Ю. Г. Коджаспиров, к.п.н. доцент,

П. Я. Степанян, МАИ

К настоящему времени многочисленными исследованиями экспериментально установлено, что музыка может оказывать управляющее и регулирующее воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, мышечную, выделительную и другие системы человеческого организма, вызывать в них самые разнообразные и многоуровневые физико-химические реакции, обеспечивающие адекватную жизнедеятельность слушателя.

Музыка способна возбудить и успокоить, отвлечь от неприятных или ненужных мыслей, обострить мышление и направить его в нужное русло, ободрить и развеселить, воодушевить на длительную и напряженную умственную или физическую работу и т. д.

Научные данные о возможностях целенаправленного психофизиологического музыкального воздействия на мышление и поведение человека открывают перспективы существенного расширения утилитарного использования музыки в гимнастике.

Вниманию читателя предлагается разработанная нами методика повышения эффективности учебно-тренировочных занятий в гимнастике средствами функциональной музыки. Под функциональной музыкой понимаются специально подобранные произведения различных музыкальных жанров, призванные направленно стимулировать физиологические процессы, психическое состояние и двигательную деятельность гимнастов в ходе спортивных занятий.

Воспроизводить функциональную музыку лучше с использованием современных технических средств.

В целях дифференцированной оптимизации психического состояния спортсменов перед предстоящей работой и более эффективного решения педагогических задач во всех четырех частях учебно-тренировочного занятия функциональная музыка подразделяется на несколько специальных разновидностей под условными наименованиями: встречающая музыка; музыка врабатывания, тонизирующая музыка; успокаивающая музыка; провожающая музыка. Каждая из перечисленных разновидностей функциональной музыки имеет свои цели и выполняет соответствующие ей функции и качественно отличается от остальных. Сжатые их характеристики сводятся к следующему:

Встречающая музыка. Начинается за 15 минут до учебно-тренировочного занятия (поскольку занимающиеся обычно приходят в спортивный зал за 10 — 15 минут до тренировки, чтобы иметь время для соответствующей подготовки к ней), кончается по сигналу к началу занятия.

Цель — поднять настроение, эмоционально взбодрить прибывающих спортсменов с одновременной разгрузкой их нервной системы от нежелательного психоэмоционального напряжения предшествующего периода, ненавязчиво переключить их мысли на предстоящую тренировку.

Встречающая музыка — это своеобразный музыкальный заслон от неприятных или посторонних мыслей и эмоций, которые спортсмен не должен нести на тренировку во избежание снижения ее эффективности. Встречающая музыка характеризуется бодрыми, веселыми, энергичными и ритмичными вокально-инструментальными мелодиями и маршами, написанными в темпах moderato allegretto или allegro. Методика использования встречающей музыки включает в себя ряд психологических приемов, связанных с отвлечением и направлением внимания, изменением эмоционально окрашенных представлений, направленности мыслей, с использованием богатой палитры средств музыкальной выразительности и специально подобранных слов, текстов песен.

Музыка врабатывания. Начинается после вводной части урока (обычно насыщенной устным изложением задач урока и необходимыми предварительными указаниями тренера, от восприятия которых музыка может отвлечь) и организованной общей разминки (где необходимо адекватное движениям музыкальное сопровождение). Поэтому первые аккорды музыки врабатывания звучат в подготовительной части урока в момент начала самостоятельной (раздельной) разминки. Продолжается музыка врабатывания до конца подготовительной части занятия.

Цель — дальнейшая психорегуляция занимающихся и оптимизация функциональной настройки их организма на запланированную в данном занятии деятельность.

Как известно, в связи с психофизиологическими особенностями организма начальный период любой работы характеризуется пониженной работоспособностью. В целях ускоре-