РАЗВИТИЕ ПЛЯЖНОГО ВОЛЕЙБОЛА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Доктор педагогических наук, профессор, академик международной академии информатизации, мастер спорта России по пляжному волейболу В.В. Костюков

Пляжный волейбол (beach volleyball) - сравнительно молодой, чрезвычайно динамичный и зрелищный вид спорта, закрепившийся в программе олимпийских игр [7]. Его стремительное развитие во многих странах различных континентов, расширение программы европейских и мировых чемпионатов, неуклонное увеличение призового фонда турниров вызывают обострение спортивной конкуренции на международной арене, что способствует повышению уровня мастерства игроков и росту зрелищности и популярности игры [5, 6, 8].

В нашей стране пляжный волейбол как самостоятельный вид спорта начал развиваться 8-10 лет назад [1,3].

С 1993 г. регулярно проводятся чемпионаты России, региональные первенства, турниры. Сильнейшие российские мастера пляжного волейбола регулярно участвуют в международных соревнованиях и добились определенных успехов: в 1996 и 1998 гг. по три команды (две мужские и одна женская) пробивались в финальную часть чемпионатов Европы, в 1997 г. юноши и девушки победили на чемпионате Европы среди юниоров, мужчины - на турнире Челленджер, на отдельных этапах мировой серии наши волейболисты занимали 5-7-е места из 60-70 участвующих команд.

В целом же уровень подготовленности российских мастеров пляжного волейбола уступает мировым стандартам и не позволяет добиваться громких побед на международной арене. Например, в августе 1998 года в Москве впервые проводился этап мировой серии FIVB по пляжному волейболу. От России в нем участвовали 8 лучших пар (всего состязалось 47 команд), пять из них вышли в основную сетку, где заняли места с 9-го по 25-е из 32 команд.

Цель настоящей статьи - проанализировать особенности развития мирового пляжного волейбола и направления их использования в России, вскрыть причины, тормозящие рост мастерства российских спортсменов, наметить пути закрепления их в числе лидеров на международной арене.

Современное состояние и направления развития пляжного волейбола в мире. Педагогические наблюдения, графическая запись игр и анкетирование игроков, занимающих места в первой двадцатке рейтингов FIVB и AVP, осуществлялись с 1994 по 1998 г. на: Играх Доброй воли (1994 год - Санкт-Петербург, Россия), турнирах Челленджер (1996 год - Остенд, Бельгия; Агриженто, Италия; 1997, 1998 г. - Албена, Болгария; 1998 г. - Лозанна, Швейцария), этапах мировой серии (1996 год - Марбелла, Испания; Аланья, Турция; Берлин, Германия; Лигнано Сабиадорро, Италия; 1998 год - Рио-де-Жанейро, Бразилия), турнире Большого шлема (1996 год - Парнихет, Франция) и Чемпионате мира (1997 год - Лос-Анджелес, США).

Всего проанализировано 116 матчей и опрошено 35 игроков.

Краткая характеристика игры. Продолжительность одной игры в пляжном волейболе составляет в среднем 40 мин, хотя отдельные встречи длятся 60-70 мин и более.

Рекордной по продолжительности по состоянию на январь 1998 г. считается встреча (из одной партии), состоявшаяся в рамках этапа мировой серии FIVB на Канарских островах 5 сентября 1996 г. Она продолжалась 1 ч 41 мин [10]. Финальные поединки на крупнейших соревнованиях играются до победы одной из команд в двух партиях до 12 очков каждая. Они длятся иногда 2 и более часа [9].

Игровая деятельность в пляжном волейболе представляет собой кратковременные нагрузки максимальной мощности, длящиеся в среднем 5-6 с и чередующиеся c паузами отдыха продолжительностью в среднем 16-18 c.

Продолжительность активной фазы составляет:

а) при подачах навылет - 0,3-0,6 с;

б) каждый перевод мяча на сторону соперника в три касания увеличивает продолжительность "активной фазы" на 2,6-3,2 с;

в) самая распространенная (свыше 70% всех розыгрышей мяча) игровая фраза в пляжном волейболе составляет от 4 до 7 касаний мяча. Смена сторон длится 66-70 с, игровая пауза при перерывах фактически составляет 80-90 с.

За один час игрового времени волейболист высокого класса (наблюдения осуществлялись на этапах мировой серии) выполняет в среднем 85 прыжков, 234 старта и пробегает в среднем 772 м, то есть он прыгает каждые 42 с и начинает бег каждые 15,4 с, преодолевая за одно ускорение в среднем 3,3 м [4, 8].

Для сравнения: в классическом волейболе игрок выполняет прыжок каждую минуту и делает рывок каждые 19 с.

Если учесть, что игры в пляжном волейболе проходят под открытым небом, на рыхлой, неровной поверхности (по правилам соревнований слой песка должен быть до 40 см), часто в условиях высокой температуры (20-30 о С и выше), при ярком солнце и сильном ветре, то становится понятным, что игрок пляжного волейбола испытывает значительно большие физические и стрессовые нагрузки, нежели представители классического волейбола 6х6 на площадке с твердым покрытием.

Активные фазы игры в пляжном волейболе представляют собой нагрузки скоростно-силовой направленности. Поэтому в тренировочном процессе необходимо моделировать ситуации, развивающие преимущественно скоростно-силовые качества и выносливость.

Элементы игры. Подача. Две трети подач производятся в прыжке. Игроки стремятся подать сильно и точно. Подачи в прыжке чередуются с нацеленными подачами (в основном в последний метр площадки). Все чаще применяются планирующие подачи в прыжке.

Прием мяча с подачи осуществляется средней высоты в основном в зону 3 на расстояние 1-1,5 м от сетки (чтобы передача на удар выполнялась навстречу нападающему). Прием мяча сразу на удар почти не применяется.

Передача мяча для нападающего удара. как правило, очень мягкая (почти с задержкой), точная, в основном взвешенная, высотой 3-4 м, 1-1,5 м от ограничительной антенны и 0,3-0,5 м от сетки. Некоторые пары (Бразилии, Аргентины, Португалии) практикуют взвешенные полупрострельные передачи. При усилении ветра высота передач снижается.

Профессионалы FIVB в основном пасуют сверху двумя руками, а сильнейшие игроки из американской ассоциации волейболистов-профессионалов (AVP) до 50% и более всех передач мяча выполняют снизу двумя руками.

Нападающий удар в основном производится при первой возможности очень сильно и резко. Некоторые пары (особенно Бразилии) осуществляют нападение в игровой манере, используя много подкруток, переводов, накатов мяча.

Блокирование - высокое, в большей степени зонное (перенос рук на согласованную с партнером зону в последний момент). Если мяч наведен на сетку, то применяется ловящий блок независимо от предварительной договоренности партнеров.

Защитные действия выполняются в основном из зоны №6. Защитник резко перемещается в самый последний момент перед ударом нападающего. Иногда применяются ложные выпады.

Характеристика игроков - лидеров мирового пляжного волейбола:

а) демонстрируют доброжелательное отношение друг к другу в любых, даже самых драматических ситуациях;

б) психологически очень устойчивы, борются до последнего мяча (даже при счете 1:13, 2:14 и т.д.), стараются создать психологическое давление на соперника (играют на более слабого игрока, или на того, кто совершает ошибки);

в) не делают ставки на какой-либо один элемент игры, а стараются победить, допуская меньше своих вынужденных и невынужденных ошибок, эффективно используют положенные в игре перерывы (после 1-2 своих ошибок сразу берут перерыв);

г) очень точно обрабатывают мяч и почти не допускают невынужденных ошибок;

д) четко пользуются звуковой и жестовой сигнализацией;

е) обладают отличной физической подготовленностью, способны без видимых признаков усталости играть 3 (иногда даже 4) игры в день при ярком солнце и температуре воздуха 35-40 о в тени; средний рост игроков - 188-195 см, спортсменов ростом выше 2 м единицы, как правило, один из партнеров больше блокирует, а другой играет в защите.

Анализ параметров технической подготовленности команд различной квалификации свидетельствует о том, что соревновательный объем техники в пляжном волейболе имеет тенденцию к увеличению по мере повышения ранга соревнований. Так, со 120 игровых действий за время одной встречи у команд-участниц чемпионата региона России ( в данном случае Кубани), он увеличивается на чемпионате России в среднем до 189, а на чемпионате мира - до 237 игровых действий. Аналогичная картина наблюдается и в отдельных видах технических приемов.

Показатели технической подготовленности команд различной квалификации свидетельствуют о значительных неиспользованных резервах российских спортсменов в плане совершенствования отдельных элементов игры. Особенно это относится к передаче мяча для нападающего удара, выполнению приема мяча с подачи и нападающего удара (см. рисунок).

Соревновательный объем техники команд различной квалификации в пляжном волейболе

По этим техническим элементам разница составляет 11-12 единиц.

Колебания соревновательной разносторонности техники свидетельствуют о том, что команды мирового уровня более сбалансированны и достигают успеха посредством ровного, стабильного выполнения всех элементов игры на высоком уровне.

У игроков команд-участниц этапов мировой серии почти 90% передач - хорошего и отличного качества, в то время как на этапах чемпионата России этот критерий хуже на 13%. Соревновательная эффективность блокирования у российских спортсменов (13,2%) значительно уступает мировому уровню (21,7%), то же самое относится и к эффективности выполнения нападающих ударов (следует пояснить, что соревновательная эффективность техники какого-либо элемента - это отношение мячей, выигранных и оставленных в игре, к общему количеству выполнения данного элемента техники за игру, выраженное в процентах).

Отмеченное отставание в уровне подготовленности российских мастеров пляжного волейбола от мировых стандартов свидетельствует о необходимости обратить самое пристальное внимание на планирование тренировочного процесса и наполнение его эффективным содержанием на уровне макро-, мезо- и микроциклов тренировки.

Препятствия, сдерживающие развитие пляжного волейбола в России, и пути их преодоления.

1. Малое количество игр в календаре соревнований.

В последние 3-4 года чемпионат России проводится в виде 3-4 этапов национальной серии и финального турнира для 16 сильнейших команд мужчин и женщин. Чемпионат обычно проходит с мая по август, то есть 4 месяца (в 1998 г. он начался 7 мая, а закончился 18 июля, то есть продолжался всего 2,5 месяца), этого явно недостаточно. В зарубежных странах (Бразилии, Германии, Италии, Франции и др.) чемпионаты проводятся из 8-10 этапов в течение 6-7 месяцев.

Необходимо расширять календарь и географию российских соревнований, больше внимания уделять развитию пляжного волейбола в регионах. В качестве примера можно взять Краснодарский край. Здесь пляжный волейбол введен как обязательный вид в программу краевой Спартакиады среди сборных команд городов и районов, а также в программу Игр молодежи Кубани. Уже 5 лет пляжный волейбол входит в программу Игр ассоциации городов юга России и стран СНГ, которые каждую осень проходят в Краснодаре. Все это придает импульс развитию пляжного волейбола в регионе. В ряде городов и районов Кубани появились специализированные тренировочно-соревновательные комплексы, включающие по 2-3 площадки для игры в пляжный волейбол. Расширяется сеть районных, городских, краевых турниров, которые проходят ежегодно с апреля по ноябрь. В 1999 г. на Кубани будет проводиться ряд крупных турниров, таких, как Кубок России (Сочи), 1 и 2-й этапы чемпионата России (Краснодар, Анапа) и другие.

2. Слабое научно-методическое обеспечение тренировочно-соревновательного процесса.

Тренеры и спортсмены, занимающиеся пляжным волейболом, почти не имеют учебников и пособий, раскрывающих организацию и методику тренировки, технику и тактику игры, особенности питания спортсменов и другие вопросы. Следует заметить, что и за рубежом ощущается недостаток специальной литературы по пляжному волейболу. Так, в библиотеке Олимпийского музея в Лозанне, насчитывающей десятки тысяч томов спортивной литературы, обнаружено всего семь работ, посвященных проблемам подготовки спортсменов в пляжном волейболе.

В России в 1997 г. нами было подготовлено методическое пособие "Пляжный волейбол" [2], а также соответствующая глава в учебнике "Волейбол" для студентов вузов физической культуры (выходит в печать в 1999 г.), готовится к изданию учебное пособие "Пляжный волейбол - первые шаги" для начинающих игроков.

3. Недостаточный уровень организации и проведения тренировок и соревнований.

Все игроки пляжного волейбола России с октября по май занимаются классическим волейболом в различных командах. Для того чтобы играть на среднем и даже высоком уровне в пляжном волейболе, такое переключение допустимо. Однако если ставить цель - выйти на очень высокий (элитный) уровень игры (место в первой десятке рейтинга FIVB или AVP), то необходимо круглый год целенаправленно готовиться только в пляжном волейболе. Сильнейшие мастера мирового пляжного волейбола из холодных стран (Норвегия, Германия, Канада, Чехия, Швейцария) зимой уезжают тренироваться в жаркие страны или занимаются в спортивных залах с песчаным покрытием.

В России пока нет специализированных залов для занятий пляжным волейболом, однако их появление дело совсем недалекого будущего.

Роль Кубанской государственной академии физической культуры в развитии пляжного волейбола в России.

В Кубанской ГАФК развитию пляжного волейбола уделяется большое внимание. Подписан договор с Всероссийской Федерацией волейбола о создании на базе академии федерального центра развития пляжного волейбола. Решен вопрос о переобору довании одного из спортивных залов академии специально для занятий пляжным волейболом в любое время года. В 1999 году будет осуществлен первый набор студентов на специализацию "Пляжный волейбол". Разработан курс переподготовки тренеров по пляжному волейболу на базе института повышения квалификации КубГАФК. Аспирантами и соискателями проводятся исследования по проблемам энергообеспечения мышечной деятельности в пляжном волейболе, особенностям механизма отталкивания при выпрыгивании вверх с песчаной поверхности, особенностям поддержания водно-солевого баланса во время игр при высокой (свыше 30-35 о С) температуре и другим вопросам.

Заключение. Учет отмеченных особенностей и тенденций развития мирового пляжного волейбола, сравнительное сопоставление уровней технической подготовленности команд различной квалификации, анализ причин, сдерживающих развитие этой игры в России и путей их преодоления, дает российским тренерам и спортсменам дополнительные возможности для целенаправленного построения и коррекции тренировочного процесса, сокращения сроков достижения элитного уровня игры.

Литература

5. Beach-Volleyball (Olaf Krohn. - Aachen: Meyer und Meyer, 1994. - 152 p.