Патриот. Гражданин. Читатель:

патриотическое воспитание детей и юношества в библиотеке

З.П. Гурьян, заведующая сектором развития детского и молодёжного чтения организационно-методического отдела БУК «Областная библиотека для детей и юношества»

«Патриотическое воспитание детей и молодёжи имеет в наши дни не меньшее значение, чем ядерный щит страны», – это слова Инессы Николаевны Тимофеевой, старшего научного сотрудника методического отдела Российской национальной библиотеки. Сегодня вопросы патриотического воспитания активно обсуждаются на всех уровнях. Успешно реализуется государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Она была утверждена Правительством РФ 5 октября 2010 года. Программа опирается на «Концепцию патриотического воспитания граждан РФ» 2003 года.

Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания библиотек, даже в те годы, когда это понятие широко не употреблялось.

Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» (Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М. 1998. – С. 482).

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение «Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» (// Российская газета.– 2001.– 12 марта).

Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.

Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской, библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.

Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют в неразрывной связке. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом получают развитие. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны характера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.

Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотекари ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна педагогическая задача – помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей. (Каменкова, Л. Как воспитать патриота [Текст] / Л.Каменкова // Народное образование. – 1999. – № 5. – С.249).

Воспитание патриотизма – очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.

Что же включает в себя патриотическое воспитание? Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» выделяет следующие наиболее актуальные направления:

- формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- воспитание активной гражданской позиции личности;

- военно-патриотическое воспитание;

- патриотическое воспитание и национальный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.;

- формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др.

Анализ опыта работы библиотек и нашей страны и нашего региона показывает, что специалисты библиотек активно работают в данном направлении, используя современные формы и методы библиотечной деятельности. Мероприятия, проводимые библиотеками в рамках патриотического воспитания, можно разделить на восемь основных направлений. Представим примеры мероприятий в виде таблицы:

1 Духовно-нравственное воспитание, направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2 Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.

3 Историко-краеведческое воспитание нацелено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

4 Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.

5 Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание социально-активной личности.

6 Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

7 Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

8 Спортивно-героическое воспитание развивает морально-волевые качества, воспитывает силу, ловкость, выносливость, стойкость, мужество, дисциплинированность, в процессе игры, формирует опыт служения Отечеству и готовность к защите Родины.

А теперь я хочу обратить ваше внимание на формы библиотечной работы, используемые в патриотическом воспитании детей и молодёжи – это громкие чтения, виртуальные экскурсии, фотовыставки, интерактивные выставки, тематические вечера, Дни открытых дверей, устные журналы, театрализованные представления, беседы, встречи с ветеранами, Дни Памяти, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества, заседания клубов, конкурсы, фестивали и форумы, научно-практические и читательские конференции. Мероприятия с использованием новейших телекоммуникационных технологий (фестивали фильмов, презентации, виртуальные экскурсии и видеомосты) и др.

Однако самой распространённой формой библиотечной работы по патриотическому воспитанию является выставка. Воспитывая в детях и подростках чувства гражданственности и патриотизма нельзя забывать о том, что любое библиотечное мероприятие сопровождает книжно-иллюстративная выставка (и рассказ, обзор, беседа, литературная экскурсия). Она является основой любого мероприятия. Приведу примеры выставок, которые можно организовать в библиотеке: выставка-рассказ «Русский народ», выставка-портрет «Великие россияне», «Екатерина Великая», « Пётр I – Великий император», выставка-мемориал «Бастионы русской славы», выставка-галерея «Святые для России имена», выставка-панорама «Славные предков деяния» (русские исторические романы), «Свидетельство века» (мемуарная литература: дневники, записки, письма). Интересными могут стать и такие выставки как: «Россия! Встань и возвышайся!» (история России глазами А.С. Пушкина), «Русичи», «Однофамильцы», «Иванов, Петров, Сидоров».

В журнале //Библиополе.–2004.–№2 на страницах 20-23 предлагаются методические рекомендации к организации трёх выставок, объединённых одной темой – Россия. Название каждой экспозиции несёт информацию по её теме: «Отсюда начинается Россия», «Что в имени твоём, Россия?», «Россия по ментальности – женщина».

И в журнале //Библиополе.– 2006.– №1 на страницах 23-26 в статье Татьяны Гайворонской приведены примеры тем и форм подачи книжных выставок по патриотическому воспитанию.

Формирование активной гражданской позиции, укрепление связей между поколениями, несомненно, начинается в семье. Академик Дмитрий Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала». (Лихачёв, Д.С. Земля родная [Текст] /Д.С. Лихачёв.– М. 1983).

Изучению родословной можно посвятить большой цикл мероприятий. Например, провести праздник «Листая страницы старого альбома», конкурсы на лучший рисунок семейного герба, на лучшее знание своей родословной. Интересными для всех присутствующих на таких мероприятиях будут выставки семейных реликвий (старинные игрушки, вышивки, украшения, салфетки), выставки семейного архива (детские рисунки, письма, первые школьные тетрадки, билетики, открытки и т.п.). В период подготовки можно объявить конкурс на лучшее сочинение «Моя родословная». Можно предложить ребятам оформить альбом «История моей семьи». К мероприятию подготовить книжно-иллюстративную выставку «Семья в жизни и творчестве русских писателей». Одним из интересных мероприятий данного цикла может стать тема «Семейные династии». Детям и подросткам можно предложить нарисовать своё генеалогическое древо, и помочь им в этом могут родители, ведь зачастую все знания о корнях своей семьи заканчиваются знаниями о дедушках и бабушках.

Я хочу обратить ваше внимание на статью Галины Шеламовой, которая была опубликована в журнале Библиополе.- 2009.-№8 на страницах 30-33 «Как важно знать и чтить свои корни». Она рассказывает об итогах проведения в библиотеках Липецкой ЦБС детского творческого конкурса «Виват, семья!» Конкурс описан достаточно подробно. Эту статью я рекомендую использовать вам в своей работе.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа мероприятий по патриотическому воспитанию, разнообразию форм их проведения, а главное все чаще разрабатываются целые проекты и программы, в рамках которых проходит цикл логически выстроенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий.

В фонде организационно-методического отдела областной библиотеки для детей и юношества есть журнал «Классный руководитель», в третьем номере за 2006 год на страницах 64-76 в статье Р.А. Курашкиной «Программа воспитания школьников «Я гражданин России» описан системный подход к формированию гражданской позиции школьников. Одним из направлений данной программы является формирование гражданского отношения к своей семье. В этой программе названы и примеры мероприятий.

В воспитании патриотических чувств детей и юношества значительную роль играет краеведение. Краеведение расширяет кругозор, развивает интеллектуальный и творческий потенциал детей и молодёжи. «Малая Родина» ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, села, его исторические и культурные центры, это и известные люди, гордость и слава родного края. Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней».

На современном этапе развития общества изучение родного края выступает как ведущий фактор воспитания патриотизма и становится особенно актуальным. Благодаря краеведению решается важная педагогическая задача – соединение обучения с жизнью. При изучении своей местности у школьников формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь, служат основой для формирования научных понятий и представлений об окружающем мире.

Предлагаю вашему вниманию сборник «Живая связь времён» в серии «Праздник в школе» [Текст] /ред-сост. Л.И. Жук.– Минск: Красико-Принт, 2010.- 128 с. В. Статье В. Запуняко представлена программа краеведческого кружка «Мой край, мой город». Программа расписана очень подробно. Представлены цель, задачи, актуальность, основные идеи, принципы, особенности. Возрастные особенности учащихся, которым адресована программа и её разделы. Рекомендую вам это издание.

В журнале «Воспитание школьников».- 2006.- №3 в статье О.Прохоровой, Л. Кузнецовой «Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического воспитания молодёжи» (С.2-7) размещена информация о Всероссийском семинаре «Гражданское становление и патриотическое воспитание молодёжи», представлены лучшие проекты. Обращаю ваше внимание на проект «Защитники Отечества – сибиряки». Цель проекта – обеспечение морально-психологической готовности подростков к защите Родины. В рамках проекта проходят встречи с военнослужащими, военно-спортивные игры, соревнования «А ну-ка, парни!», эколого-туристические конкурсы, спартакиады допризывников. Как правило, все эти мероприятия проводятся совместно с отделами или управлениями по физической культуре, спорту и туризму, районными военкоматами.

В фонде организационно-методического отдела областной библиотеки для детей и юношества есть материал для подготовки и проведения краеведческого вечера-портрета, посвящённого Почётным гражданам города Омска и Омской области. Среди них люди разных профессий, организаторы промышленного и сельскохозяйственного производства, представители интеллигенции. Они вписали в историю Омского Прииртышья яркие строки трудового подвига. (О Петре Будеркине, Нине Бревновой, Иване Подковке и других). Материал называется «Их именами славен наш город», был выпущен в серии «Листая страницы истории», Вып.15.

Кроме того, к 300-летию города Омска выпущено методическое пособие «Омская крепость: вчера, сегодня, завтра». Пособие посвящено истории Омской крепости, содержит исторический экскурс, методические рекомендации по проведению мероприятий об Омской крепости, литературу о ней из фонда областной библиотеки для детей и юношества и список сайтов, на которых можно найти всю информацию о крепости.

Важным и наиболее разработанным направлением патриотического воспитания в библиотеках является историко-героико-патриотическое воспитание. В последние годы усилилась работа по продвижению к читателям литературы о Великой Отечественной войне. Среди форм работы – книжно-иллюстративные выставки, выставки-портреты, литературно-музыкальные композиции, конкурсы детских рисунков, литературные вечера, встречи с ветеранами, викторины, исторические диалоги, диспуты, конференции по книгам фронтовиков и т.д.

Надо сказать, что специалисты библиотек ведут большую работу в отношении возрождения славы русской армии, так например, в библиотеках можно провести часы истории: «С русским воином через века», «Выдающиеся воины России»; викторины, посвященные истории российских наград «За храбрость и мужество», устные журналы, литературные композиции, вечера истории Российского военно-морского флота «Три поля русской славы», «Наука побеждать», «Под Андреевским флагом»; спортивно-исторический турнир «Лихие забавы на Руси» и многое другое.

© 2009-2015 Бюджетное учреждение культуры Омской области «Областная библиотека для детей и юношества»

Мы находимся: 644043, Омская область, город Омск, ул. Красный Путь, 81