ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТРЕНИРОВКАМ И СОХРАНЕНИЯ ИХ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ

Кандидат педагогических наук. мастер спорта Э.С. Озолин

Кажется, нет ничего сложнее и важнее, чем подготовка юных спортсменов. Как-то у одного из самых известных писателей спросили: "Как писать книги для детей?". Он ответил: "Так же, как и для взрослых, только намного лучше". Это в полной мере относится и к работе детского тренера, тем более что спортивная литература и методы тренировки, как правило, не придают существенного значения особенностям подготовки юных атлетов с учетом различий процесса развития детского организма. Мне, например, известен такой факт: детским тренерам предложили подготовить тренировочные программы для юных спортсменов 10-13, 14-16 и 17-19 лет. В итоге были представлены программы, аналогичные друг другу, которые различались лишь общим объемом тренировочных нагрузок, т.е. начинающим и вполне зрелым атлетам предлагалось работать примерно одинаково, с разницей лишь в количестве повторений тренировочных заданий. Все это побудило обсудить проблемы юношеского спорта, которые освещаются в современных информационных источниках за рубежом.

Направления публикаций специализированных журналов и изданий, а также сайтов Интернета, которые охватывают проблемы детско-юношеского спорта, весьма обширны.

Среди них рассматриваются критерии определения наиболее рациональных возрастных диапазонов для тренировки и соревнований, вопросы двигательной активности молодых спортсменов, таких как частота, длительность и интенсивность тренировочных занятий, соотношения подготовительного и соревновательного периодов и многие другие.

Однако наибольший интерес представляют работы, в которых поднимаются проблемы привлечения юных спортсменов к тренировкам и их сохранения в спортивных секциях. Это определяется все возрастающим ростом значения спорта как одного из наиболее доходных и массовых элементов зрелищной индустрии, при этом мощные спортивные корпорации (можно назвать их так), например американский футбол, хоккей, теннис, легкая атлетика и многие другие, начинают испытывать острый недостаток в притоке спортивных ресурсов и их сохранении в системе спорта (R. Wensor, 1996; L.K. Sanderson,1997; O. Bar-Or, 1996; R.M. Malina, 2002). По аналогии с промышленностью спорт начинает испытывать тревогу по поводу недостатка "природных ресурсов", пополняющих спортивную индустрию.

Эта ситуация хорошо отражена Brown & Elliot (2001), утверждающих: "Все организации озабочены поисками талантливых спортсменов, которые могут стать олимпийскими и мировыми чемпионами. Привлечение и сохранение таких атлетов в своей системе становится предметом жестких схваток между различными видами спорта". Действительно, к примеру, в США в высшей профессиональной лиге американского футбола играют 26 команд, причем заявочный лист на каждую игру включает 53 полевых игрока, таким образом, около 2000 профессиональных игроков задействованы в розыгрыше "Супер кубка", за которым наблюдает по телевидению вся страна. А ведь существует еще 39 летних олимпийских видов спорта и 15 зимних, а также профессиональные баскетбольные, хоккейные и иные лиги. Неудивительно, что в рамках своей территории спортивным менеджерам становится тесно и приходится рыскать по всему миру в поисках юных талантов, привлекая их перспективой получить образование в США. Во время моей работы за рубежом я наблюдал, например, такой факт, когда гимнастку, занявшую на чемпионате мира 66-е место с программой нашего мастера спорта, пригласили на обучение 16 американских университетов (!).

Наша страна еще не столкнулась с этой проблемой, но такой момент может наступить, и мы должны быть готовы к этому. Хотя посмотрите на наш славный футбол - сколько легионеров прикупили наши сильнейшие и слабейшие клубы. Такая небольшая страна, как Чехия, с населением 10,3 млн человек получила от наших клубов десятки миллионов долларов за игроков и тренеров - неплохой доход для небольшого государства! Наверняка эти деньги будут потрачены на инвестиции в детский спорт, с тем чтобы продолжать развивать этот прибыльный бизнес, решая параллельно проблему оздоровления нации и отвлечения юношества от пагубных привычек. Может быть, стоит подумать о соответствующем законодательстве для спортивных организаций нашей страны, где необходимо четко прописать: "Купил легионера - внеси такую же сумму (или часть) на развитие детско-юношеского спорта". Правда, я с сомнением вижу эту перспективу, поскольку председатель думского комитета по спорту - президент футбольного клуба, а там правят его величество бизнес и "короткие деньги", а не забота о подрастающем поколении.

Тенденция к сращению спорта и бизнеса будет все глубже проникать и в детский спорт. Вот, например, некоторые положения, которые высказывает Президент Европейской легкоатлетической ассоциации тренеров Ф. Дик (F. Dick, 2003).

По его мнению, те, кто заведует коммерческим сектором в спорте, постоянно призывает нас думать о современном спорте, как о бизнесе, где имеется термин "клиент". В бизнесе также существует понятие "обслуживание", которое подразумевает помощь от телевидения, спонсоров, вкладывающих свои инвестиции в спорт, а также зрителей, читателей и просто болельщиков, обеспечивающих денежную поддержку. Клиенты в коммерческом секторе определяют фактор успешности борьбы за место в общей структуре спорта. Мы должны учиться основам экономики в рамках маркетинга с целью обеспечения качества обслуживания наших клиентов на таком уровне, чтобы они оставались нашими клиентами на всю жизнь.

Быть участником гонки за клиентом - значит понимать, что удовлетворение требований клиента - основное условие бизнеса. Следует учитывать, что все те, кто работает в нашем спорте - администраторы, технические работники, тренеры, а также спонсоры, журналисты местных регионов и национальные, - все они погибнут, если мы не будем бороться за клиента.

Борьба за клиента, т.е. нашего спортсмена, означает следующее: привлечь его, слушать его, думать, как он, предвосхищать его требования и решать его проблемы.

Поскольку качество нашей работы в итоге выливается в результат, являющийся следствием трех основных обязанностей: собственного совершенствования, уверенности, что мы продолжаем свою деятельность наилучшим способом и, самое главное, обеспечиваем тренировку спортсмена, учитывая, что он наш клиент.

Конечно, высказывания известного спортивного менеджера, прямо скажем, несколько тенденциозны, но все же стоит прислушаться и к такой трактовке отношения к спортсмену. Не нужно принимать рекомендации автора дословно, относясь к атлету подобострастно, угодливо спрашивая: "Чего изволите, сэр?", но его настоящую и будущую стоимость, несомненно, необходимо принимать во внимание.

Вопросы сохранения юных спортсменов в спорте интересуют многих теоретиков и практиков спорта. Так, директор ассоциации тренеров Олимпийского комитета США Сузи Т. Ривальд (S.T. Riewald, 2002) отмечает, что каждый год в США 35% юных спортсменов, принимавших участие в соревнованиях, уходят из спортивных секций. Некоторые переходят в другие виды, некоторые заканчивают спортивные выступления. Эта ситуация беспокоит спортивные федерации, а также поднимает вопрос о здоровье и здоровом образе жизни, особенно тех, кто покидает спорт навсегда.

Определено, что один из главных факторов, привлекающих детей в спорт, - прежде всего общественное мнение, складывающееся благодаря воздействию средств массовой информации, а также, что очень важно, влиянию родителей.

Сами юные спортсмены отмечают следующие факторы, привлекающие их в тренировочные секции:

- получать удовольствие;

- развивать свои физические способности;

- приобретать друзей;

- быть в спортивной форме.

Радость и удовольствие - одни из наиболее значимых факторов привлечения в спорт и продолжения занятий. Понятие "получать удовольствие" требует более внимательного рассмотрения, для того чтобы выяснить, что спортсмены подразумевают под ним, когда говорят, что в спорт они пришли, чтобы получать удовольствие, и прекращают занятия, когда удовольствия нет. С.Т. Ривальд проводила исследование юных спортсменов, определяя, что, по их мнению, доставляет им удовольствие в спортивных тренировках. Ответы были ранжированы следующим образом:

- быть на хорошем счету у тренера, слышать от него похвалы;

- быть среди друзей;

- испытывать чувство победы;

- быть членом команды в играх и эстафетах;

- разнообразная тренировочная работа.

Учитывая это, мы должны уделять перечисленным факторам особое внимание, когда стараемся привлекать спортсменов в свой вид спорта и строить тренировку, удовлетворяя желания юных атлетов.

Необходимо отметить, что понятие "получать удовольствие" для определенных возрастных групп различно. Кроме того, спортсмены предлагали свои определения этого понятия: "зарабатывать медали и призы", "соревноваться в эстафетах", "тренер хорошо знает меня", "получать спортивные майки". Более зрелые спортсмены предлагали ответы: "жесткая работа", "командные соревнования", "тренировка в силовом зале".

Таким образом, командный дух, друзья, положительные эмоции, взаимопонимание с тренером, смена вида тренировочной работы - все это создает позитивное настроение у юных спортсменов. Вот некоторые примеры, которые можно использовать в практике подготовки молодых атлетов:

- как можно больше командных соревнований и эстафет. В индивидуальных соревнованиях побеждает только один спортсмен, в командных - все члены команды;

- проводите соревнования в различных дисциплинах, смежных с вашим видом спорта;

- создавайте возможности взаимодействия с друзьями, способствуйте развитию отношений между детьми вне тренировочных занятий;

- больше узнавайте о своих подопечных, о каждом в отдельности;

- юные атлеты - дети компьютерной эры, поэтому спорт тоже должен соответствовать правилам компьютерных игр;

-постоянно обсуждайте проблемы с каждым ребенком, поощряйте и развивайте знания детей в вашей области;

- усиливайте командный дух в коллективе: командные приветствия, единая униформа, командные вечера и т.д.;

- поощряйте и награждайте призами не только победителей, но и атлетов, которые добились своих личных рекордов;

- поощряйте спортсменов перед строем, ругайте за ошибки -отдельно.

Таким образом, основываясь на ответах, полученных при опросах юных спортсменов, можно сделать некоторые выводы. Первый: взрослые и дети по-разному определяют понятие "получать удовольствие", и мы должны прежде всего опираться на определение детей. Второе - это то, что организованный спорт - это действительно удовольствие для детей, и он должен охватывать многие аспекты тренировочной деятельности. Третье: удовольствие, определенное детьми, должно быть внедрено в тренировочный процесс. И последнее: при взрослении спортсменов их отношение к удовольствиям меняется, таким образом, удовольствие для 10-11-летних отличается от такового у более взрослых атлетов.

Несомненно, что общий климат тренировочного занятия в первую очередь создается тренером. Как должны действовать тренеры, чтобы добиться успеха в подготовке юных спортсменов:

- способствовать им в развитии стремления к совершенствованию;

- разрабатывать такие тренировочные программы, которые достигали бы реальных и прогрессивных целей;

-позитивно оценивать достижения спортсменов;

- постоянно общаться с атлетом, давая советы по тренировке, диете и другим вопросам. Все, что вы скажете или не скажете своему подопечному, в конце концов может повлиять на его результативность и ваш успех как тренера;

- уважать своих атлетов, и они будут уважать вас. Если они вас уважают, то с удовольствием будут учиться у вас и достигать выдающихся результатов ради вас. Отчитывать их за ошибки только при достаточном основании, и тогда они не будут бояться вас и полюбят спорт;

- убеждать спортсменов, что успехи - результат их способностей и ответственного отношения к тренировкам;

- постоянно корректировать технические погрешности;

- показывать личный пример - быть моделью поведения;

- заботиться об их безопасности;

- относиться ко всем одинаково, не разделяя на лучших и худших;

- тренировать не для побед, а для прогресса физических качеств и техники;

- поощрять спортсменов к тому, чтобы они задавали вопросы во время тренировочных занятий;

- быть внимательным не только к словам спортсменов, но и к другим деталям, таким как внешний вид, артикуляция, выражение лица и т.д.;

- повышать уровень своего образования, быть в курсе всех спортивных, государственных и международных новостей;

- быть в постоянном контакте с родителями юных атлетов и вовлекать их в обсуждение занятий, возможно, в участие в самом тренировочном процессе.

Теперь обратимся к проблеме ухода юных атлетов из спорта.

В последнее время заметен факт ухода из спортивных секций в связи с переключением на другие, более привлекательные, сферы активности, такие как музыка, телевидение, компьютеры, фильмы, экстремальный и автомобильный спорт и т.д. (Baur, 1994; Frohlich, 2002). Если такое направление будет продолжать развиваться, то логично заключить, что со временем роль спорта в нашем обществе значительно уменьшится. Мы можем оказаться перед проблемой потери в будущем многих талантливых спортсменов.

Серьезный спорт в настоящее время состоит из множества факторов, и нет сомнения, что уход из спорта также происходит в результате воздействия разнообразных причин. Прошло то время, когда спорт был как бы вторичным, не самым главным в жизни атлета. Сейчас такое положение в корне изменилось даже для молодых спортсменов. В настоящее время спортивная карьера сопровождается длительным и хорошо разработанным процессом

физического развития, характеризующимся высокими физическими нагрузками и жестким спортивным режимом, включающим календарь соревнований, тренировочные циклы, тренировочные лагеря, восстановительные процедуры и пр. Конфликты между серьезными требованиями современной системы спортивной подготовки и многими другими факторами являются причинами ухода из спорта юных атлетов.

На основании изучения информационных источников можно выделить следующие факторы, влияющие на уход из спорта или продолжение карьеры (Bussmann, 1995):

- стресс (конфликт между образованием или работой);

- травма;

- влияние родителей;

- влияние тренера;

- мотивация;

- конфликт интересов (между серьезными занятиями спортом и свободным временем);

- социальная активность;

- критика профессионального спорта.

Стресс (конфликт между образованием или работой). Известно, что учеба или подготовка к профессиональной карьере может проходить одновременно с серьезными занятиями спортом. Это большая проблема - выдерживать двойную нагрузку учебы и тренировки в спорте. Наиболее часто встречающейся причиной окончания спортивной карьеры является проблема времени, т.е. совмещения времени для учебы и тренировок. Параллельные занятия в школе или институте и серьезная тренировка в настоящее время стали значительно труднее, чем некоторое время назад (Richartz/Brett-Schneider, 1996). Напряжение для спортсменов высокого класса постоянно возрастает, что прежде всего связано с расширением международного и внутреннего календаря соревнований, в том числе и для юных спортсменов. В связи с этим создание определенных условий для каждого спортсмена в отдельности позволит позитивно решить вопрос совмещения учебы или работы со спортивной карьерой. Предоставление возможности учиться по индивидуальным учебным планам, заочное обучение и следование примеру юных зарубежных атлетов, которые используют Интернет для обучения в колледжах и университетах, - наиболее реальный путь сохранения талантливых атлетов в спорте.

Травматизм. Считается, что одним из факторов ухода из спорта является травматизм. Действительно, травматизм в современном юношеском спорте - реально угрожающая проблема. Так, во время второго юношеского чемпионата мира по легкой атлетике в Будапеште из 1032 спортсменов 118 были травмированы и 71 атлет жаловался на здоровье, т.е. каждый пятый участник выбывал из соревнований.

По мнению K. Piko (2002) - члена медицинского комитета ИААФ,- необходимо учитывать влияние возрастного развития на всех этапах подготовки юного атлета, а также различия между девочками и мальчиками. По-видимому, многие спортсмены, принявшие участие в Чемпионате мира, особенно юноши (это показал анализ распределения травм среди юношей и девушек), пострадали именно из-за несоответствия биологического возраста и тренировочных нагрузок. Поэтому в тренировочном процессе и соревнованиях особенно важно учитывать возрастные изменения - в противном случае травматизм неизбежен. В соответствии с закономерностями развития костной структуры растущего организма травмы в разном возрасте обычно случаются в определенных местах нижней части тела (B. Vackenzie, 2003). В первые десять лет развития детей образуются изменения трубчатых костей, в то время как в последующее десятилетие больше страдают вторичные структуры (пяточная кость, коленная чашечка, тазовые кости и т.д.). Поэтому наиболее часто встречающиеся травмы в возрасте 10-13 лет - это травмы стопы, в 12-16 лет - колена, в юношеском возрасте- спины и тазовой области.

В соответствии с этими наблюдениями идеально, по моему мнению, регулировать направленность тренировочных нагрузок индивидуально, с учетом биологического возраста, основываясь на анализе структуры костной ткани. К примеру, значительную часть тренировочной работы для групп начальной подготовки можно рекомендовать проводить на мягком грунте, а также предлагать большое количество упражнений и игр на песке. К сожалению, объем статьи не позволяет привести весь перечень методических рекомендаций по предотвращению травм в детском возрасте, но для работы тренера направленность тренировочных программ должна быть достаточно четко определена.

Конечно, если риск возможности завершения карьеры возрастает вследствие получения травмы, этот фактор должен приниматься во внимание. Больше того, необходима серьезная поддержка спортсмена в период длительного восстановления после травмы.

Влияние родителей. Помимо общего воздействия родителей на процесс развития ребенка, их отношение к спорту и поддержка юного спортсмена - одни из основных факторов, способствующих спортивной карьере своих детей. Они играют главную роль в мотивации и поддержке юных спортсменов. В случае травматизма и при завершении карьеры родители играют наиболее важную роль в стабилизации эмоционального состояния своих детей. Благодаря поддержке (эмоциональной, материальной и информационной) родители являются своеобразным двигателем в развитии спортивной карьеры юных атлетов. Необходимо возможно чаще привлекать родителей к тренировочному процессу. Xороший пример в этом плане демонстрирует специальная программа, разработанная в Австралии, где юные спортсмены от 6 до 14 лет принимают участие в соревнованиях вместе с родителями. Как сообщает сайт этой программы, в 2001 году 99 788 юных спортсменов приняли участие в таких соревнованиях. Многие члены национальной команды Австралии подтверждают тот факт, что участие в соревнованиях по этой программе являлось существенным фактором их дальнейшей карьеры.

Преждевременное завершение спортивной карьеры зависит от слабой поддержки со стороны родителей: "юные

спортсмены часто покидают спорт не по чисто спортивным причинам, а в результате ослабления поддержки окружающих людей" (Frohlich, 2002).

Однако достаточно часто случается, что поддержка помимо своей позитивной роли иногда выражается в непомерном давлении на юного атлета, что может вызывать у него определенное отвращение к спорту (Alfermann, 2002). Такие случаи характерны для видов спорта, в которых требуются большие финансовые затраты для тренировочных занятий, таких как фигурное катание, хоккей и некоторые другие.

Влияние тренера. Многочисленные исследования свидетельствуют о существенном влиянии взаимоотношений спортсмена и тренера как в случае прекращения карьеры, так и при продолжении серьезных занятий спортом. Тренеры играют решающую роль и в улучшении спортивного результата, и в вопросе завершения карьеры. Их позитивное и негативное влияние, повышающееся по мере возрастания спортивного мастерства, чрезвычайно существенно.

В интервью с 228 ганболистками, покинувшими спорт, Singer (1992) выявил, что главный фактор - это невысокие человеческие и социальные качества их тренеров. Из этого можно заключить, что хорошие взаимоотношения тренера и спортсмена - очень важный фактор поддержки серьезной спортивной карьеры.

Тренеры не должны:

- разрешать спортсменам соревноваться вне своей команды;

- критиковать физические качества юных атлетов;

- объяснять успех спортсменов стечением обстоятельств или слабостью соперника;

- говорить о недостатках юного атлета в присутствии других спортсменов;

- учить возможным уловкам и действиям в обход правил;

- склонять учеников к употреблению запрещенных препаратов.

Мотивация. Личные мотивационные характеристики - важная причина достижения высоких результатов и нахождения в спорте длительное время. Такими характеристиками являются высокая и специфично ориентированная мотивация на высокий результат, использование специальных дыхательных процедур и проговаривание собственной ответственности за определенные действия. Реальная оценка своих возможностей стимулирует успешность выступлений, а также учит преодолевать неудачи, что помогает долго оставаться в спорте.

Спортсмены, покинувшие спорт (по контрасту с оставшимися в нем), отмечали, что соревновательная ситуация оказывалась для них более трудной, чем ожидалось. Они сообщали, что испытывали психологическое давление накануне соревнований и что частичный успех не компенсировал многих неудач. Дополнительно эти спортсмены говорили о постоянном беспокойстве, которое сопровождало их в начале занятий спортом, и потере самообладания при определенных соревновательных ситуациях. Frohlich (2002) сообщает, что "желание овладевать новыми спортивными элементами и стремиться добиваться хорошего результата на соревнованиях было отмечено значительно сильнее у активно занимающихся атлетов, нежели у покинувших спорт". Таким образом, мотивация - важный фактор как для достижения хорошего результата, так и для дальнейшего продолжения спортивной карьеры. Тренеры должны овладевать специальными знаниями и методами мотивирования своих атлетов, с тем чтобы сделать свою работу более продуктивной.

Конфликт интересов (между серьезными занятиями спортом и свободным времяпровождением ). Как только серьезные занятия спортом перестают быть второстепенной частью жизни для многих спортсменов, проблемы рассматриваемого конфликта, как правило, не возникает. Хотя для многих атлетов этот конфликт служит причиной завершения спортивной карьеры. Frohlich (2002) отмечает, что юные атлеты, покидающие спорт, предпочитают проводить время с друзьями или заниматься другими делами, а чаще не делая ничего. Скорее всего, недостаток свободного времени - оправдание для атлетов с низкими спортивными результатами. Конфликт в этой области обязательно должен учитываться при составлении любой тренировочной программы. Важно постоянно учитывать интересы атлета, с тем чтобы избежать его преждевременного ухода из спорта. Как только возможность такого решения начинает проявляться, необходимо проводить специальные беседы с целью его исключения.

Спортсмены не должны быть вне общей социальной структуры общества, и это должно учитываться при составлении любых тренировочных и соревновательных программ.

Заключая, хотел бы отметить, что в отечественном детско-юношеском спорте к настоящему времени заметен определенный крен в сторону излишней формализации подготовки нашей будущей смены. У нас лучше, чем где-либо в мире, разработаны тестовые процедуры и нормативы для выявления талантливых спортсменов, а также тренировочные планы и этапные контрольные результаты по мере спортивного совершенствования. Да, это крайне важно и необходимо в тренировочном процессе, но не надо забывать, что мы имеем дело с юными членами нашего общества в постоянно меняющихся социальных условиях. Они быстрее, чем мы, адаптируются к этим переменам. и нам, всем, кто вовлечен в процесс подготовки юных спортсменов, нужно помнить об этом и предвосхищать возможные конфликты и недоразумения, которые могут появиться в практике тренировочной работы. Создание позитивного психологического климата и постоянное личное совершенствование в теории и практике спорта - залог нашей успешной работы в будущем.

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!