Статьи → Эмо культура

Полезные статьи, это нельзя не знать

Субкультуры-fresh: Трейсеры

Алексей Чигрецкий, 21 год, студент МПГУ, руководитель проекта ParkourCreation:

— Паркур — это искусство рационального перемещения. Это умение мгновенно оценить ситуацию. Это преодоление своих границ не только на тренировке, но и в жизни. Каждое занятие — это самосовершенствование, как физическое, так и моральное.

Не могу сказать точно, почему паркур появился именно сейчас. На мой взгляд, в 1970-х, например, главное, что будоражило умы, — музыка. В конце 1990-х и сейчас ― спорт, молодёжный и экстремальный. И паркур как раз оказался на волне. Он стал популярен ещё и из-за того, что тут неважно, сколько ты зарабатываешь: нам не нужна дорогостоящая экипировка или техника. В сообществе трейсеров может находиться 13-летний подросток, выросший в бедном районе, и 30-летний бизнесмен, у которого несколько миллионов евро в швейцарском банке. Они будут общаться на равных. Более того, они будут частью одной команды, и вполне возможно, что именно подросток станет тренировать 30-летнего дядьку.

Паркур — это командная дисциплина. Практически любой трейсер находится в группе единомышленников, и лишь единицы предпочитают заниматься и существовать отдельно от остальных. Зачастую трейсеры вне тренировок ещё и друзья, поэтому нередко гуляют вместе, ходят на концерты и в кино.

Девушки в паркуре — относительно редкое явление, но всё же они есть. Большинство из них занимается паркуром как своего рода фитнесом, для поддержания формы. Только такие занятия намного интереснее и разнообразнее, чем в обычных тренажёрных залах. Есть девушки, которые увлечены паркуром серьёзно, регулярно тренируются и имеют хорошие навыки, но встретить настоящую девушку-трейсера практически невозможно.

Одно из главных правил паркура: быть сильным, чтобы быть полезным. Нужна твёрдая, нерушимая убеждённость в том, что все члены команды придут на помощь в любой ситуации. Трейсеры могут быть полезными и для общества в целом. Сейчас идеальный образ человека, занимающегося паркуром, — это свободный романтик, некий Робин Гуд, для которого не существует границ и в перемещении, и в повседневных делах, который свободен, но в то же время чуток и готов к помощи. Такие ценности в паркуре — от его основателя Давида Белля, чей отец был пожарным и имел очень много наград за подвиги в спасательных операциях.

Но не только это повлияло на принципы паркура. «Искусство рационального перемещения» многое заимствовало из «натурального метода», разработанного французским морским офицером Джорджем Хербертом. Он путешествовал по миру и, будучи в восторге от пластики и навыков передвижения одного из африканских племён, разработал «натуральный метод», в основе которого скалолазание, бег, координация, поднятие тяжестей, плавание и прыжки.

Субкультура трейсеров появилась чуть позднее возникновения самого паркура. В 1997 году Давид Белль впервые появился на французских телеэкранах в небольшом репортажном фрагменте. Основатель паркура рассказал о своём «изобретении», а также наглядно показал его в деле. Это произвело эффект бомбы. Паркур стал сначала известен в Европе, а затем и во всём мире. Тогда же Давид Белль, Себастьян Фука и их друзья основали первую команду под названием «Ямакаси», что в переводе с одного из языков Конго означает «сильный духом и телом». Трудно сказать, был бы паркур сейчас, если бы Белль и Фука его не придумали. Но определённо что-то подобное возникло бы, ведь это отличный выход энергии и очень «цепляющее» увлечение. К тому же был Джеки Чан, и паркур, наверное, мог появиться на основе его движений.

Можно считать, что в России паркур начался с открытия сайта команды The Tracers (1 октября 2002 года). СМИ поспособствовали тому, что очень быстро прижился термин «паркурщики», хотя трейсеры его не признают до сих пор. Из-за фильмов о паркуре и бума в прессе на улицы хлынули массы подростков, пытавшихся без подготовки исполнить элементы, которые нужно тренировать месяцами. Возросло количество травм, нередко можно было столкнуться с хулиганством со стороны таких псевдотрейсеров. Поэтому к 2007 году много кто считал, что паркур связан с вандализмом и глупой тратой времени. Но настоящие трейсеры никогда не пишут и не рисуют на стенах. Среди тех, кто занимается паркуром всерьёз, принято уважать чужую собственность. Они также не пьют и не курят на тренировках. Да и вообще редко имеют вредные привычки.

Чаще всего трейсеров можно встретить в районе станций метро «Проспект Вернадского», «Чертановская», «Алексеевская», «Коньково», «Воробьёвы горы» и «Фрунзенская». Но в других районах трейсеры тоже тренируются — там, где нет мрамора, плитки: для наших занятий это очень плохое покрытие.

В паркуре нет списка обязательных движений, как, например, в гимнастике. Когда трейсер бежит и перед ним возникает препятствие, он преодолевает его тем движением, которое наиболее эффективно в данной ситуации и больше всего подходит именно этому трейсеру (по строению тела, по выносливости, по физической подготовке). Паркур учит разумно реагировать на возникшие трудности, адекватно себе и своему уровню физического развития. Тело должно прогрессировать плавно. Смысл в том, чтобы постоянно работать над качеством, а не над силой.

Одежда должна этому максимально способствовать, быть удобной, и лейбл здесь совершенно неважен. Трейсеры предпочитают костюмы из натуральных тканей, а не болоньевые. Брюки должны быть очень свободными, чтобы в них было удобно прыгать. Такая привычка распространяется и на повседневную одежду. Всё это можно купить в любом магазине. Мои брюки, например, из «Декатлона». Кто-то покупает в Reebok или Nike, но там они довольно дорогие, их жалко портить на тренировках. А мы ведь падаем, пачкаемся, можем зацепиться за что-то. Летом мы иногда тренируемся в шортах.

Трейсеры часто носят балахоны с капюшоном, потому что это удобно. Особенно если во время тренировки идёт дождь. Когда уже +5, приходится надевать шапку: в процессе потоотделения голова теряет большое количество влаги, а заниматься при такой температуре определённо холодно.

Рюкзак не должен мешать при прохождении трассы, поэтому обычно он плоский, без лишних карманов, замков и шнурков. В него кладут только самые необходимые вещи: деньги, телефон, проездной на метро и ключи. Найти такой рюкзак непросто, но если поискать, то почти у каждого из известных брендов обнаружится нужная модель. Мой, например, фирмы New Balance.

Кроссовки мы носим обычные беговые: в них лучше отталкиваться от стен, прыгать, карабкаться и, естественно, бегать. Некоторые трейсеры занимаются в бойцовских кедах или босиком. Самую демократичную по цене модель кроссовок выпускает фирма Kalenji. Они стоят всего 500 рублей и могут продержаться около трёх месяцев.

У каждого трейсера как яркой личности, скорее всего, будет своя фишка, особенность. Мы любим интересные причёски. Это могут быть дреды или косичка. Трейсеры люди творческие, часто делают видеоролики о паркуре. Обычно элементы снимаются с нескольких дублей. Угнаться за трейсером, чтобы заснять прохождение всей трассы, посторонний человек не сможет. Выход — такая портативная камера, как на мне. Её можно купить через Actioncams.ru, например. Она создана специально для спортсменов. Записывающее устройство я кладу в рюкзак. Интересные моменты иногда выкладываю на YouTube.com. Прохождение трассы обычно занимает 4―5 минут, которые отнимают больше сил, чем размеренная двухчасовая тренировка.

Часто видеоролики сопровождаются какой-нибудь динамичной музыкой, выбор зависит от монтажёра. Если делить очень грубо, отсекая отдельные вкусы, в музыкальных увлечениях трейсеров можно выделить три направления, два из которых связаны с протестом, свободой (рэп и панк), а одно — с выбросом адреналина (электронная музыка).

Иногда трейсеры тренируются с плеером. Но когда, например, настраиваешься на прыжок, а трек меняется, это сбивает — а в паркуре всё должно быть гармонично, ведь это больше чем умение правильно двигаться.