здесь двигательного компонента, является умственным. Результатом его профессиональной деятельности зависят, как и у учителей других предметов, главным образом, от широты и гибкости ума. Для того, чтобы стать профессионалом, учитель физической культуры должен много знать. В частности, он должен овладеть теорию обучения и воспитания, знаниями медико-биологического цикла, теории и методике физического воспитания, методике применения ТСО, компьютерных технологий.