ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ

Лоскутова Л.И. Россия, г. Москва

Общеизвестно, что занятия физической культурой и спортом являются мощным фактором, влияющим на процесс формирования индивидуальности на разных этапах онтогенеза, но особенно значимы в подростковом возрасте, поскольку этот возраст знаменует собой интенсивное физическое развитие, изменение образа жизни, системы отношений, построение личной жизненной перспективы, постепенный переход от увлеченности к осознанному личностному и профессиональному самоопределению. Формирование толерантности в группах школьников-спортсменов подросткового возраста направлено на повышение их психологической компетентности и формированию психологической готовности благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды не разделяются и не одобряются. Для спортивных достижений и успехов в учебе школьникам-спортсменам особое значение имеет сплоченность коллектива, дружба, проявление толерантности по отношению друг к другу, как на спортивной площадке, так и в повседневной, обычной жизни. Создание единой, монолитной, «толерантной» команды, в широком смысле - это наиболее существенный вопрос из всех, с которыми приходится встречаться в своей работе тренеру и спортивному психологу.

Существуют разнообразные технологии и методы формирования толерантности в подростковых группах. К действенным психологическим условиям формирования толерантности в подростковом возрасте мы относим психологическое сопровождение.

Методологический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день психологическое сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи. В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

Предлагаемая нами программа психологического сопровождения включает реализацию тренинга, цель - формирование активного социального поведения, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

Формой реализации программы, выбран тренинг, так как имеет ряд преимуществ работы с подростками, это:

Наличие группы как модели социума (множество «Я» сверстников расширяет поведенческий репертуар индивидуальности: тип поведения другого может становиться личностно -усвоенным потенциалом поведения «Я», ресурсом);

Наличие правил, которые задают партнерский тип общения и обеспечивают психологическую безопасность участникам;

Особый режим, который обеспечивает интенсивность проживания: концентрированность процесса взаимодействия и законченность его во времени.

Эти три условия дают возможность осознавать себя, свой потенциал и нарабатывать опыт взаимодействия с другими «здесь и теперь».

Формирование толерантности это, прежде всего, готовность подростка к изменению (самоизменению), самостоятельному выбору и ответственному поведению в поликультурном окружении. Психологическое сопровождение подростков-спортсменов в процессе учебно-тренировочной деятельности является сложным образованием, включающим совокупность взаимосвязанных компонентов, содержащую когнитивно-информационную, личностную и поведенческую готовность.

Базовыми психологическими условиями эффективной организации психологического сопровождения развития толерантности школьников-спортсменов являются: реализация личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов в рамках, как учебно-тренировочной деятельности, так и в условиях специально организованного психологического взаимодействия.

На основе принципов личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов мы разработали теоретическую модель психологического сопровождения учебно-тренировочной деятельности школьников-спортсменов, направленную на развитие толерантности, развитие чувства самоценности и ценности иных взглядов на окружающий мир, ненавязывание своих взглядов и идеалов, на умение контролировать свои эмоции на проявления действий окружающих. Тренинг состоит из пяти модулей, которые тесно связаны между собой и гармонично взаимодействуют.

Когнитивно-ценностный модуль - выполняет информационную функцию и направлен на конструирование новых знаний об окружающем мире. Здесь важно показать школьникам -спортсменам красоту разнообразия действительности, иногда непонятное и чуждое мы считаем неверным, только лишь потому, что не обладаем достаточным информационным багажом об этом предмете. Мы включили в этот модуль информационные сообщения, мини-лекции, просмотры видеоматериалов и встречи с различными людьми. Проводили также дискуссии на темы: "Красота разнообразия", "Я, ты, он, они - мы", "Навстречу

235друг другу", "Понять, принять", "Только вместе можно многое сделать". Предоставили поле для осмысления своих возможностей в коммуникации учебно-тренировочной деятельности, на актуализацию общих ценностей команды, отражающих характер спортивной деятельности. Знакомили с типологией характера с акцентом на сильные и уязвимые черты и их роли в достижении целей личности.

Эмоциональный модуль - выполняет поддерживающую функцию и работает на принятие себя и окружающих, внутренних противоречий и развитие чувства самоценности и ценности окружающих.

Здесь важно обучение саморегуляции, чтобы сложные моменты коммуникации подросток смог управлять своим психоэмоциональным состоянием. Мы включили в этот модуль психотехнические игры, метод аутотренинга, музыкотерапию и психогимнастику.

Личностно-смысловой модуль - направлен на развитие навыков самопознания, согласование образов «Я - реального» и «Я - идеального» в тренировочной и коммуникативной деятельности, раскрытие скрытых ресурсов личности, повышение мотивации к самоизменению. Развитие Я - концепции, т.е. способности к выделению, восприятию разных компонентов собственной индивидуальности и создание условий для включения личности в процесс самопознания. Мастерство общения лицом к лицу часто находится в прямой зависимости от того, как человек умеет оценивать свои способности, возможности влиять на других людей, осознавать свои преимущества и недостатки.

Регулятивно-поведенческий модуль - направлен на формирование высокого уровня регуляции своих действий и модели поведения, ориентированного на командное достижение результатов; умений планировать «личный жизненный сценарий» и ставить адекватные, достижимые цели. Ощущать состоятельность - значит чувствовать свою успешность, быть убежденным в собственной эффективности (действенности). Путь к успеху - повышение индивидуального уровня «Я могу». Представление школьника- спортсмена о своих реальных способностях обеспечивает активную мотивацию учебно-тренировочной деятельности. Технология повышения уровня «Я могу» основана на следующих стратегиях: раскрыть сильные стороны, показать ценность ошибки как опыта, концентрация внимание на прошлых успехах, делает процесс обучения толерантности ощутимым, признает достижения. Прикосновение к ресурсам собственной состоятельности должно давать ощущение собственной целостности и непримитивности, напоминать об опыте успеха и достижения, иными словами, это высшая стадия навыков поддержки — самоподдержка.

Коммуникативный модуль - нацелен на эффективное взаимодействие в команде, на развитие навыков конструктивных взаимоотношений в условиях учебно-тренировочной деятельности, разрешение межличностных конфликтов, на поиск средств их благополучного преодоления, принятие своих товарищей по команде. В основе чувства коммуникативной состоятельности безусловное принятие тренером ученика, позитивное к нему внимание, признание, одобрение его действий. Состоятельность в глазах коллектива удовлетворяет базовую потребность человека быть нужным. Тренер структурирует отношение между членами команды так, чтобы каждому школьнику спортсмену хотелось вносить собственный вклад в процесс улучшения жизнедеятельности, эффективности своей команды. Приемы, активизирующие потребность вносить свой собственный вклад в командные отношения, можно сгруппировать в две стратегии: поддержка личного вклада школьника-спортсмена и поддержка тех, кто старается помочь другим, кто устанавливает отношения на основе принятия, доверия и взаимопонимания.

Критериями эффективности программы психологического сопровождения школьников-спортсменов выступают качественно новые отношения в группе и за ее пределами.

Таким образом, в качестве психологического условия формирования толерантности школьников- спортсменов подросткового возраста можно выделить - психологическое сопровождение, которое поможет сделать осознанный и ценностно-осмысленный личностный выбор. В результате этого школьник-спортсмен, имея собственное мнение, позицию, уважая и признавая право окружающих его людей воспринимать и мыслить иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимоотношения на основе понимания и учета других точек зрения. Литература:

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / Т.Ф. Базылевич. — М. ФиС, 1988.

— 208с.

2. Волков И.П. Социально-психологический тренинг как метод подготовки физкультурных кадров [Текст] / И.П.Волков // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 3. - С.35-37.

3. Доекин В.А. Вопросы дифференцированной самооценки функционального состояния [Текст] / В.А. Доекин и др. // Вопросы психологии. - 2008. - №6.- С. 77-82.

4. Зайцева Е.С. Современное состояние изучения идеологии и технологий психологического сопровождения Формирование профессиональной культуры будущего специалиста [Текст] / Е.С. Зайцева: мат-лы X студ. научн. конф. и V междунар. пед. чтений. - Архангельск, 2009. - С. 117-122.

5. Пахомов Ю.В. Занимательный аутотренинг: игры и упражнения в обучении релаксации. - Изд. 2-е, доп.

- М. Независимая фирма «Класс», 2009. - 172 с.

6. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук / Ю.В. Слюсарев. - С.-Пб. 1992. - 24с.

7. Фетискин Н.П. Козлов В.В. Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. Изд-во Института Психотерапии. 2010. - 490 с.

8. Цзен Н.В. Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения - Изд. 2-е, доп. - М. Независимая фирма «Класс», 1999. - 272 с.

9. Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки [Текст] / Т. Яничева // Журн. практ. психолога. - 1999. - №3. - С. 101-119.