Художественная гимнастика - Методические особенности художественной гимнастики

Страница 6 из 12

Главная методическая особенность художественной гимнастики заключается в особой роли музыки при исполнении упражнений и обучении им.

Движения, из которых состоит любое упражнение, можно показать, описать и объяснить, изобразить графически. Однако такие существенные стороны движения, как скорость и сила (степень мышечных усилий), плавность и резкость, а также эмоциональная окраска выполнения, объяснить очень трудно, а иногда и невозможно.

Эти стороны движений и их особенности наиболее характерны для основных упражнений художественной гимнастики. Для формирования представлений о них и последующего усвоения в художественной гимнастике используется музыка. «Музыкальное произведение наряду с командой и показом есть дополнительное раздражение. Музыка сочетается с тем или иным движением, становится возбудителем этого движения и облегчает его выполнение» (А. Н. Крестовников).

В процессе занятий музыка участвует в формировании определенного стереотипа нервных процессов. При исполнении упражнения она упорядочивает действия гимнастки, приводит их в систему и одновременно воздействует на ее эмоциональное состояние.

Достижение такого результата зависит от методики применения музыки. Музыкальное произведение должно способствовать созданию ярких представлений о характере движений, регулировать эмоциональное состояние занимающихся, содействовать активному проявлению жизнеутверждающих эмоций, свойственных советским спортсменам. Не менее важна роль музыки в овладении техническим мастерством, в достижении высоких спортивных результатов. В связи с этим большое значение имеет правильный выбор музыкальных произведений.

Произведения выдающихся современных композиторов (А. Прокофьев, И. Дунаевский, А. Свиридов и др.), написанные на спортивные темы, могут служить образцами по своей направленности и содержанию. Однако ограничиваться ими не следует. Многие произведения современной музыки и музыки прошлого, хотя и не написаны специально на спортивную тему, вполне удовлетворяют указанным требованиям. Они определяют характер выполнения упражнений и помогают гимнастке овладеть ими. При этом устанавливается и закрепляется связь между музыкой и движением.

Необходимо научить гимнасток не только слушать, но и «слышать» музыку. Следует развивать их восприимчивость к музыке и умение разбираться в ней. Они должны знать и различать средства музыкальной выразительности и конкретизировать их восприятие в движениях.

Ведущую роль в формировании связей движения с музыкой играет правильная последовательная постановка двигательных задач при обучении упражнениям с учетом подготовленности занимающихся. Выполняя движения в строгом согласовании с музыкой (с разной скоростью, степенью мышечного напряжения, мягкостью или резкостью и др.), гимнастки сравнивают их между собой и учатся воспроизводить тончайшие оттенки мышечных ощущений. 6 результате между движениями и средствами музыкальной выразительности устанавливается тесная связь, что помогает скорее и лучше овладевать техникой даже самых сложных упражнений. Одновременно совершенствуется умение управлять своими движениями.

Такой путь совершенствования двигательных способностей человека был впервые указан П. Ф. Лесгафтом, который писал: «Необходимо умение распределять свою работу по времени, что требует точного знакомства с мышечным ощущением, связанным со степенью напряжения, требуемого известной работой для того, чтобы произвести ее в определенный промежуток времени» и «Ребенок должен научиться управлять своими движениями, руководствуясь ощущениями, связанными с мышечной деятельностью».

Помимо связи упражнений с музыкой, придающей художественной гимнастике своеобразное значение в физическом воспитании женщин и в развитии и совершенствовании общей координации движений, ей присущи и другие методические особенности, характеризующие гимнастику в целом. Прежде всего следует отметить отсутствие упражнений атлетического характера, что делает занятия гимнастикой доступными любым контингентам занимающихся. Кроме того, урок художественной гимнастики характеризуется строгой регламентацией и точностью дозировки нагрузки.

Методика занятий, имеющая целью научить занимающихся согласовывать свои движения с музыкой, описана в следующих статьях.