Техника старта в легкой атлетике

МБОУ СОШ №11, г. Белгорода

Техника старта в легкой атлетике

С. В. Пономаренко

учитель физической культуры,

школа №11, г. Белгород

Белгород 2012

В лёгкой атлетике для выбегания от стартовой линии используют два вида старта: высокий и низкий. Начиная с младших классов, надо ученикам успешно освоить оба данных вида, так как от этого напрямую будет зависеть показанный школьниками результат в беговых дисциплинах, особенно в спринтерских. В дальнейшем следует почти в каждую разминку включать хотя бы несколько выбеганий со старта.

В первую очередь необходимо разучить высокий старт. Перед тем, как начать освоение высокого старта, надо использовать на уроках самостоятельные выбегания из «падающего положения». Для этого следует подняться высоко на стопу и, не сгибаясь в тазобедренном суставе, подать плечи вперёд. Падая, активно выбежать.

Начинать обучение необходимо с тщательного разбора и многократного выполнения отдельных стартовых команд. В первые занятия для усвоения высокого старта надо применять ускоренные выбегания на 15—20 м. Для совершенствования стартового упражнения можно будет в дальнейшем использовать дистанции по 30—40 м.

Необходимо сразу приучить школьников к тому, что до подачи команд они должны находиться не ближе чем на 1,5—2 м до стартовой линии.

По команде «На старт!» бегун ставит толчковую ногу вперёд на всю ступню, носком вплотную к линии старта; маховую ногу отставляет на полшага назад, располагая её на переднюю часть стопы. При этом обе ступни ставятся параллельно друг другу по движению. В данный момент надо избегать излишнего напряжения мышц тела — бегун находится в таком положении в раскрепощённом, свободном состоянии.

По команде «Внимание!» следует перенести массу тела на толчковую ногу; обе ноги сгибаются в коленных суставах; туловище наклоняется вперёд; руки сгибаются в локтях; вперёд выносится рука, противоположная толчковой ноге (ученики часто путают положение рук), другая рука немного отводится локтем назад или свободно опускается вниз в полусогнутом положении.

По команде «Марш!» начинается бег с помощью активного движения на себя маховой ноги, согнутой

в колене. Вначале необходимо мощно проталкиваться и акценти-рованно работать маховой ногой. От первых беговых шагов зависит, насколько быстро бегущий сможет набрать максимальную скорость. Первые шаги выполняются с помощью упругой постановки стоп под себя при сохранении общего наклона. В дальнейшем длина шагов увеличивается, туловище выпрямляется.

При высоком старте на дистанциях длиннее 400 м команду «Внимание!» не дают. В этом случае бегуны по команде «На старт!» занимают исходное положение, как по команде «Внимание!».

Для совершенствования выбегания с высокого старта следует использовать на занятиях бег на две и три стартовые команды, а также с применением опоры и без неё.

В таблице 1 представлены часто встречающиеся ошибки при выбегании с высокого старта и меры по их устранению.

Порядок обучения низкому старту такой же, как и высокому. Начинать следует с многократного правильного показа, большого числа выполнений отдельных стартовых команд (при многочисленных ошибках необходимо снова возвращаться к правильному показу, но теперь уже с помощью учеников, чтобы легче было объяснять неточности в выполнении). Выбегания с низкого старта осуществляются учениками сначала самостоятельно, далее — под команду учителя на технику выполнения. После достаточного усвоения данного элемента можно использовать выбегания по команде наперегонки на дистанцию 15—25 м.

Для обучения и совершенствования низкого старта, конечно, необходимы стартовые колодки. Но на занятиях физической культурой мы чаще всего используем для этого углубления в покрытии дорожки, сделанные самостоятельно каждым учеником. В таком случае низкий старт может одновременно принимать большая группа учеников или даже весь класс. «Работа» с беговыми колодками необходима лишь при подготовке к легкоатлетическим соревнованиям, в которых используется в беге низкий старт. На обычных же занятиях выбегание со стартовых колодок занимает много времени, что является для нас непозволительной роскошью.