СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Педагогический процесс обучения двигательным действиям условно подразделяют на 3 этапа:

1 — этап начального обучения двигательному действию

2 — этап углубленного разучивания

3 — этап закрепления и совершенствования двигательного навыка.

Целостный процесс обучения разделяют на этапы для облег­чения понимания и усвоения сложной структуры обучения дви­гательным действиям. Условное деление на этапы позволяет бо­лее четко сформулировать основные дидактические задачи на разных стадиях формирования двигательного навыка и система­тизировать способы и методы этих задач. Для этапа начального обучения характерным является постановка двигательной зада­чи и помощь гимнасту в отыскании эффективных путей ее реше­ния, что должно выразиться в составлении программы действий. В результате осмысления гимнаст выполняет двигательное дейст­вие в его основном варианте. Предварительное ознакомление с новым вариантом осуществляется путем показа упражнения и краткого объяснения основ техники, которое целесообразно до­полнять демонстрацией наглядных пособий. После этого учени­ку обычно предлагают попробовать выполнить упражнение. По­каз, объяснение и практическое опробование должны умело со­четаться, дополняя друг друга, способствовать формированию представления о двигательном действии. Показ упражнения да­ет представление о пространственно-временных параметрах дви­жения. Объяснение основ техники упражнения, дополняя зри­тельную информацию, должно быть направлено прежде всего на раскрытие внутренней структуры упражнения, на характеристи­ку динамики мышечных усилий в процессе его выполнения. Объ­яснение должно быть образным, кратким, без излишней детали­зации. Первые пробные попытки выполнить упражнение играют большую роль в освоении двигательного действия. Гимнаст по­лучает первые двигательные ощущения, и важно, чтобы между этими ощущениями и образованиями раннее с помощью показа и рассказа представлениями не было больших рассогласований. Первые пробные попытки выполнить упражнение позволяют су­дить о том, как ученик понял двигательную задачу. В зависимос­ти от этого преподаватель намечает дальнейший путь обучения. При разучивании несложных упражнений начальный этап обу­чения может заканчиваться уже после первых попыток, если ко­нечно они окажутся удачными. При обучении сложным двига­тельным действиям удачные попытки появляются не сразу, и все трудности этого этапа обучения остаются еще впереди. После предварительного ознакомления с упражнением преподаватель должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы даль­нейшего уточнения представления о технике двигательного дей­ствия. Он должен решить: продолжить ли изучение целостным ме­тодом или перейти на расчлененный метод, определить какие ме­тодические приемы целесообразно применять и как лучше их сочетать. На этой стадии процесс обучения требует максимальной индивидуализации. На начальном этапе обучения необходимо уметь своевременно предупреждать и устранять ошибки. Типич­ные ошибки можно предупредить с помощью различных предмет­ных заданий, создающих условия, которые определенным обра­зом ограничивают действие гимнаста, и заставляют его выпол­нять упражнения в заданных пространственно-временных рам­ках. (В прыжках через коня толчком о дальнюю часть, необхо­димо мелом начертить линию или на тело коня положить какой-либо предмет. Гимнаст не должен наступить руками ни на ли­нию, ни на предмет.). Нетипичные ошибки должны исправляться последовательно. Начинать надо с устранения наиболее сущест­венных причин, вызывающих ошибки. Не следует исправлять сразу несколько ошибок. Это ведет к рассосредоточению внима­ния. Однако нельзя допускать многократного повторения одной и той же ошибки. Это может привести к искаженному представ­лению о технике двигательного действия. Начальный этап обу­чения следует осуществлять в относительно постоянных услови­ях. На этом этапе надо строго дозировать повторение упражне­ния. При разучивании нового, упражнения гимнасты быстро утом­ляются. В связи с этим следует избегать длительного повторения разучиваемого упражнения в одном занятии. Если упражнение не сложно, но в одном подходе к снаряду рационально будет пов­торить его два-три раза подряд, причем с интервалом отдыха между подходами, при которых гимнаст может в достаточной ме­ре восстановить силы и обдумать выполненное действие. В начале обучения новое упражнение следует чаще включать в занятия.

По мере становления и упрочения представлений о технике двигательного действия переходят ко второму этапу обучения — этапу углубленного разучивания. На этом этапе создаются усло­вия для уточнения деталей техники двигательного действия. Важ­но приступить к этому своевременно. Слишком раннее внесение коррективов в сложившуюся, но еще не успевшую закрепиться систему двигательных рефлексов может привести к потере пра­вильного представления о технической основе двигательного действия. Запоздалое уточнение деталей упражнения может так же существенно повлиять на ход становления двигательного на­выка. Позднее внесение поправок зачастую является не уточне­нием представлений, а переделкой уже сложившегося и успев­шего закрепиться двигательного динамического стереотипа. При уточнении техники изучаемого элемента нецелесообразно сосре­дотачивать внимание гимнаста одновременно более чем на двух гимнастических деталях. Не следует также форсировать исправление ошибок, особенно закрепленных. Длительное сосредоточе­ние внимания и сил гимнаста на одной ошибке ведет как правило к напрасной трате времени и может породить неверие в свои си­лы. На этапе углубленного разучивания ведущим методом ста­новится метод целостного обучения с избирательным вычлене­нием деталей. На фоне целостного выполнения двигательного действия, внимание гимнаста избирательно концентрируется на определенных звеньях двигательного действия. Для концентрации внимания гимнаста (особенно начинающего) на той или иной детали упражнения не всегда бывает достаточно словесных ука­заний. Иногда требуется создавать условия, вынуждающие за­нимающихся сосредоточить внимание на уточняемой детали. Ве­дущая роль метода целостного упражнения на этом этапе не ис­ключает однако возможности и целесообразности применения метода разучивания по частям. К нему обычно возвращается, когда необходимо внести в отдельные части упражнения сущест­венные коррективы. На этом этапе обучения применение мето­дических приемов, которые имели место на первом этапе стано­вится все более эпизодическим. Уточнение деталей делается бо­лее эффективным, если обеспечить гимнастов срочной информа­цией о выполняемом упражнении. На этом этапе тонкая диффиринцеровка движений требует многократного повторения упраж­нения. Поэтому количество повторений изучаемого упражнения в одном занятии необходимо увеличить. Наличие школы движе­ний и гимнастического стиля существенно влияет на длитель­ность второго этапа обучения. Недостатки в том и другом замет­но отодвигают завершение этой стадии обучения. Заканчивает­ся второй этап обучения первичной «постановки» двигательного навыка, правильным и самостоятельным выполнением движе­ния. При этом возможны еще неточности в отдельных деталях выполнения упражнения. Закончив второй этап обучения пер­вичной «постановкой» навыка, переходим к завершающему эта­пу обучения — этапу закрепления и совершенствования двига­тельного навыка. Однако резкого и определенно выраженного пе­рехода от второго этапа обучения к завершающему не существу­ет. В основном применяются те же методы и методические прие­мы обучения, только удельный вес их меняется. Основными за­дачами на этапе закрепления и совершенствования двигательно­го навыка является: 1) достижение высокой прочности, стабиль­ности исполнения (умение многократно выполнять упражнение без ошибки в рамках допустимых отклонений); 2) совершенст­вование деталей техники, придающих движениям индивидуаль­ное своеобразие, выразительность, непринужденность.

Достижение высокой прочности и стабильности исполнения изучаемого упражнения достигается в результате целостного и самостоятельного упражнения как в стандартных, так и в изме­няющихся условиях, близких к соревновательным. В этом случае роль сбивающих факторов сводится к минимуму, что позволяет гимнасту уверенно выполнять освоенное упражнение в различ­ных условиях: на занятиях, соревнованиях, показательных выс­туплениях. Степень овладения движением при этом доводится до автоматизма. При решении этой задачи необходимо уделить внимание выработке у гимнастов способности уверенно выпол­нить двигательное действие на фоне утомления. Для этого сле­дует включать изучаемый элемент в конец различных по дли­тельности учебных комбинаций. Для гимнаста важно, чтобы он мог уверенно выполнять упражнение, находясь в повышенном эмоциональном состоянии. Этому способствует применение в тренировочном процессе метода моделирования соревнователь­ных условий. В результате такого последовательного решения задач обучения упражнение выполняется технически правильно, стабильно и перестает быть новым. Такой уровень владения дви­жением можно считать завершением процесса обучения. В даль­нейшем данное упражнение можно неограниченно долго совер­шенствовать и развивать включая его в различные связки и сое­динения. Предел же совершенствования и развития двигательно­го навыка в гимнастике в значительной мере определяется уров­нем физической подготовки гимнастов. При недостаточном развитии необходимых двигательных качеств, техника выполнения упражнения может стабилизироваться, не достигнув желаемого уровня. Следовательно процесс обучения гимнастическим упраж­нениям необходимо осуществлять в тесной связи с физической подготовкой спортсмена.