Гимнастика создана на основе многовекового опыта и достижений современной науки в области физического воспитания. В процессе занятия гимнастикой наиболее успешно решаются задачи всестороннего физического развития и совершенствуются двигательные возможности человека. Разнообразные упражнения благотворно влиять на все цепочки двигательного аппарата, на все группы мышц и системы органов. И поэтому не случайно люди, регулярно занимающиеся гимнастикой, отличаются равномерным развитием мускулатуры, хорошей осанкой и ловкими движениями.


Гимнастика имеет большое оздоровительно - гигиеническое значение. Один из известных мыслителей древнего мире Плутарх, оценивая оздоровительное значение гимнастики, сказал: "Гимнастика - целебная часть медицины". Корифеи мировой науки, российские ученые И.М. Сеченов, Павлов, И.Н.Мечников, П.Ф.Лесгафт большое значение придавали физическим упражнениям, особенно гимнастическим и считали их лучший способ повышения жизнедеятельности и работоспособности, а также оздоровления и активного отдыха.
Гимнастика - наиболее эффективное средство продления жизни, поддержания жизнеспособности всех органов человека. Здесь будет уместно привести слова профессора И.Н. Саркизов - Серазини: "будь, настойчив, Невзирая на годы, начинайте заниматься гимнастикой, и положительный результат от вековечного источника долголетия НЕ замедлит сказаться и на очертания вашего тела и на деятельности всех ваших важнейших органов" (10, ст.145).
Гимнастикой могут заниматься все: дети и подростки, взрослые и пожилые люди, хорошо подготовленные физически и зрительные и больные. Гимнастикой занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших учебных заведениях, в спортивных школа, в оздоровительных учреждениях для детей и взрослых.
Гимнастика обеспечивает прикладную подготовку занимающихся. На занятиях гимнастики совершенствуются такие жизненно навыки и умения, как ходьба, бег, равновесие, метание, прыжки, ползание, перенос груза и другие, которые могут применяться в повседневной жизни человека.
Большое значение гимнастики, также как средство эстетического воспитания человека. Средства гимнастики сказаться не только на формирование хороших форм тела, но они и сами по себе хороши. Эффективность технического исполнения других видов физических упражнений определяется количественными мерами: секундами, минутами, метрами и др., В то время, как гимнастические упражнения оцениваются восторгом от их выразительного, технически правильного выполнения.
Богатое и педагогическое значение гимнастики. Специфические особенности выполнения средств гимнастики, особенности организации их проведения позволяют наиболее успешно решать задачи воспитания подрастающего поколения. Выполнение двигательных действий в гимнастике точно обусловлено, существует
твердый, детально регламентирован порядок занятий, есть свои традиции и свой стиль организации процесса обучения. Все это дисциплинирует учеников, приучает их внимательно относиться к процессу физического воспитания, способствует воспитанию трудолюбия, воли и характера.
Гимнастика это яркий пример из "единения умственной образования и физического воспитания. Процесс обучения основан на широком использовании анализа и синтеза движений, на воспитании умений владеть и управлять своими действиями, на творческом создании новых двигательных координаций, на развитии познавательных способностей. Все это стимулирует интеллектуальную деятельность , формирует умственные активность, пластичность и мобильность центральной нервной системы. П.Ф. Лесгафт, говоря о своей системе гимнастики в школе, писал: "Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что Должны составлять нераздельную задачу школы; всякое одностороннее развитие непременно нарушит гармонию в образовании и НЕ создаст условий для развития человека "(12, ст. 287).
Гимнастика включает в себя систему специально разработанных физических упражнений. Но в ней можно применять любую физическое упражнение, если она используется в соответствии с требованиями гимнастического метода и направлена на решение задач всестороннего физического развития.
Гимнастические упражнения возникли в связи с необходимостью удовлетворения жизненных потребностей человека. Поэтому, многие из них основаны на движениях заемных из трудовой, боевой и бытовой деятельности человека (ходьба, бег, ползание, прыжки, равновесие, метание, переноска грузов и др.) По мере развития общества и научных знаний о практике физического воспитания, стали возникать абстрактные движения, представляющие собой элементарные движения, выделенные из целостных двигательных действий. Они составляют большинство гимнастических упражнений и приминяються главным образом для обучения основным движениям, для развития физических качеств и решения различных педагогических задач. Сюда входят упражнения для отдельных частей тела, упражнения на различных гимнастических устройствах и др. Арсенал гимнастических упражнений очень разнообразен. Их принято классифицировать в соответствии с педагогическими задачами, которые решаются с помощью упражнений:
1. Строевые упражнения;
2. Обще развивающие;
3. Свободные;
4. Прикладные;
5. Прыжки;
6. Упражнения на гимнастических устройствах;
7. Акробатические;
8. Упражнения художественной гимнастики.
Система гимнастических упражнений постоянно совершенствуется. Упражнения выполняются в соответствии с требованиями гимнастического стиля, который передумовлюе определенную манеру исполнения, соблюдения установленных технических требований (по внешней форме) и определенного характера исполнения.
Упражнения, как правило выполняются из исходных положений, благодаря чему уточняется действие упражнения на организм человека, а также формируются соответствующие двигательные навыки. Упражнения выполняются как без предметов, так и с ними.
Применение гимнастических снарядов (скамейки, бумы, лестницы, шести, канаты) и предметов (палки, гантели, булавы, набивные мячи, амортизаторы и др.) Способствует совершенствованию двигательных возможностей учащихся.
По тому как упражнения влияют на организм человека, их можно разделить на следующие группы:
1. Упражнения направлены на общее развитие физических качеств и двигательных возможностей (строевые упражнения, общеразвивающие).
2. Упражнения, направленные на формирование жизненно необходимых навыков и умений (прикладные упражнения, простые прыжки).
3. Упражнения, направленные на развитие и совершенствование двигательных и волевых качеств (вольные упражнения, опорные прыжки, акробатические упражнения, упражнения художественной гимнастики).