Лыжный спорт в России начал развиваться в конце прошлого столетия. Это стало одной из причин, почему довольно длительное время лыжники России уступали спортсменам Скандинавии, кроме того, в конце XIX в. занятия лыжами носили больше развлекательный характер. Любители лыжного спорта совершали прогулки, да и круг любителей лыж был весьма ограничен.

Первые соревнования по лыжному спорту были проведены в нашей стране 13 февраля 1894 г. Петербургским кружком любителей спорта. Победителем на дистанции 1/4 версты, которая была проложена по льду Невы, с результатом 1 мин 35 с, вышел А. Деревецкий. На следующий год на той же дистанции, на том же месте победили П.Москвин с результатом 1 мин 13 с, а у женщин Т.Юрьева - 1 мин 57,5 с.

В то же время лыжный спорт начал свое развитие и в Москве. В 1894 г. 7 любителей лыжных прогулок и 13 спортсменов - членов Московского клуба велосипедистов - организовали кружок лыжников. Руководители кружка за полгода проделали большую организационную работу, разработали устав будущего Московского клуба лыжников (МКЛ) и провели первое организационное соревнование на звание лучшего лыжника кружка (19.02.1895 г.). В 8 соревнованиях на дистанции 1 и 3 км приняло участие всего 9 человек. Министр внутренних дел России 3 марта 1895 г. разрешил открытие клуба, а генерал-губернатор Москвы утвердил его устав. Учредительное собрание клуба 25 августа 1895 г. избрало руководящий орган - комитет в составе 11 человек, который возглавил И.П.Росляков. В первый год своего существования клуб насчитывал 36 членов.

Клуб стал организатором и пропагандистом лыжного спорта в Москве и других городах. Были учреждены призы за победы в соревнованиях и за наибольшее количество верст, пройденных за сезон на лыжах. Любопытно, что в первый год приз МКЛ за наибольшее расстояние, пройденное на лыжах в течение зимнего сезона, был вручен И.П.Рослякову, прошедшему 202 версты. Клубом были проведены и первые официальные соревнования на звание лучшего лыжника, которые состоялись 28 января 1896 г. на Ходын-ском поле на дистанции 3 версты. Через два года подобный клуб под названием "Полярная звезда" был организован в Петербурге.

В 1901 г. в Москве создается еще один лыжный клуб под названием "Общество любителей лыжного спорта" (ОЛЛС). Его создание сыграло важную роль в развитии спорта в Москве, стало возможным проводить интересные соревнования между клубами. В 1902 г. было проведено первое соревнование на звание лучшего лыжника Москвы на необычно длинную для того времени дистанцию 25 верст - от Пушкино до Сокольников. По свидетельству современников, на этой дистанции победил М.Реммерт (МКЛ) с результатом 2:58.30. В последующие годы первенство Москвы разыгрывалось на той же дистанции. Наиболее успешно выступал А.Лебедев, который три года подряд (1907, 1908 и 1909) становился чемпионом Москвы. С 1903 г. в московских соревнованиях стали принимать участие и женщины.

Но несмотря на создание клуба, массовость лыжного спорта в Москве возрастала медленно. В бюллетене МКЛ "Спутник лыжника" за 1903-1904 гг. отмечалось как значительное событие в жизни клуба, когда впервые за 8 лет на лыжную станцию собралось на вылазку 50 членов и гостей. Заниматься лыжным спортом в России могли далеко не все желающие. Вход в лыжные клубы широким массам был практически закрыт, так как для занятий необходимо приобрести дорогостоящий лыжный инвентарь, заплатить значительную сумму денег при вступлении в клуб и представить рекомендации трех действительных членов клуба.

Несмотря на то, что в последующие годы было создано еще несколько лыжных клубов в Москве, Петербурге, Туле, Рязани, Костроме, Ярославле, Смоленске и других городах, лыжный спорт в начале XX в. не получил широкого распространения в нашей стране. Некоторые льготы, предоставленные учащимся при пользовании инвентарем в клубах для взрослых, не привели к значительному распространению лыжного спорта среди подростков и учащейся молодежи. По имеющимся данным, в Москве за весь зимний сезон 1907 г. в лыжных вылазках участвовало только 37 (!) учеников.

МКЛ вносил большой вклад в развитие лыжного спорта в Москве и способствовал популяризации его в России. По договоренности между клубами был создан неофициальный Объединяющий комитет обществ. 7 февраля 1910 г. в Москве состоялись первые соревнования на первенство России на дистанцию 30 км. Кроме представителей московских клубов в соревнованиях участвовали лыжники Петербурга и Новгорода. Победу с результатом 2:26.47 одержал П.Бычков. В тот же день была проведена и гонка для мальчиков на 1 версту, победителем с результатом 6 мин 7 с вышел Градов (ОЛЛС). П.Бычков выгодно отличался от других лыжников техникой ходьбы на лыжах, особенно он хорошо владел "русским ходом" (попеременным двухшажным ходом по современной терминологии). Он же стал чемпионом и в 1911 г.

В течение зимнего сезона 1909/10 г. в Москве состоялось уже 18 межклубных соревнований, а на первенстве города стартовал уже 21 человек - большое по тем временам число участников. Большой популярностью пользовались в то время ежегодные эстафеты вокруг Москвы, ас 1912 г. - гонка Звенигород - Москва на 60 верст ("Большая гонка").

Деятельность Объединяющего комитета в сезоне 1909/10 г. подтвердила необходимость создания единой организации, координирующей работу всех лыжных клубов. Так, весной 1910 г. была учреждена Московская лига лыжебежцев (МЛЛ). Она объединила 10 клубов. Благодаря деятельности МЛЛ значительно увеличилось количество соревнований по лыжному спорту, но, главное, она стала руководящим органом, что немало способствовало дальнейшему развитию лыжного спорта. МЛЛ не имела ни материальных, ни организационных возможностей, ни юридических прав, чтобы руководить деятельностью лыжных клубов страны. Назрела необходимость создания Всероссийской организации. МЛЛ подготовила учредительное собрание и устав будущей организации, который был принят 2 января 1911 г. представителями всех спортивных организаций России, культивирующими лыжный спорт.

Первая организация, руководившая лыжным спортом, получила название Всероссийский союз лыжников (ВСЛ). Но ВСЛ был официально признан царским правительством лишь в 1912 г. Особого влияния на развитие лыжного спорта в России он не оказал, так как не имел материальной поддержки от правительства, а денежные взносы клубов, входящих в его состав, были незначительны. Кроме этого, материальная база, которой располагали лыжные клубы, была невелика. По существу, те 30 клубных лыжных станций, существовавших в России, были домиками, арендованными у частных лиц. Эти "станции" служили и раздевалками для любителей лыжного спорта, и местом хранения инвентаря, и местом размещения правлений клубов. Несмотря на некоторое оживление, лыжный спорт в этот период не получил широкого распространения в России.

По свидетельству М.Гостева, участника первого перехода Москва - Петербург, ". в культе спорта наше отечество настолько отстало от других стран, что о массовом движении в пользу его, т.е. о таком явлении, когда спорт становится делом чуть ли не всего народа, мы можем мечтать только лишь в более или менее отдаленном будущем" (Ежегодник МКЛ. - 1912). Анкета, разосланная в 1909 г. лыжебежцам в различные города и края, где только можно было подозревать о наличии занимающихся лыжным спортом, показала, что "лыжебежный спорт в России находится только в зачатке". Вместе с тем в 1900-1909 гг. уже появилась различная литература, в которой излагались вопросы техники передвижения на лыжах, обучения и оборудования.

Эти издания в основном имели своей целью популяризацию лыжного спорта среди населения. С накоплением опыта в последующие годы (1910-1912) появились значительные работы, где давались уже первые методические советы по тренировке, представляющие определенный интерес, особенно для начинающих. В этих работах нашла отражение односторонняя направленность на преимущественное развитие выносливости, что характерно для тренировки гонщиков дореволюционного периода.

Соревнования в России проводились тогда только на равнинной местности. Лыжники пользовались длинными (до 3- 3,5 м) лыжами, палками в рост человека и выше. Крепления и обувь (пьексы, с загнутыми носами) применялись мягкие. В основном лыжный инвентарь завозился из Финляндии и Швеции - гоночные узкие лыжи типа "Идеал" и "Хааповеси". В России лыжный инвентарь в массовом порядке не производился. Лыжные мази начали применяться только с 1913 г. Все это определило и технику передвижения - спортсмены применяли только "русский ход". С одновременными ходами лыжники ознакомились лишь в 1913 г. на международных соревнованиях - "Северных играх", проходивших в г. Дьюрегольме (Швеция). На эти соревнования выезжали лучшие лыжники П.Бычков и А.Немухин, однако первое выступление русских лыжников за рубежом было неудачным.

В те годы Москва была, по существу, центром развития лыжных гонок. В сезоне 1912 г. на старт различных соревнований вышел 571 лыжник (для сравнения стартовало 402 человека), а в 1913 г. их было уже более 700. 1913 г. характеризуется не только увеличением количества участников, но и ростом спортивных результатов.

Так, на первенстве России 13 февраля 1913 г. в гонке на 30 км известный лыжник Н.М.Васильев показал результат 2:17.04 Сильнейшим лыжником страны Н.М.Васильев стал в 19 лет. Передовые педагоги и врачи России понимали необходимость занятий лыжным спортом. Так, В.В.Гориневский в 1913 г. писал: "Лыжный спорт прекрасен, и его необходимо культивировать в школе не только потому, что этот способ передвижения в русских школах имеет много преимуществ, а потому, что в нем заключается так много образовательных элементов воспитания и он, по существу, восстанавливающий, т.е. принадлежит к гигиеническим упражнениям тела".

В последующие годы наметился некоторый сдвиг в развитии лыжного спорта среди учащихся. Соревнования школьников Москвы в 1916 г. показали рост спортивных результатов юных лыжников - время победителей на дистанциях 5-10-15 км соответственно 24.42, 50.37 и 1:27.00. Улучшение спортивной подготовленности учащихся показали и соревнования, проведенные в 1917 г. в Нижнем Новгороде. Но в целом в дореволюционной России лыжный спорт среди учащейся молодежи и подростков широкого распространения не получил. Значительным событием в истории лыжного спорта, положившим начало дальним переходам русских и советских лыжников, явился переход из Москвы в Петербург, который совершили в сезон 1911-1912 гг. известные московские лыжники А.Елизаров, М.Гостев, И.Захаров и А.Немухин. В трудных условиях они преодолели 680 км за 12 суток 6 ч 22 мин. Помимо этого в дореволюционной России было совершено еще несколько лыжных переходов.

Горнолыжный спорт стал развиваться в России несколько позднее. В 1906 г. общество "Полярная звезда" в Парголово (под Санкт-Петербургом) построило первый трамплин, с которого можно совершать прыжки на лыжах на 8-10 м. В 1909 и 1912 гг. в Юкках (также под Санкт-Петербургом) были построены два трамплина с длиной прыжка до 20 м. В Москве на Воробьевых горах тоже сооружались трамплины. Кроме того, здесь впервые были проведены соревнования по лыжным гонкам по пересеченной местности. Любители лыжного спорта прилагали много сил к широкому распространению любимого вида, но это были усилия одиночек, которые в условиях нехватки инвентаря, спортивных баз не могли добиться многого.

http://telemark.narod.ru