Айкидо — японское духовное боевое искусство; история айкидо; принципы айкидо.

Айкидо — японское духовное боевое искусство, разработанное Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.

Ключевым моментом зарождения айкидо можно назвать 1920 год, а местом — Аябэ. 1920 год был для Уэсибы очень драматичным, умер его отец и двое маленьких сыновей. Убитый горем, он искал утешение в религиозном учении Омото-кё, впоследствии оказавшем определяющее влияние на философию айкидо. Утешением для него был и первый додзё, в своём доме он постелил 18 циновок и начал обучать последователей учения Омото-кё.

Морихэй Уэсиба набирался опыта, расширялась и углублялась программа Академии Уэсибы. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространялась. Количество его учеников росло.

В 1922 году Уэсибе удалось убедить своего учителя Сокаку Такэда, у которого он изучал Дайто-рю Айки Дзюдзюцу на протяжении 5 лет (1915—1919), переехать в Аябэ. Следует отметить, что Сокаку Такэда часто разъезжал по Японии и тренировал своих учеников наездами, что не помешало Морихею Уэсибе стать одним из его лучших учеников. После 6 месяцев тренировок в Аябэ Такэда даёт Уэсибе инструкторский сертификат, а сам уезжает.

Постепенно отказываясь от методов тренировок Дайто-рю и Ягю-рю в 1922 Уэсиба создаёт своё собственное будо и называет его Айки-будзюцу.

Неправильно будет считать айкидо исключительно системой различных приёмов и принципов.

Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, а также кэн-дзюцу. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — айкидо, в противовес традиционному бу-дзюцу.

Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Омото-кё и синтоистские учения. Морихэй Уэсиба писал, что айкидо — это не боевое искусство, а Искусство Мира, объединение сознания с вселенной.

Принципы айкидо.

Айки Айкидо развивает не только физические способности, но и духовные качества.

В айкидо нет соревнований, а практикуется ката: многократное повторение приёмов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнёром. Цель таких тренировок — научиться чувствовать партнёра, контролировать время и пространство. Как правило один из партнёров защищается (он называется тори, ситэ либо нагэ в зависимости от школы, а другой атакует (он называется укэ). Партнёры поочерёдно меняются.

Ма-ай — гармоничная дистанция, один из важнейших принципов айкидо. Она представляет собой сферу вокруг айкидоки, в пределах которой он в безопасности. Если укэ входит в эту область, у айкидоки два пути: восстановить ма-ай или приступить к выполнению техники. В противном случае возникает угроза поражения. Этот принцип особенно актуален, если укэ превосходит физически или вооружён.

Ма-ай зависит от того, нападает вооружённый или безоружный противник. Соответственно в случае с оружием дистанция должна быть больше.

Вместе с тем ма-ай не всегда означает именно дистанцию — а так же безопасное место в пространстве, которое открывается на время удара — большинство входов тесно связаны с понятием ма-ай и ведут Нагэ (Ситэ) именно в эту безопасную область (зону). Например Тэнкан-уход от атаки Ёкомэн-учи — дистанция сократилась, тем не менее ма-ай не была нарушена, если Нагэ (Ситэ) обезопасил себя уходом и отводом атакующей руки. Вкратце ма-ай можно определить как позиция в пространстве, где вы можете воздействовать на Укэ, а он на вас не может. Ма-ай так же зависит от понятия Кудзуси (выведение из равновесия) — чем более разбалансирован Укэ, тем просторнее ма-ай, так как из такого положения он не сможет вас атаковать… например ударить второй свободной рукой.

Уход с линии атаки — первое, что должен сделать айкидока при выполнении техники. Айкидока смещается вправо или влево от линии атаки, сближаясь при этом с укэ. Смещение может быть круговым или прямолинейным. Уход за спину противника (наружу) называется сото сабаки, уход во внутрь называется ути сабаки.

Ирими и тэнкан — эти два принципа уходят корнями в древние школы бу-дзюцу. Ирими (омотэ) — прямолинейный вход (сближение со смещением), тэнкан (ура) — круговой уход. Почти все техники айкидо можно выполнить, используя оба этих принципа.

Вход ирими предполагает более решительные действия, тогда как тэнкан позволяет выиграть время, если атака была неожиданной.

Работа "центром" — наследие айки-дзюцу, это скоординированная во времени и пространстве работа тела, рук, ног, усиленная правильным дыханием. Тело айкидоки фактически превращается в единое целое, уменьшается роль рук, основную работу по проведению техники выполняют ноги. Большое значение имеет правильная стойка и правильные перемещения. Не допускаются неоправданные наклоны, тело во время выполнения техник следует держать как можно прямее.

Точка суми.

Суми — выведение укэ из равновесия. В отличие от дзюдо и дзю-дзюцу, где также применяется точка суми, в айкидо практикуется не силовое выведение из равновесия, а используется в большей степени инерция нападающего, а также физиологические особенности человека. Человека можно представить как пирамидку с четырёхугольным основанием, где два угла (суми) будут заполнены, а два пустыми. Используя голову, руки, ноги нападающего как систему рычагов, айкидока вынуждает укэ к падению, при этом центр тяжести укэ смещается в маэ-суми (передний пустой угол) или усиро-суми (задний пустой угол). Иногда во время выполнения техники центр укэ смещается в маэ и усиро суми несколько раз. Хорошо проведённое суми приведёт к падению укэ. Это является основой базовых техник айкидо.

Укэми — страховка при падении. С самого первого занятия, начинающих айкидок обучают правильному падению, дабы избежать травм при последующем изучении техник. Различают маэ-укэми (страховка вперёд), усиро-укэми (страховка назад), ёко-укэми (боковая страховка).

Маэ-укэми и усиро-укэми могут выполняться из позиции стоя (тати-вадза) и из позиции кидза (сувари-вадза). Существуют также хантэн-укэми (перекат на спине с отбивом рукой) и тоби-укэми (высокая страховка, прыжок)

Осаэ — контроль (удержание), обычно завершающий этап приёма: уход с линии атаки (вход) — кудзуси — проведение техники — контроль. Чаще всего техника заканчивается приёмом удержания (осаэ-вадза), но также может заканчиваться броском (нагэ-вадза). Контроль позволяет нейтрализовать агрессора и исключить его повторные атаки.

Атэми — это разновидность ударной техники. В разных школах Айкидо Атэми трактуют и применяют по разному, но тем не менее есть и общие признаки:

1. Атэми — это вспомогательная техника для перехода к основной: броску или контролю.

2. Атэми — это не обязательно удар в голову — удар по кисти, в выключенный локоть, в бицепс, по плавающим рёбрам — всё это тоже разновидности атэми.

3. Целью атэми не является 100%-е поражение Укэ при помощи только удара (травма, нокаут).

В зависимости от цели Атэми делятся на пять основных видов:

1. Отвлечение внимания Укэ для проведения основного действия (Дори, Кузуши, Кансецу, Какэ, Нагэ) — ложный удар, финт.

2. Быстрый удар без вложения Центра — поддержание инициативы в слабых точках (Suki), где противник может провести контртехнику или второй удар.

3. Атэми как вид болевого воздействия на суставы (Ate-Kansetsu) — например, удар в плечо, подбородок снизу, в выключенный локоть или согнутую кисть.

4. Атэми как Кюсё — быстрое нажатие на болевую точку с короткой дистанции, например, тычок пальцем в ямку под кадыком.

5. Атэми как бросок (Например Атэ-Тенчи-Нагэ). Здесь атэми может служить как способ выведения из равновесия для броска или же наоборот завершать технику после того, как Укэ уже лишён равновесия.