Будет ли ребенок звездой художественной гимнастики

Продолжение статьи «Идем в гости в ДЮСК Гармония-НВ» с портала http://www.bebinca.ru/

Получается, что посмотреть на ребенка и сказать, что он будет звездой – нельзя.

Это будет просто неправильно.

Все зависит от труда и от здоровья. Чтобы добиться результатов, хотя бы попасть в сборную России, нужно тренироваться минимум 8 часов в день.

8 часов в день?

Минимум. Простые гимнастки, которые выполняют программу мастера спорта, тренируются 4-5 часов в день. Это титанический труд. Вы не представляете, как дети в кровь разбивают ноги, пальцы, в синяках ходят, в ссадинах. Вот летят две булавы, каждая по 150 грамм, их бросают 6-7 метров вверх. А ведь может попасть в зубы, может в глаз. У моей дочери шрам от такой булавы, другой девочке на соревнованиях выбило зубы.

Многие не думают об этом, но это все не так просто, как кажется на первый взгляд. У меня одна мама привела девочку: «Как здорово, художественная гимнастика, все замечательно», а потом отказались заниматься: «Мы не думали, что у Вас так трудно. Вот Кабаева, она так улыбается, когда выступает». А у нас все улыбаются, потому что это спорт такой: ты всем своим телом должен выражать эмоции, быть артистичным.

Непросто улыбаться при таких нагрузках.

Это выдержка, спокойствие. Сложно, конечно. А растяжка? Прыжок шагом-шпагат – представьте, насколько должен быть растянут ребенок, чтобы в прыжке шагом делать шпагат? Многие бросают занятия по причине проблем со здоровьем. Часто бывают проблемы с позвоночником, особенно когда организм идет в сильный рост, начинают болеть суставы, не все выдерживают.

Одни родители просто хотят видеть ребенка гибким и подтянутым, другие же ориентированы на результаты и звания. Как в этом случае строится работа с детьми?

Это вначале говорят, что хотят просто стать гибкими и подтянутыми. Прозанимавшись год-два 99,9% из них начинают хотеть результатов – все амбициозны.

У нас в одном разряде выступают 50 человек, призовых мест всего 3. Не могут все быть успешными. Хотя мы стараемся устраивать больше всероссийских турниров, чтобы дать детям возможность показать себя.

Многие мои знакомые руководители детских творческих студий, клубов отказываются от участия в соревнованиях как раз по этой причине – призовых место всего три, а дети очень ранимые, очень глубоко переживают поражения. Они предпочитают более спокойную жизнь, чтобы не травмировать своих детей.

У нас родители просто уходят к другим тренерам, если их дети не участвуют в соревнованиях. Они приходят и сразу спрашивают: «На каком уровне мы участвуем в соревнованиях? Где? Как?».

Т.е. большая часть родителей все-таки ориентированы на звания, на победы?

В большинстве своем да. А спорт-то жестокий сам по себе. Многие дети так и не доходят до больших соревнований. Внутри клуба да, но не более того. На вопросы родителей по этому поводу мы популярно объясняем, что не всем это дано.

Как в таком случае реагируют родители?

Знаете, как говорят: «Когда ребенок учится хорошо, то это заслуга ребенка, а если плохо, то виноват учитель». Резко кончено, но в основном это так. Чаще всего родители обижаются, уходят к другому тренеру, если туда берут (как правило, не берут). Понимаете, если растянуть можно любого, растянуть грамотно, без последствий, то позвоночник-то мы ломать не будем. Мы с помощью упражнений можем сделать его более гибким, но у каждого есть свой предел этой самой гибкости.

Хотя, даже в таких случаях мы стараемся дать ребенку шанс: не хватает гибкости, но может хорошо прыгать, значит будем включать в программу сложные прыжки.

Как сделать так, чтобы соревнования стали стимулом для ребенка? Ведь действительно не все могут победить. Ну, раз он проиграл, второй раз ничего не занял – на третий раз он может просто отказаться.

Должен быть психологический настрой со стороны родителей и тренера, конкретная цель на каждое соревнование. Если нужно, чтобы ребенок победил, и он готов к этому, то ты настраиваешь его: «Эти соревнования для тебя очень важны, ты должна показать себя, ты можешь это». А есть соревнования, на которых просто обкатывается новая программа. Потому что бывает так, что от выступления к выступлению повторяется одна и та же ошибка, в одном и том же элементе – ребенок застопорился на одном месте. Есть соревнования, когда ребенок знает, что не выиграет, т.к. там дети сильнее, но нужно приблизиться к ним. Т.е. цели разные, разные задачи. А бывают соревнования, где не важно, кто какое место займет – главное выполнение разряда. Т.е. главное – набрать нужное количество баллов. Ребенок может не стать призером в таких соревнованиях, но он наберет баллы для разряда.

Получается, что есть соревнования за места, а есть на выполнения разряда?

Конечно. Тут все зависит от того, как тренер настроит ребенка, как родители все ему преподнесут. Но к сожалению, если цели и задачи тренера и родителей не совпадают, если они работают не в тандеме, то пиши пропало. Ведь бывает так, что родители нацеливают ребенка на достижение каких-то результатов, на какие-то места, а ребенок просто не готов, еще не умеет делать этого. Такие моменты очень сложные для него психологически.

Есть дети, которые в 6 лет начали заниматься, есть те, которые пришли в 7-8. На первом этапе имеет большое значение, когда ребенок начал заниматься. Это потом они уже уравниваются. Ну и дружба с головой играет свою роль. Как правило, двоечников-троечников у нас нет, все хорошо учатся в школе.

Кстати, по поводу отличников – если гимнастки занимаются по 5-8 часов в день, то когда они успевают учиться?

Моя дочь с медалью закончила школу – каждый день сидела до 2-3 часов ночи.

Ничуть. После окончания школы ее пригласили в Санкт-Петербургский железнодорожный институт, где очень культивируется художественная гимнастика в ВУЗах. Она прошла собеседование, во время учебы выступала за свой институт, неоднократно становилась чемпионкой России по соревнованиям среди ВУЗов.

Какой оптимальный график тренировок для самых маленьких?

Дети 4-5 лет занимаются 2 раза в неделю по часу. Потом уже смотрим по детям: способных переводим на 3 раза в неделю по часу. Длительность тренировок постепенно увеличивается – до 1,5 часов, потом до 2-3 часов. К 8-9 годам дети, обычно, тренируются уже 5 раз в неделю по 3 часа, но, опять же, все зависит от ребенка.

Вы говорите, что идет постоянный отсев. А какой процент остается?

Сложно сказать. Для примера, вот у меня была группа 91-92 года рождения из 16 человек. Из них до звания мастера спорта дошли две девочки. Из группы 93 года рождения осталась одна девочка. В 9-м классе она дошла до кандидатов в мастера спорта и закончила занятия.

Здесь очень важна сила воли родителей. Девчонки в 8-м классе уже хотят гулять, хотят хвосты крутить, а нужно идти на тренировки. Одна из моих девочек в 8-м классе была близка к тому, чтобы бросить. Так ее мама в обеденный перерыв с работы приезжала домой, брала дочь и везла на тренировку. И так весь год. Девочка этот переломный год преодолела и стала нормально заниматься, получила звание мастера спорта.

Кстати, звание мастера спорта приравнивается к среднему специальному образованию и дает право работать в качестве тренера. Я сама лично начала работать в 9-м классе, тогда у меня было звание мастера спорта. Набрала детишек из 1-го класса и начала тренировать. Мои первые ученики были младше меня всего на 9 лет.

Очень часто бывает так, что столкнувшись с первыми трудностями, скажем, с той же растяжкой, ребенок начинает хныкать. Бывает даже, что отказывается продолжать занятия. Как вы в таких случаях поступаете?

Без растяжки никак, через это все проходят. Да это больно, да сложно. Нужно уговаривать, нужно заставлять. Дело в том, что если ребенок не растянется, то на художественной гимнастике можно ставить крест. Самое трудное растянуться на шпагат и чуть-чуть больше – это самое больное, а вот дальше – уже удовольствие, уже получаешь удовольствие от растяжки. Хотя прыжок шагом на соревнованиях «стоит» всего 0,3 балла.

Сколько может понадобиться времени, чтобы сесть на шпагат, без травм?

Все зависит от эластичности мышц – у каждого человека это индивидуально. Некоторые садятся на шпагат в первую же тренировку.

Программа выступления, набор элементов – это похоже на симбиоз творчества с математикой.

Можно сказать и так. Для каждой девочки я подбираю музыку, которая будет ей нравится, будет подходить к ее характеру. Потом я расписываю элементы, которые нам нужны, потом накладываем это на музыку, чтобы все было гармонично.

Расскажите, пожалуйста, о соревнованиях по художественной гимнастике.