Обучение ситуационной технике бросков мяча в гандболе с использованием системы развернутых алгоритмов

Обучение ситуационной технике бросков мяча в ворота гандболисток 9-11 лет предполагает формирование ориентировочной основы прежде, чем спортсменки начнут выполнять двигательное действие. Это положение является определяющим в содержании методики обучения. Формирование ориентировочной основы сначала происходит в умственной форме. На первом этапе юные спортсменки изучают типовые игровые ситуации, в которых чаще всего производятся броски мяча в опоре квалифицированными гандболистками в условиях соревновательной деятельности. При изучении типовых игровых ситуаций акцент делается на правильность выбора способа броска при завершении атаки. Для более качественного усвоения предлагаемого материала используются приемы алгоритмических предписаний. Усвоение начинающими гандболистками выбора оптимальных способов бросков мяча в типовых игровых ситуациях в умственной форме позволит им осознанно подходить к овладению бросковыми движениями.

Ключевые слова: ситуационная техника, методика обучения, развернутые алгоритмы, гандболистки 9-11 лет.

TRAINING TO SITUATIONAL TECHNIQUE OF THE BALL THROWS IN HANDBALL WITH THE USE OF EXTENDED ALGORITHM

Training to the situational technique of ball throws in goals of handball female players aged 9-11 years involves the formation of the indicative basis before the athletes begin to perform the motor actions. This position is crucial in the content of the training methodology. Forming of the indicative basis takes place firstly in mental form. In the first phase, the young athletes learn typical game situations, in which the ball throws in hold by the qualified handball players in competitive activities are carried out. Studying the typical game situations, the emphasis is put on the selection of throw way at the end of attack. For better mastering of the offered situation, the algorithmic prescriptions are used. Mastering by the novice handball players of the choose how to throw the ball better in the typical game situations in the mental form allows them to do the throwing motion consciously.

Keywords: situational technique, teaching methodology, detailed algorithms, handball female players aged 9-11 years.

Одна из тенденций развития мирового гандбола заключаются в повышении эффективности индивидуальных тактико-технических действий гандболисток в нападении. Для преодоления атлетически мощной, хорошо подвижной и грамотно выстроенной командной защиты необходим качественно иной уровень индивидуальной тактико-технической подготовленности гандболисток в разделе их бросковой оснащенности. Бросковая оснащенность подразумевает владение квалифицированными гандболистками разнообразными способами бросков мяча и умением оптимально выбирать соответствующий вид броска в зависимости от складывающейся игровой ситуации.

Анализ результативности бросков мяча в ворота на последних крупных международных соревнованиях свидетельствует о том, что броски мяча с «эталонной» двигательной структурой оказываются менее эффективными вследствие их вероятностного прогнозирования, как вратарями, так и защитниками. Гандболистки, обладающие вариативной техникой, оказываются более успешными в завершении атак, нежели те, кто пользуется только своими «коронными» бросками.

По мнению Е.Р. Яхонтова [4] обучение тактико-техническим действиям в игровых видах спорта следует начинать с изучения типовых игровых ситуаций. После чего двигательное действие адаптируется к конкретной ситуации. Таким образом, игроки одновременно овладевают ситуационной техникой и умением варьировать своими движениями в зависимости от ситуации. Учет складывающихся в типовой игровой ситуации условий, позволяет вносить существенные коррективы в исполнительский компонент соответствующих двигательных действий, автор назвал формируемую при этом игровую технику ситуационной.

Таким образом, на лицо наличие научной проблемы между предъявляемыми требованиями современного гандбола к бросковой подготовленности игроков и отсутствием научно-методических разработок, направленных на обучение юных спортсменок ситуационной технике бросков, адаптированных к условиям соревновательной деятельности. Проведение научно-исследовательской работы с целью разрешения обозначенного противоречия представляется актуальной в теоретическом плане и весьма востребованной на практике.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2009 по май 2011 года включительно с участием 40 гандболисток в возрасте 9-11 лет. В эксперименте принимали участие юные гандболистки СДЮСШОР Кировского и Приморского районов г. Санкт-Петербурга.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Методика обучения ситуационной технике построена с учетом развернутых алгоритмов [1-3]. Уже на первом этапе алгоритм обучения отличен от традиционного тем, что вся деятельность обучаемого протекает в умственном плане. Суть, его заключается в формировании ориентировочной основы действий, основу которой составляют знания о типовых игровых ситуациях наиболее благоприятных для выполнения бросков мяча в опоре. Бросок в опоре был выбран в качестве технико-тактического действия по причине его доступности, он проще в обучении для начинающих игроков и здесь есть небольшое время подумать, куда бросить, каким способом, с какой траекторией и т.д. Обучать думать необходимо с первых шагов (бросить или отдать пас, куда бросить, каким способом). При таком подходе реализуется основной принцип теории учебной деятельности от общего к частному. Прежде чем начать овладевать броском мяча в опоре необходимо, чтобы юная гандболистка изучила типовые игровые ситуации его выполнения и научилась их распознавать.

Специфическая особенность действий гандболисток заключается в том, что она протекает в исключительно сложных игровых условиях. Большое количество игроков, непредсказуемый характер изменения игровой ситуации, постоянный контакт с игроками противника, все это предъявляет к сенсорной деятельности гандболисток самые высокие требования. Чтобы успешно играть на высоком уровне, необходимо у начинающих игроков сформировать навыки рациональной ориентировки, способность к быстрому распознаванию и классификации игровых ситуаций. Этому способствует использование алгоритмов действия в типовых игровых ситуациях. В качестве примера рассмотрим алгоритм действий гандболиста при подготовке к выполнению броска мяча в ворота (Рис. 1).

Данный алгоритм может быть описан в словесно-графической форме и содержит все узловые пункты подготовки и завершения броска. Задачи решения описаны в словесной форме. Анализ алгоритма помогает выявить развертку процесса ориентировки, определить необходимые операции для решения ситуационных игровых задач. Хотя в данном алгоритме рассмотрен самый употребительный вариант завершения атаки броском мяча в ворота после третьего шага, в процессе овладения игровыми приемами по такому принципу можно формировать любое технико-тактическое действие. Помимо специальных знаний, выбор рационального способа действий зависит от качества ориентировочной деятельности гандболисток. Овладение навыками ориентировки происходило с помощью предписаний алгоритмического типа (ПАТ). Примером может служить ПАТ, накладываемый на рассмотренный алгоритм действий гандболисток к подготовке броска по воротам. Он оформлен в словесно-графическом виде, т.е. логическая последовательность выполнения операций сопряжена с текстовым описанием задач ориентировки (табл.1). Для большинства игровых ситуаций введение алгоритма целесообразно, так как он задает определенный тип ориентировочного компонента. При возникновении ошибки или недостаточной эффективности принятого решения в учебных целях необходимо вернуться к начальному моменту возникновения последней игровой ситуации и вновь осуществить поиск оптимального решения.

Рис. 1. Алгоритм действий квалифицированного гандболиста при подготовке к броску в типовых игровых ситуациях

Таблица 1

Предписания алгоритмического типа для обучения ситуационной технике бросков мяча в типовых игровых ситуациях в гандболе