Методика проведения уроков физического воспитания

Формирование и совершенствование двигательных функций у детей школьного возраста

Для успешного решения задач физического воспитания детей школьного возраста необходимо всесторонне изучать природу и условия развития их двигательной деятельности. Двигательная функция человека формируется под влиянием внешней среды, постоянно требующей от человека двигательной деятельности и решения самых разнообразных двигательных задач. В связи с изменением и усложнением двигательных задач человек должен непрерывно совершенствовать двигательную функцию. Свойство овладевать различными двигательными действиями тесно связана с деятельностью центральной нервной системы и двигательного аппарата.

 

Биологическая особенность строения двигательного аппарата и рефлекторный принцип его функций позволяют человеку выполнять много разных движений. Способность человека координировать свои действия, переключаться с одних движений на другие в соответствии с условиями внешней среды определяется условнорефлекторные деятельностью и высокой пластичностью нервных процессов.
Благодаря обратной связи с периферией, которые осуществляются через анализаторы, центральная нервная система постоянно информируется о характере выполняемой деятельности и путем переработки этой информации может корректировать данную деятельность и управлять ею.
Современная физиология движений утверждает, что от развития двигательного анализатора зависит возможности управлять движениями своего тела и выполнять движения различной сложности.
Функции двигательного анализатора у детей закономерностям возрастного развития, которое осуществляется на протяжении ряда лет. Семилетний возраст считается переломным в развитии, периодом начала становления свободных движений и совершенствования координационных механизмов в центральной нервной системе.

С 7 до 14 лет проходит активное развитие двигательной функции детей. Дальнейшее развитие функций двигательного анализатора проходит менее интенсивно или даже приостанавливается. Эта возрастная особенность подтверждается также морфологически.
Установлена связь между развитием иннервации суставов и становлением двигательной функции в онтогенезе.
Функции коры больших полушарий и возникновения двигательных условных рефлексов у 13 - 14 - летних развитые значительно лучше, чем в 8 - 9 и 10 - 12 годовых. Таким образом, до 13 - 14 лет достигается высокий уровень развития двигательного анализатора. Повышаются функциональные возможности коры больших полушарий и нервно - мышечного аппарата.
Нужно учитывать, что биологическая зрелость не всегда совпадает с паспортным возрастом. У подростков 12 - 15 лет может быть одинакова биологическая зрелость (степень полового развития), а соответственно близкие данные по физическому развитию и развитию двигательной функции.

Но двигательная зрелость не приходит одна по себе с возрастом, она совершенствуется в тесной взаимосвязи с влиянием окружающей среды и режимом двигательной деятельности, в котором воспитываются дети.
Соответственно, одно из задач физического воспитания детей школьного возраста состоит в формирование двигательной функции, что позволит улучшить условия для роста и развития двигательных способностей детей.
Умение управлять своими движениями и целенаправленно выполнять их в соответствии с потребностями выполняемой двигательной деятельности формируется только при специальном обучении с помощью физических упражнений. Нужно учитывать, что самым важным в обучении является умение оценивать свои движения во времени, в пространстве и по степени мышечного напряжения.
П.Ф. Лесгафт писал: "Каждая Сознательная работа, несомненно, требует серьезного понимания пространства и времени и умения справляться с Этими соотношениями не по книге, а на самом деле" (12 в. 118 - 119).

Для воспитания такого умения используются простые и сложные движения отдельными частями тела, ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие, перенос груза, ползание, акробатические упражнения.
При исполнении данных упражнений ученики должны сопоставлять субъективные ощущения в пространстве, которое они преодолевают, и во времени, которое они тратят на выполнение двигательных действий, с информацией, получают от учителя. Срочная и текущая информация о времени, пространстве и степень мышечных усилий в процессе двигательной деятельности позволяет выработать у учащихся дифференцировки на различные величины этих параметров, что очень важно для управления движениями.

Сознательное управление двигательной деятельностью успешно осуществляется при умении точно дифференцировать время, пространственные и силовые параметры двигательного акта, а это умение тесно связано с развитием чувств, и особенно мышечного чувства. Через органы чувств возникает связь с внешним миром.

По мнению В. В. Гориневского "Чем меньше развиты органы слуха, зрения и все другие чувства, тем более ограничена деятельность человека и тем менее он развит" (5, ст.116).
Специальными исследованиями установлено, что дети, овладевшие умением сознательно управлять своими движениями в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий, успешно справляются с различными двигательными действиями, чем дети, которые этому не научились. Их деятельность активная, они умеют сопоставлять, определять сходство и отличие двигательных актов. Если детей обучать двигательным действиям НЕ научив их управлять своими движениями, то двигательные возможности будут ограничены, двигательная способность к импровизации движений будет затруднена.