физкультура и болезни

Трудно переоценить значение физической культуры и спорта в жизни студенческой молодежи, вообще молодых людей, тех, от кого во многом зависит будущее государства, благосостояние ее граждан.

Технический прогресс, стремительный, бурное развитие науки и техники, стремительное увеличение количества новой информации, на фоне значительного уменьшения двигательной активности, делают учебный труд студентов интенсивной, напряженной, а она, соответственно, диктует и более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Понятное дело, что огромные нервно-психические и умственные нагрузки в состоянии преодолеть без вреда и ущерба для здоровья только физически здоровый человек. Соответственно растет значение физической культуры и спорта как важного средства оптимизации учебного процесса, режима жизни, активного отдыха, активизации умственной работоспособности студентов в течение всего периода обучения в вузе.
Повышение роли направленного использования средств физической культуры в период обучения в вузе определяется, в частности, тем, что рабочий режим студента характеризуется в основном малоподвижностью, однообразием рабочей позы в течение 10-12 часов в сутки, что приводит к застойным явлениям крови в отдельных частях тела, а значит, нарушений работы центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, больших нервно-психических напряжений и нагрузок, стрессов. Если к этому добавить еще систематические нарушения режима труда и отдыха, хронические недосыпания и недоедания, тогда становятся понятными причины резкого роста заболеваемости среди студенчества.

Чаще всего студенты болеют: гипертонической болезнью, заболеваниями органов пищеварения и центральной нервной системы, нарушениями работы органов зрения, осанки и тому подобное. Например, гипертоническая болезнь и неврастения возникают в конце первого - начале второго курсов. Сказывается большое нервно-психическое напряжение во время школьных экзаменов на аттестат зрелости, а затем - вступительных экзаменов в вузы. НЕ отдохнув как следует в летний период - обучение в вузах, которое ставит перед первокурсниками много новых сложных проблем и требований, связанных с коренными изменениями характера занятий, резкого изменения устоявшегося периода жизни, его ритма, привычек и тому подобное. Обычно, значительная часть студентов-первокурсников с трудом приспосабливаются к новым условиям жизни и деятельности.

Основным фактором, который влечет возникновение у студентов гастрита, являются систематические нарушения режима питания, его сбалансированности.
Нервные перенапряжения, хронические недосыпания, страх получения отрицательной оценки является причиной заболеваний нервной системы.
Все это приводит к резкому снижению работоспособности студентов, способности воспринимать и усваивать большие объемы информации, ухудшение успеваемости и в конце концов негативно сказывается на качестве подготовки специалистов, здоровье человека.

Таким образом, приведенные примеры, как видим, убедительно свидетельствуют о чрезвычайно важное значение физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья студентов, наличие которого является важной предпосылкой и условием успешного обучения с наименьшими психоэмоциональными и энергетическими потерями. Однако не следует думать, что занятия физической культурой и спортом, как говорят, автоматически сами по себе гарантируют здоровье. Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, влияющих на формирование здоровья человека, взятых за 100%, на занятия физической культурой и спортом приходится 25-30%, на сон - 24-30%, на режим питания - 10-16 %, на влияние других факторов - 24-51%.
Таким образом, состояние здоровья человека определяется взаимодействием большого количества факторов: социальных и биологических, внешних и внутренних, материальных и духовных, которые сложно и противоречиво взаимодействуют между собой. То есть формирование здоровья человека может происходить только в условиях ведения ею здорового образа жизни, соблюдение которого является не только важным составляющим элементом культуры, но и жизненно важным компонентом.

Итак, под здоровым образом жизни понимают такие формы и способы повседневной жизнедеятельности, соответствующих гигиеническим принципам, укрепляют адаптационные возможности организма, способствуют успешному восстановлению, поддержанию и развитию его резервных возможностей.

Здоровый образ жизни и физическая культура органично соединены в своей гуманистической направленности.
К сожалению, не все это понимают, а потому нередко молодые люди не соблюдают элементарных правил гигиены труда, отдыха, быта, режима питания, сна и тому подобное. Так, до 27% процентов студентов, проживающих в общежитиях, они не завтракают. В результате учебные занятия проходят при пониженной работоспособности на 9-21%. До 38% студентов употребляют горячее два раза в день, а то и раз. Отход ко сну в 87% студентов затягивается далеко за полночь, в 1-2 часа ночи. Вследствие хронического недосыпания умственная работоспособность в течение дня снижается на 7-18%.
До 59% студентов начинают самоподготовку в период от 20-й до 24 часов, продолжительность которой в среднем составляет 2,5-3,5 часа. Учебная работа в столь поздний час, безусловно, требует дополнительных затрат нервной энергии и негативно сказывается на качестве сна. Почти 36% студентов занимаются самоподготовкой и в выходные дни. До 60% студентов бывают на свежем воздухе менее 30 мин. в день, 29% - до 1:00, тогда как гигиеническая норма - 2:00.

Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что студенты, которые ведут здоровый образ жизни, активно занимаются физической культурой и спортом, значительно легче переносят трудности студенческой жизни, большие нервно-психические и умственные нагрузки, быстрее приспосабливаются к новым условиям деятельности, лучше учатся и меньше болеют. К тому же, бережное отношение к своему здоровью в студенческие годы является не только залогом успешного обучения, но и важной предпосылкой и условием дальнейшего счастливой жизни, творческого труда, успеха, благополучия.

Итак, если коротко сформулировать основную цель физического воспитания в вузе, то она сводится к следующему: широко используя различные формы и средства физической культуры и спорта, способствовать подготовке всесторонне гармонично развитых специалистов к труду, формированию у студентов потребности самостоятельно овладевать знаниями, умениями и навыками управления физическим развитием человека, способности реализовать современные достижения физической культуры и спорта в социально-профессиональной, физкультурно-спортивной деятельности и в семье.