осанка у детей

Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей школьного возраста во многом зависит от правильной осанки, которую нужно формировать как и двигательные навыки. Правильная осанка воспитывается во время роста детей. Она тесно связана с двигательной функцией и зависит от гармоничного развития мышц всего тела, удерживающие тело, особенно позвоночник в прямом положении от умения управлять отдельными частями тела в пространстве (координировать движения различными частями тела); от привычного двигательного режима (одни дети любят во время перерыва в школе отдыхать в согнутом положении, другие любят поиграть, побегать); от привычки держать свое тело не только в положении стоя, но и во время деятельности.


Правильной осанкой понимают такое привычное положение тела стоя, сидя и при ходьбе, при котором голова, туловище и ноги взаимно размещены наиболее благо приятно для содержания их в равновесии и для нормальной функциональной деятельности всех органов и систем человека.
Формирование правильной осанки имеет оздоровительное и эстетическое значение.
Правильная осанка благотворно действует на работу сердечно - сосудистой системы. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при правильной осанке.

Нарушение осанки, часто встречается в детстве, может привести к расстройствам деятельности организма, а иногда даже к значительным заболеваний и потери работоспособности. Вот почему необходимо постоянно следить за осанкой детей и заниматься гимнастикой, что формирует правильную осанку.
У детей школьного возраста часто можно встретить отклонения от правильной осанки, характеризующееся искривлением позвоночника.
При искривлении позвоночника в поясничной области - лордозе (прогнутая осанка) увеличивается угол наклона таза, укорачиваются поясничные мышцы, растягиваются мышцы живота и живот выпячивается вперед.

При сутулой осанке мышцы спины растянуты и ослаблены, голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены вперед, грудная клетка уплощена. Искривление позвоночника в грудной части и уплощение грудной клетки приводят к уменьшению амплитуды дыхательных движений.
Сколиозы развиваются у детей из-за того, что они неправильно сидят и носят портфель в одной руке, спят на одной стороне, имеют привычку стоять на одной ноге и все делать только одной рукой. Внешне сколиозы проявляются в наклоненном положении плечевого пояса: одно плечо выше другого. Если этот недостаток в осанке становится стабильным, то нарушается деятельность органов, расположенных в грудной клетке, а иногда и брюшной полости.
Осанка с плоской спиной характеризуется уменьшением, а иногда и сглаживанием изгибе позвоночника в грудной и поясничных участках. Позвоночник теряет свою эластичность, движения человека становятся осторожными, быстрая ходьба вызывает болевые ощущения. Грудная клетка уменьшается, что в свою очередь, негативно влияет на функцию органов дыхания.

Эти указанные дефекты в осанке возникают, как правила у ослабленных детей, которые не занимаются физическими упражнениями, а иногда с - при плохих привычек - ходить и стоять как попало, с опущенной головой, сидеть сутулясь и др. Все отклонения от правильной осанки в первой стадии (функциональной) можно легко исправить средствами основной гимнастики.
Первая стадия характеризуется тем, что школьник, который имеет тот или иной недостаток в осанке, по требованию или по своему желанию может принять правильную осанку и сохранять ее на некоторое время, путем напряжения мышц. Это свойство принимать позу, отвечающую правильной осанке, и должна быть поставлена в основу работы по исправлению дефектов.
Особое значение для формирования правильной осанки имеет равномерное развитие всех групп мышц, а также умение управлять движениями всех частей тела.
Однако гармоничное развитие мышц всего тела является лишь условием для формирования правильной осанки. Необходимо обучать умению принимать положение, соответствующее правильной осанке, и сохраняет ее на долгое время, а также формирует специальные навыки в поддержке тела стоя, сидя, при ходьбе и иной деятельности.

Осанка - это рефлекс положения, и для получения условного рефлекса в хранении правильной осанки. При этом необходимо, чтобы те, кто занимается знали, какое положение тела считается правильным, которые существуют отклонения от правильной осанки и какое значение правильной осанки. Они должны наглядно увидеть преимущества правильной осанки, ее эстетичность.

В школе должны быть наглядные пособия, иллюстрируя типы осанки.
Перед тем как учить правильной осанке, необходимо сначала научить детей держать правильно головы. Правильное положение головы в силу действия шейно - тонических рефлексов обеспечивает роз уделение тонуса мышц, содержащих туловище и голову.
Упражнения на ощущение правильной осанки необходимо включать в комплекс общеразвивающих упражнений подготовительной части урока индивидуальной гигиенической гимнастики. Ими нужно начинать и заканчивать комплексы. Детям нужно выполнять эти упражнения ежедневно, по несколько раз в день, чтобы овладеть привычке держаться прямо и следить за осанкой.

Необходимо воспитать привычку всегда держаться исправленным с при поднятой головой, развернутыми плечами и слегка подтянутым животом. Чтобы достичь этого, необходимо регулярно выполнять строевые упражнения, упражнения на равновесие, простейшие упражнения художественной гимнастики и другие. Техника их такова, что они выполняются только с правильной осанкой. Эти упражнения необходимо включать в уроки физического воспитания, в секционные занятия, а некоторые из них повторять дома.

Для воспитания правильной осанки рекомендуется: организовывать беседу школьного врача о значении осанки для здоровья с родителями и детьми; проводить утреннюю индивидуальную гимнастику и занятия между уроками, физкультурные минутки (в процессе уроков); следить за тем, чтобы размеры парт соответствовали возрасту (согласно норм профессора Эрисмана); назначать дежурных, чтобы следили за осанкой на переменах.