Общая характеристика художественной гимнастики со спортивной направленностью

Основными средствами являются:

– упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. д.);

– упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);

– элементы классического танца;

– элементы народных танцев;

– ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);

– элементы пантомимы;

– элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);

– упражнения из других видов спорта.

Упражнения школьной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимы, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики). Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

Особенности урока художественной гимнастики в школе

Применение средств художественной гимнастики на уроках физкультуры в течение учебного года позволяет значительно повысить уровень развития быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости, равновесия, координации движений.

Урок художественной гимнастики в школе оказывает значительное воздействие на сердечно-сосудистую систему. Средние значения пульса при исполнении в основной части урока упражнений с предметами составляют около 165 уд/мин.

В зависимости от структуры элементов, а также от их направленности как в педагогическом плане, так и по характеру воздействия на организм занимающихся школьный учебный материал можно условно разделить на 6 видов:

1) разновидности ходьбы, бега и скачки;

2) танцевальные шаги и их соединения;

3) упражнения для рук, туловища (наклоны, выпады), на равновесие;

4) упражнения с предметами;

5) прыжки на месте и с продвижением;

6) упражнения на расслабление для мышц рук, ног, туловища.

В подготовительную часть урока длительностью до 8 мин. входят упражнения 1-го вида, в основную (30 мин.) – 2, 3, 4 и 5-го видов, а в заключительную (7 мин.) – упражнения 6-го вида.

Подготовка к занятию и его проведение

Готовясь к занятию, учитель должен прежде всего определить его задачи, содержание, направленность. Начинающему учителю рекомендуется составлять конспект подробно в письменном виде, с указанием дозировки, размещения занимающихся, предопределяя возможные ошибки и пути их исправления. В дальнейшем, с приобретением педагогического опыта, можно не записывать полностью урок, но тщательно продумывать его построение.

Однако план-конспект не должен превращаться в догму, исключать творческое начало. Практически это означает, что, сохраняя методическую последовательность, целенаправленность, учитель может усложнять, облегчать задания, вводить новые и т. д.

Важным условием правильной организации урока является продуманное, спланированное размещение занимающихся.

Подготовительную часть рекомендуется проводить в движении колонной по кругу. При выполнении упражнений у опоры нужно расставлять школьниц так, чтобы они не мешали друг другу. При выполнении упражнений на середине зала лучше всего размещать школьниц в шахматном порядке, причем через 2–3 урока следует менять линии.

При выполнении упражнений с продвижением рекомендуется перемещение в направлении от задней к лицевой линии по 3–4 человека с возвращением по боковым линиям назад в исходное положение. При выполнении больших прыжковых соединений без предмета и с предметами рационально перемещение по диагонали с продвижением от задней линии к передней (рис. 1).

Рис. 1

Во время проведения урока учитель должен разумно сочетать показ упражнений с объяснением, особенно при освоении новых движений. Показ должен быть технически грамотным и четким, с определенной выразительной окраской. Необходимо помнить, что показ не может заменить собой те указания и замечания, которые учитель может сделать устно.

При возникновении грубых ошибок в исполнении лучше остановить всю группу или ученицу и вновь объяснить задание. Замечания могут носить «профилактический» характер, то есть до выполнения задания учитель предупреждает всю группу или отдельных учениц о возможных ошибках. Учителю нужно не только найти ошибку, сделать замечание, но и добиться от занимающихся выполнения своих указаний, проявляя строгость и взыскательность, но сохраняя при этом доброжелательность.

Музыкальное сопровождение занятий