Техника плавания

К классическим, или спортивным, современным способам плавания относятся кроль, брасс, баттерфляй, на спине (кролем и брассом), на боку, но основных способов три: кроль, брасс и на боку. Описание их дается ниже подробно.

При изучении техники того или иного способа плавания нужно знать положение тела, движения рук и ног, дыхание, согласование между движениями рук и ног, согласование между движениями рук и ног и дыханием, чередование напряжения и расслабления мышц, ошибки.

ПЛАВАНИЕ СПОСОБОМ КРОЛЬ

Общая характеристика

Самым быстроходным современным

спортивным способом плавания является кроль.

В СССР с 1925 года все рекордные достижения в скорости плавания вольным стилем как на короткие дистанции, так и в сверхдальних («марафонских») проплывах устанавливались кролем.

Чемпионы и рекордсмены Военно-Морского Флота СССР братья Артемий и Игорь Либель проплывают 100 м кролем быстрее одной минуты, показывая на таком коротком отрезке дистанции скорость, превышающую 6 км в час. Инженер-полковник Б. Девяткин на трассе Ленинград—Кронштадт проплыл кролем около 30 км за 9 ч. 6 м. делая в среднем по 3—3,5 км в час.

Кролем можно пользоваться при необходимости быстро форсировать вплавь реку с течением, при плавании на большие дистанции, по волне и в других усложненных условиях походно-боевой обстановки, но он менее чем другие способы приемлем для плавания в одежде и со снаряжением.

Положение тела

Ненапряженное тело пловца свободно лежит на груди в горизонтальном поло

жении (рис. 1,с). Ноги вытянуты и находятся у самой поверхности воды, лицо опущено в воду, одна рука вытянута вперед и ладонь лежит против одноименного глаза.

В положении тела могут быть такие ошибки: а) голова слишком высоко поднята, что вызывает напряжение спины и опускание ног, поддержание которых на нужной высоте требует дополнительной энергии; б) ноги опущены очень глубоко под воду, и тело теряет от этого горизонтальное положение, лежит под углом к поверхности воды (голова выше, ноги ниже), что тормозит движение вперед; в) голова сильно опущена вниз и целиком скрыта под водой.

Ритмичные (как тиканье часов), мягкие, беспрерывные и значительно более быстрые, чем при ходьбе, движения ног кролиста выполняются в вертикальной плоскости с размахом в 45—50 см (рис. 2) в виде поочередных нажимов на воду: одна нога сверху вниз и обратно, другая в этот момент снизу вверх и обратно. Над поверхностью воды появляются только пятки, то правая, то левая; они вспенивают воду. Ноги поддерживают тело в горизонтальном положении и создают часть той движущей силы, от которой зависит скорость пловца.

При плавании кролем всю ногу нужно двигать за счет коротких силовых напряжений мышц бедра; при этом нога активно сгибается только в тазобедренном суставе. Стопы и коленные суставы во время движений сближены. Движения вниз, вверх и обратно выполняются как одно целое, без остановок. Благодаря тому, что ноги в коленном и голеностопном суставах не напряжены, а голени и стопы движутся совершенно свободно, работа ног должна напоминать эластичные движения хвоста рыбы. Для того чтобы легче было понять работу ног, рассмотрим отдельно движение их вниз и обратно вверх.

В исходном положении правая нога наверху, бедро отведено назад (вверх), вся стопа вытянута до кончиков пальцев, пятка над поверхностью воды (рис. 3, а). Из этого положения нога быстрым движением, напоминающим удар хлыста, опускается вниз за счет напряжения мышц бедра. Ненапряженные голень и стопа сопротивлением воды задерживаются наверху, и нога слегка сгибается в колене.

Рис. 1. Техника- движений рук и дыхания при плавании кролем

Во второй половике движения вниз мышцы бедра расслабляются, и дальше вся нога опускается расслабленно. Опустившись вниз, нога сейчас же начинает обратное движение вверх. При этом, за счет силы мышц бедра, таким же напоминающим удар хлыста быстрым движением нога отталкивается от воды вверх. Вода оказывает сопротивление, из-за

Рис. 2. Движения ног и гребущей руки при плавании кролем (подводный снимок)

этого ненапряженная голень опять отстает, нога выпрямляется (рис. 3, б), всей поверхностью нажимает на воду и возвращается в исходное положение. Со второй половины движения вверх мышцы бедра расслабляются. С этого первоначального положения сейчас же начинается новый круг движений.

Отсюда важный вывод: все движения ног выполняются только за счет напряжения наиболее крупных мышц на ногах. Во время первой половины движения ноги вниз напрягаются мышцы передней стороны бедра. Во время первой половины движения ноги вверх напрягаются мышцы задней стороны бедра. Вторая половина каждого движения выполняется расслабленной ногой. Такое чередование расслабления с напряжением мышц и дает пловцу возможность работать ногами легко, мягко, эластично и беспрерывно.

Рис. 3. Схематичное изображение техники движений при плавании кролем

Движения ног можно сравнить с движением гибкого прута, крепко зажатого за толстый конец в руке. Предположим, что рука держит прут на месте бедра, ниже отметим на пруте колено и голеностопный сустав. Самый конец прута будет большим пальцем ноги. А теперь легким движением руки ударяйте прутом вверх и вниз. При этом мы заметим, что тонкий конец (стопа) проделывает самый большой размах движений, середина (колено) — меньший, а у руки (бедро) прут двигается совсем мало.

Если мы посмотрим на плывущего кролем сзади, то увидим, что стопы двигаются не только вниз, но одновременно внутрь, чтобы движениям ног придать вращательный характер. Достигается это тем, что носки слегка повернуты вниз и внутрь.

При изучении движения ног пловец не должен допускать следующих ошибок: а) мышцы бедра напряжены в продолжение всего движения; б) суставы ног скованы; в) ноги при движении совершенно прямые, как палки, а не как гибкий прут, чрезмерно высовываются из воды и слишком сильно сгибаются в кол&нях; г) в движении стоп нет вращения; д) движения выполняются неравномерно, скачками; е) пятки слишком широко разведены, колени отстоят далеко одно от другого; ж) размах движений правой и левой ног не одинаковы.

При плавании кролем руки являются

главной движущей силой. Они поочередно делают гребковые движения в воде, после чего проносятся по воздуху, опускаются в воду и снова гребут, продвигая тело пловца вперед. Движение в воде и по воздуху каждая рука выполняет как одно целое, но с учебными целями в этом движении можно выделить четыре отдельных момента.

Первый момент назовем введением руки в воду. Рука с сомкнутыми пальцами опускается в воду в слегка согнутом положении, как раз против глаза, кистью вперед (рис. 1 ,а). Рука вводится в воду не сразу, а как бы вонзается в поверхность воды, причем кисть руки служит острием (рис. 1, ё).

Второй момент будем называть вытягиванием и опусканием руки. В этот момент (рис. 1,ж) рука не только выпрямляется в локтевом суставе, но еще вытягивается вперед за счет дополнительного растягивания плечевого сустава, и сейчас же, в расслабленном состоянии, слегка опускается вниз, стараясь захватить возможно боль-

ший слой воды. Плечо при этом не должно тонуть, локоть занимает более высокое положение, чем кисть. Чтобы избежать «всплывания» кисти, рекомендуется в этот момент слегка опустить ее (согнуть кисть в лучезапястном суставе) и держать пальцами вниз. При этом у пловца должно создаваться впечатление, что он начинает движение под водой концами пальцев, чувствуя на них сопротивление воды.

Третий момент падает на главную часть — рабочий гребок, который в основном и сообщает телу пловца скорость продвижения вперед (рис. 2).

Гребок начинается тогда, когда рука опускается в воду примерно до угла 20—30° по отношению к поверхности воды (рис. 3, б). Гребок делается по прямой линии (а не зигзагообразно), выпрямленной рукой (рис. 4), лишь сомкнутые пальцы слегка согнуты. Сила и скорость гребка постепенно нарастают. В последней четверги гребка рука начинает сгибаться в локте (рис. 3, г). При этом нельзя снижать скорости гребка. Нужно добиваться того, чтобы был «отработан» конец гребка. По мере сгибания в локтевом суставе рука поднимается вверх и слегка в сторону и локтем вверх вынимается из воды (рис. 1,6, з). Это движение напоминает вынимание руки из бокового кармана брюк.

Рис. 4. Положение гребущей руки у плывущего кролем (вид спереди)

Четвертый момент — движение руки над водой (рис. 1,б, г, д, е). После окончания гребка рука еще сильнее сгибается в локтевом суставе. Локоть занимает верхнюю точку, а кисть и предплечье в совершенно расслабленном состоянии висят на плече, как плеть на рукоятке кнута (рис. 1, г, и). Движение над самой поверхностью воды выполняется стремительным круговым броском руки через сторону вперед (рис. 1, д, и). Во время движения над водой рука выпрямляется (рис. 1, е, к), а затем вводится в воду и снова начинает новый круг движений.

Основное внимание при изучении правильного движения рук должно быть уделено чередованию расслабления с напряжением мышц: введение руки в воду, вытягивание ее вперед и первоначальное опускание вниз выполняются сво-

бодно, без напряжения (руки в эти моменты отдыхают); рабочий гребок делается за счет силового напряжения; во время вынимания руки из воды и первой части движения над водой активно работают только мышцы плеча, а остальные отдыхают; во второй части движения над водой отдыхает вся рука.

В движении рук чаще всего встречаются следующие ошибки: а) рука вводится в воду не последовательно — кисть, предплечье, плечо, — а сразу, плашмя; б) локоть перед началом гребка опущен ниже кисти; в) плечо «утоплено», ладонь «всплыла»; г) сразу после введения руки в воду, без ее вытягивания, начинается гребок; д) во время гребка пальцы растопырены; е) гребок выполняется очень согнутой рукой, зигзагообразно, широко расставленными руками; ж) рука во время гребка «перекладывается» за среднюю линию (правая — слишком влево, а левая — слишком вправо); з) сила гребка не нарастает, а быстро слабеет; и) рука сгибается в локте раньше времени и вынимается из воды до окончания гребка; к) при движении над водой рука напряжена; л) движения рук — не одинаковы (асимметричны); м) левая рука во время поворота головы вправо для вдоха не может «отлипнуть» от головы, тянется за ней и чрезмерно загребает вправо.

Для выполнения вдоха голова «мягко» поворачивается в сторону — к плечу и с правой (реже с левой) стороны, через широко открытый рот, делается быстрый вдох (рис. 1, в, г). При этом важно, чтобы голова только поворачивалась, но не поднималась, противоположная щека и затылок были бы скрыты под водой, а подбородок вращался в одной и той же плоскости. Сейчас же после вдоха голова возвращается в исходное положение и, через рот и нос, начинается выдых прямо в воду, который продолжается примерно в два раза дольше вдоха, пока рука не закончит первой половины гребка в воде. Для поддержания равновесия тела многие пловцы во время выдыха слегка поворачивают голову в противоположную сторону (при вдохе под правую руку — влево). Как только выдых кончится, голова снова поворачивается для вдоха и т. д. При этом нужно стремиться, чтобы голова поворачивалась немного, лишь бы рот был над поверхностью воды.

Ошибки: а) для вдоха голова не только поворачивается, но. и высоко поднимается, отводится назад; б) голова поворачивается очень резко и сильно; в) пловец слишком быстро выдыхает, из-за чего вынужден делать паузу (задерживать дыхание); г) пловец начинает вдох, не сделав полного выдыха.

Согласование движений

В плавании кролем нужно твердо усвоить правила согласования движений: а) Между руками; б) между руками и ногами; в) между дыханием и руками; г) между дыханием и ногами.

В согласовании движений рук нужно добиться непрерывности гребковых движений. Правая рука начинает гребок до того, как левая его кончает (рис. 3, б). Это создает впечатление, что пловец «ползет» по воде. Пока правая выполняет весь гребок, левая вынимается из воды, проносится по воздуху, опускается в воду, вытягивается вперед и начинает опускаться вниз. С окончанием гребка правой руки левая уже начинает гребок. В этот момент кисти обеих рук находятся одна от другой дальше всего (рис. 3, г). Движение над водой совершается быстрее, чем гребок в воде, поэтому пока одна рука только успевает начать гребок, другая совершает быстрое движение над водой, как будто догоняя гребущую руку (рис. 3, в), что создает непрерывность движений рук или так называемое «сцепление».

В согласовании движений рук и ног существует несколько приемов: четырехударный, шестиударный и восьмиударный кроль. На полное движение каждой руки в первом приеме ноги делают четыре движения, во время которого над водой показываются пятки два раза правой и два раза левой ноги. При втором приеме пятки показываются шесть раз, при третьем —- восемь. Большинство лучших пловцов плавает шестиударным кролем.

Во время плавания на длинных (стайерских) дистанциях ноги могут работать медленнее, на коротких (спринтерских) дистанциях — быстрее.

Начало поворота головы для вдоха совпадает с началом второй половины гребка. Вдох начинается, как только рот покажется над водой (рис. 1,6), и продолжается до того, как рука начнет вторую половину движения над водой. Затем вдох кончается, а голова поворачивается в прежнее положение для выдыха.

В согласовании дыхания с движением ног нужно избегать частой ошибки пловцов: в момент резкого поворота с подниманием головы для вдоха тело не должно иметь положения на боку, ноги нельзя разбрасывать и делать «ножницы»; поворот головы для вдоха и некоторое нарушение из-за

этого равновесия тела должны быть в такт с ритмичными движениями ног.

Чтобы яснее представить себе полное согласование всех движений, нужно попробовать сделать на месте шесть шагов и за это время выполнить по одному движению правой и левой рукой; на два шага вдох и на четыре шага выдых. Затем можно сделать тридцать шагов на месте, в течение которых выполнить по пять движений каждой рукой, сделать пять вдохов и пять выдыхов. Таким образом можно воспроизвести примерно полную картину согласования всех движений плывущего кролем.

Кроль без выноса рук

Простейшей разновидностью спортивного кроля является кроль без выноса рук.

Этот более тихоходный способ плавания применяется для первоначального обучения не умеющих плавать. Исходное положение то же, что и при плавании спортивным кролем, но голова держится прямо, а рот находится над самой поверхностью воды. Из этого положения рука делает гребок до бедра. Здесь рука сгибается (рис. 5), но не вынимается из воды. Кисть прибли-

Рис. 5. Плавание простейшим кролем, без выноса рук из воды

жается к плечу, затем под водой рука вытягивается вперед, в исходное положение, после чего начинает очередной гребок. Движения рук делаются поочередно: когда правая рука начинает вытягиваться вперед, левая начинает гребок. В момент гребка правой рукой голова поворачивается вправо, и через широко открытый рот делается вдох. Когда правая рука начинает вытягиваться вперед, голова возвращается в исходное положение и над самой водой делается выдых.

Можно применять и другой способ дыхания: на два гребка (левой и правой рукой) — вдох, на следующие два — выдых, причем ноги выполняют те же движения, что и при шестиударном спортивном кроле.

ПЛАВАНИЕ СПОСОБОМ БРАСС

Несмотря на то, что брасс но быстроте

уступает другим спортивным способам плавания, его военно-прикладное значение огромно, что подтвердил опыт Великой Отечественной войны. В боевой обстановке брассом удобнее пользоваться, чем кролем, потому что все движения плывущий этим способом делает под водой. Этот способ бесшумнее кроля и менее демаскирует пловца. Плавающий брассом все время лежит на груди и в каждый момент может обозревать и контролировать всю местность перед собой. В кроле основной движущей силой пловца являются руки, в брассе — ноги. Поэтому в тех случаях, когда нужно плыть одними ногами, например транспортируя перед собой плотик с оружием или спасая раненого, выгоднее пользоваться брассом. При вынужденном попадании в воду в одежде и снаряжении также легче плыть брассом. Этот способ плавания менее утомителен, чем кроль, и в тех случаях, когда солдат плохо тренирован в дальних проплывах, он с большим успехом преодолевает длинную дистанцию.

Вот почему каждый солдат должен владеть способом плавания брасс.

Положение тела

В исходном положении пловец лежит на груди, у самой поверхности воды, лицо опущено в воду (рис. 6, а). Ноги вытянуты до кончиков пальцев, сомкнуты, но не напряжены. Руки выпрямлены, обращены ладонями вниз, пальцы соединены.

Движения рук выполняются под водой.

Одна рука с абсолютной точностью должна копировать движение другой руки. Первый момент — гребок. Руки поворачиваются ладонями наружу, кисти немного сгибаются (рис. 6, б), плечи слегка приподнимаются, и начинается гребок в стороны и немного вглубь. По мере разведения рук скорость и сила гребка увеличиваются, кисти поворачиваются в перпендикулярное к поверхности воды положение. Гребок продолжается до тех пор, пока руки не образуют почти одной линии с плечами (рис. 6, в). В этот момент гребок достигает наивысшей силы.

Второй момент — опускание рук вниз. После окончания гребка руки сгибаются в локтевых суставах, предплечья и кисти (ладонями вниз) опускаются глубже плеч и начинают двигаться по направлению друг к другу (рис. 6, г). Как только руки начали сгибаться в локтях, а предплечья

Рис. 6. Техника движений рук при плавании брассом

Рис. 7. Техника движений ног гари плавании брассом

с кистями стали опускаться вглубь, локти выполняют характерное догребающее движение вниз и вперед, приближаясь к туловищу. Это движение локтей можно назвать дополнительным гребком. Сейчас же вслед за этим догребающим движением локтей руки начинают разгибаться и вытягиваться вперед (рис. 7, б, в).

Третий момент— выпрямление рук. По мере выпрямления рук кисти ладонями вниз направляются вперед, вверх для соединения друг с другом впереди подбородка (рис. 7, г, д).

Четвертый момент — вытяги вание рук вперед. Как только руки разогнулись, а кисти сблизились одна с другой, производится дополнительное вытягивание оук вперед за счет растягивания плечевых суставов и полного разгибания в локтевых суставах (рис. 7, е). Тело принимает первоначальное положение, и пловец в течение небольшой паузы двигается вперед за счет только что сделанного гребковог.о движения ногами.

Итак, весь комплекс движений при плавании брассом состоит из напряжения мышц (рабочее состояние), расслабления их (отдых), чередующихся таким образом: в первый момент (гребок) руки напряжены, во второй момент расслабляются кисти и предплечья, в третий и четвертый расслаблены все мышцы, и руки отдыхают.

В движениях рук чаще всего встречаются такие ошибки: а) в момент гребка ладони не повернуты наружу, пальцы растопырены; б) гребок не доводится до конца (до уровня плеч) или выполняется чрезмерно широко; в) гребок делается вяло, без силового напряжения, скорость гребка не нарастает; г) кисти соединяются одна с другой только после того, как выпрямятся руки; д) в последний момент руки не вытягиваются вперед, а в локтевых суставах остаются в полусогнутом состоянии.

Движения ног могут быть разделены на

три момента. Первый момент — сгибание с одновременным разведением ног. Из исходного положения ноги свободно сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, колени разводятся в стороны и опускаются вниз (рис. 6, г, 7, а), а стопы продолжают оставаться у самой поверхности воды, но также слегка расходятся в стороны.

Когда туловище и бедро образуют угол примерно 110—120° (тупой), сгибание в тазобедренных суставах прекращается. В коленных суставах ноги продолжают сгибаться до острого угла и отстоят одна от другой примерно на ширине плеч (рис. 7, б).

Второй момент — подготовка ног к гребку. Стопы подтягиваются на себя (происходит сгибание в голеностопных суставах) и сильно поворачиваются наружу, а колени несколько приближаются друг к другу (рис. 7, в). Ноги устанавливаются в выгодное подготовительное положение для выполнения гребка.

Третий момент—гребок. Как только ноги заняли подготовительное положение, сейчас же начинается гребок,

напоминающий Движение Лапок Лягушки. При этом ногй быстро разгибаются в тазобедренных и в коленных суставах и одновременно смыкаются, делая голенями энергичный гребок назад, слегка в стороны и к середине, стараясь с нарастающей силой выжать захваченный ими слой воды (рис. 7, г, д). Гребок голеней заканчивается разгибанием, вытягиванием и сведением стоп. Таким образом, гребок складывается из плавного выпрямления ног и одновременного сведения их в исходное положение. Это производится мягко, без пауз, одним общим выжимающим движением, с нарастающей скоростью. Сейчас же вслед за гребком вся мускулатура расслабляется и ноги отдыхают.

При движении ног брассом нельзя допускать такие ошибки: а) сгибание производится не одинаково, одна нога отстает от другой или погружается глубже; б) к концу сгибания ног в коленях стопы соединены; в) подтягивание (сгибание) производится напряженными ногами; г) во время подтягивания ног пятки опускаются глубоко; д) ноги чрезмерно сгибаются в тазобедренных суставах; е) во время сгибания ног носки не вытянуты; ж) не выполняется подготовительное движение ног, — не разворачиваются стопы; з) колени перед гребком разведены очень широко; д) гребок производится расчлененно: сначала выпрямление ног в стороны, а затем сведение прямых ног вместе; к) сила гребка затухает до того, как ноги соединились вместе.

Для выполнения вдоха голова слегка приподнимается над водой и воздух набирается через широко открытый рот, затем лицо погружается в воду и также через рот делается выдых (рис. 6, б).

При выполнении дыхания нужно избегать весьма распространенной ошибки начинающих пловцов: голова быстро и высоко поднимается из воды, а вместе с ней выбрасываются _ вверх и назад плечи, а таз из-за этого опускается вниз; при выдыхе происходит обратное движение. Толчкообразные движения плеч то вверх, то вниз сильно тормозят скольжение пловца вперед.

Согласование движений

Дыхание согласовывается с движением. Перед началом гребка рук голова

поднимается, начинается вдох. Вдох продолжается, пока не закончится гребок. Как только руки стали сгибаться в локтях, начинается выдых. По мере выпрямления рук лицо опускается в воду, и выдых продолжается до нового вдоха.

Умение правильно согласовывать движения рук и ног — верный залог успешного овладения брассом. Когда руки делают гребок, ноги отдыхают, находясь в вытянутом, но расслабленном состоянии. Подтягивание ног начинается в момент сгибания рук после гребка (рис. 6, г). В то время, когда руки движутся вперед на соединение одна с другой, ноги устанавливаются в подготовительное для гребка положение (рис. 7, в). Когда руки выпрямлены, делается гребок ногами.

Для согласования движений рук, ног и дыхания можно выполнять эти движения под счет «раз, два, три, четыре» по следующей схеме.