Советы психолога

ЧУДИНОВСКИХ Галина Неофитовна

Преподаватель психологии, клинический психолог, психолог-психоаналитик, спортивный психолог.

Образование:

ПГПИ, факультет физической культуры, 1985

ПОИПКРО, «Практическая психология», 2005

Формирование мотивации к занятиям спортом у детей на этапе начальной подготовки

Мотивация, равно как и волевые качества, формируются продолжительное время. Проблемы их воспитания должны решаться еще на этапе начальной спортивной подготовки. По неофициальным данным, полученных в результате опроса практикующих детских тренеров, в первые два года спортивной подготовки до 40% юных спортсменов прекращают занятия по причинам личного характера, среди которых ведущее место занимает отсутствие (или снижение) мотивации к занятиям спортом.

На основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов, в которых раскрываются общие вопросы мотивации и мотивационной сферы личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) и вопросы мотивации спортивной деятельности (А. П. Нечаев, А. Ц. Пуни, Г. Д. Бабушкин), можно сделать вывод, что личностные качества, деятельность тренера имеют определяющее значение для формирования у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом, особенно на этапе начальной подготовки.

Путь к эффективному обучению, результативной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе действий, можно разработать эффективную систему методов тренировочной деятельности.

Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный смысл. Спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают различное значение своим нагрузкам.

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки, т. к. в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов их удовлетворения [1, 2, 3, 4.]. По многочисленным свидетельствам тренеров, именно в этот период наблюдается наибольшее количество случаев прекращения детьми регулярных тренировок по причине отсутствия мотивации к ним. Это определяет необходимость в особенном внимании тренеров к формированию мотивации занятий спортом у детей на начальном этапе подготовки.

По мнению А. Л. Попова в основе мотивов чаще всего лежит социально значимый опыт человека, привлекающий спортсмена возможностями проявления физической активности, коррекции психических или физических недостатков, общения с группой сверстников, познания своих возможностей, освоения «модного» вида спорта. Характерной особенностью мотивации этого периода является незначительная осознанность потребностей, лежащих в основе этих мотивов, великое разнообразие и нестойкость способов их удовлетворения, а также готовность к их быстрому изменению [4]. По сути, все мотивы этой стадии направлены на определение того, является ли спортивная тренировка необходимой и желаемой для данного человека.

Дальнейшее развитие мотивов связано с устойчивостью занятий избранным видом спорта, достижением определенных успехов в нем, расширение специальных знаний и навыков. Для того чтобы предотвратить «отсев» занимающихся на начальной стадии спортивной подготовки, тренеру необходимо знать наиболее значимые для воспитанников факторы, служащие мотивом их спортивной деятельности.

Для выявления структуры мотивации детей к занятиям спортом и причин, по которым они начинают и прекращают занятия, был проведен констатирующий эксперимент среди учащихся 4-7 классов. Исследование включало в себя: беседу, анкетирование и обработку результатов. Школьникам была предложена анкета: один вариант для занимающихся спортом и другой вариант для тех, кто прекратил занятия, причем в вопросах закрытого типа разрешалось выбирать несколько вариантов ответа.

Проанализировав ответы респондентов, выяснилось следующее: основными причинами, по которым дети начинают заниматься спортом, являются:

  • А) потребность в двигательной активности (нравится бегать, прыгать, захотелось играть в футбол и т. д.)
  • Б) совет друзей
  • В) желание родителей.
Однако, среди мотивов, по которым дети продолжают заниматься спортом, такой фактор, как потребность в двигательной активности, переместился на 5 место. Кроме того, из содержания бесед следует, что дети не считают занятия спортом единственным способом удовлетворения этой потребности, среди предпочитаемых видов активного отдыха школьники назвали: побегаю на улице с друзьями, поиграю в футбол во дворе.

Основными мотивами занятий у детей являются:

  • А) общение с друзьями (хорошие отношения в коллективе) ;
  • Б) отношение к тренеру;
  • В) содержание тренировочной деятельности (нравится этот спорт, люблю соревнования, интересно и т. п.)
  • Г) внетренировочные факторы (экскурсии, праздники и т. д.) .
Внетренировочная досуговая деятельность занимает важное место в представлениях детей об «идеальной» жизни спортивного коллектива. Помимо этого, среди рекомендаций к способам разнообразия спортивной жизни было следующие: на занятиях не только тренироваться, но еще и играть, устраивать побольше соревнований.

От отношения юных спортсменов к тренеру существенно зависит, будут ли они дальше продолжать занятия спортом.

Среди характеристик, привлекающих детей в личности тренера, наиболее значимыми являются: доброта, понимание, внимание, вежливость. Большое значение имеют личные беседы с занимающимися. Также дети отмечают такие характеристики как активное участие в тренировочном процессе (он сам здорово показывает примеры, устраивает нам соревнования и т. п.). организация досуговой деятельности (ходит с нами в походы, устраивает чаепития по праздникам и. т. д.) .

От вида спорта, которым занимаются (занимались) школьники, не зависят ни мотивы занятий, ни причины прекращения занятий, ни причины, по которым дети могли бы прекратить занятия спортом.

Из содержания проведенных после анкетирования бесед следовало, что досуговая деятельность как внетренировочный фактор используется тренерами явно недостаточно. Занимающиеся смогли привести в среднем 2-3 примера таких мероприятия. При этом сами походы, праздники, экскурсии являются для детей чрезвычайно яркими и значимыми событиями их спортивной жизни.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

  • А) чаще всего по собственному желанию прекращают занятия дети в первый год, что определяет особую важность закрепления у школьников мотивации к спортивной деятельности именно в этот период;
  • Б) основными мотивами занятий спортом (помимо интереса к самому виду спорта) у детей на этапе начальной подготовки являются: общение с товарищами, положительное отношение к тренеру, внетренировочные факторы;
  • В) чтобы общение для детей было значимым на мотивирующем уровне, необходим благоприятный психологический климат в коллективе. Отношение к тренеру определяется его личностными качествами (понимание, доброта) и поведением (вежливое обращение, поступки) ;
  • Г) в первые годы структура мотивации детей к занятиям спортом является универсальной для всех видов спорта (хотя для этого требуются дополнительные исследования) ;
Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на этапе начальной спортивной подготовки тренеру необходимо:
  • повышать эмоциональную насыщенность занятий, актуализировать положительные эмоции юных спортсменов. Радость и удовольствие — одни из наиболее значительных факторов привлечения детей в спорт и продолжения занятий;
  • активизировать досуговую деятельность учебно-тренировочной группы, организовывать тематические или спонтанные беседы, экскурсии, праздники и т. д.
  • заботиться о создании благоприятного психологического климата в коллективе путем создания атмосферы взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска, проявления терпимости к ошибкам и неудачам. Детям необходимо, чтобы каждый мог показать свои способности, ощутить собственную значимость, необходима публичная оценка достигнутого спортсменами успеха;
  • уделять внимание эффективному общению с детьми, развивать коммуникативные способности, проявлять доброту, внимание и уважение.
Насыщенность и информативность общения влияет на характер взаимоотношений тренера и обучающихся и, в конечном счете, на силу и устойчивость мотивации детей к занятиям спортом.

Литература

  1. Нечаев А. П. Психология физической культуры, М. 1960
  2. Общая и спортивная психология под ред. Г. Д. Бабушкина, Омск: СибГУФК, 2004
  3. Психология физического воспитания и спорта под ред. Т. Т. Джамчарова, А. Ц. Пуни, М.,1979
  4. Попов А. Л. Спортивная психология: учебное пособие для вузов, 2 изд. М. Московский психолого-социальный институт, 1999.