ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Гимнастические упражнения классифицируются в соответст­вии с педагогическими задачами и структурой двигательных дей­ствий на следующие основные группы.

1. Строевые упражнения - совместные действия в строю, со­действующие воспитанию организованности и дисциплины, навы­ков коллективных действий, правильной осанки занимающихся, а также воспитанию чувства ритма и темпа. Строевые упражне­ния используются, с одной стороны, как приемы целесообразной организации занятий физическими упражнениями (особенно при коллективных формах занятий), с другой — как своеобразные двигательные действия, формирующие и развивающие организм человека, воспитывающие умения и навыки организованного по­ведения.

2. Общеразвивающие упражнения — упражнения выполняе­мые преимущественно в отдельных суставных звеньях, т. е. при­меняемые для разносторонней физической подготовки, расшире­ния функциональных возможностей организма и воспитания пра­вильной осанки. Они оказывают избирательное воздействие на отдельные группы мышц, части тела и весь двигательный аппа­рат в целом, облегчает процесс овладения разнообразными навы­ками. Общеразвивающие упражнения позволяют человеку овла­деть теми многообразными элементарными исходными двига­тельными умениями и навыками, которые он в дальнейшем со­вершенствовании своих двигательных способностей может ис­пользовать для построения целых двигательных действий любой сложности.

3. Вольные упражнения — сочетание различных движений частями тела, а также акробатических и хореографических уп­ражнений. Они оформляются путем постепенного усложнения их сочетаний, продолжительности в виде поточных композиций в соответствии с установленными требованиями. Их основная цель — совершенствование координационных способностей, вос­питание чувства ритма и красоты движений. Они являются эф­фективным средством формирования школы движений. Выпол­няются без предметов (в спортивной гимнастике) и с различны­ми предметами (в учебных целях, в художественной гимнастике

и массовых гимнастических выступлений). Комплексный харак­тер вольных упражнений позволяет также использовать их с целью значительного повышения функциональных возможностей

организма человека, т. е. его работоспособности — тренирован­ности, особенно при многократном повторении их.

4. Прикладные упражнения — ходьба, бег, метание, лазание, перелазания, равновесия, приодоление препятствий и др. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необ­ходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различ­ной обстановке.

5. Прыжки (неопорные и опорные) применяются для разви­тия прыгучести, а также силы ног, рук, быстроты и точности движений, ловкости и решительности. Они оказывают также общее

воздействие на организм занимающихся, способствуя улучшению функционального состояния его. При выполнении прыжков ти­пичен «взрывной» характер работы мышц.

6. Упражнения на снарядах (коне, кольцах, брусьях, перек­ладине, бревне) — наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное назначение их — это совершенствование

умений владеть телом и движениями. Кроме того, они могут при­меняться и для физической подготовки занимающихся.

7. Акробатические упражнения объединяют акробатические прыжки и упражнения в балансировании, включая и статистичес­кие положения. Они широко применяются на занятиях с различ­ными контингентами для развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, а также для тренировки вестибулярного аппарата.

8. Упражнения художественной гимнастики представляют со­бой поточные и слитные комбинации различных по форме движе­ний танцевального характера с предметами (скакалки, обручи, шарфы, мячи, булавы и др.) и без предметов. Они выполняются с музыкальным сопровождением и служат средством физическо­го совершенствования и воспитания пластичности непринужден­ности и выразительности. Эти упражнения применяются на заня­тиях с женскими контингентами.

Основные средства гимнастики с учетом их преимуществен­ного воздействия в целях физического развития человека целе­сообразно объединить таким образом:

а) упражнения, направленные на общее развитие физических качеств и двигательных способностей (строевые и общеразвивающие упражнения, игры и эстафеты);

б) упражнения, направленные на формирование жизненно необходимых навыков и умений (прикладные упражнения, неопорные прыжки);

в) упражнения, направленные на интенсивное развитие и со­вершенствование двигательных способностей и волевых качеств (вольные упражнения, опорные прыжки, упражнения на снаря­дах, акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики).

Такое деление всех основных средств гимнастики облегчает подбор определенных упражнений для того или иного вида гим­настики и решения различных педагогических задач.

Наряду с упражнениями на занятиях гимнастикой широко применяются разнообразные подвижные игры с целью совер­шенствования и закрепления многих важных навыков и умений, повышения эмоционального состояния занимающихся и интереса к процессу занятий. При проведении эстафет преследуют ту же цель, что и в играх, однако в них в большей мере выражен эле­мент состязания.