Материал из Гипермаркет знаний

Футбол

Продолжается углублённое изучение техники и тактики футбола. Учитывая это, преподаватель должен включать в уроки физической культуры ранее изученный материал в целях его повторения и совершенствования.

Для совершенствования техники передвижений, остановок, поворотов и стоек можно применять комбинации из:

• освоенных элементов техники передвижений; техники ударов по мячу и остановок мяча — варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника, варианты остановок мяча ногой, грудью;

• техники ведения мяча — варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника;

• техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей — комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом;

• техники защитных действий — действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват);

• тактики игры — индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.

Для развития футбольных навыков и комплексного развития психомоторных способностей можно практиковать игру по упрощённым правилам на площадках разных размеров и игру по правилам.

Для совершенствования координационных способностей с учащимися старшего возраста на уроках футбола целесообразно применять:

• упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владении мячом;

• метания в цель различными мячами;

• жонглирование мячом (индивидуально, в парах, у стенки);

• упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме;

• комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, выполняемые также в сочетании с акробатическими упражнениями, и др.;

• варианты круговой тренировки, комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячами, шайбой, теннисными ракетками, бадминтонной ракеткой, воздушными шарами).

Для развития выносливости используются всевозможные эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 с до 18 мин; для развития скоростных и скоростно-силовых способностей — бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма из различных положений на расстояние от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой, подвижные игры и эстафеты с мячом в сочетании с прыжками, метанием и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.

Остановимся на некоторых технических и тактических действиях, применяемых в футболе.

Передвижения. Кроме различных ускорений, рывков, остановок, поворотов, в процессе игры им приходится использовать прыжки (при ударах головой и ногой), падения и толчки (при отборе мяча). Все эти движения игрокам приходится выполнять в жёстком противоборстве с противником. Для этого необходимо включать в занятия упражнения из лёгкой атлетики, гимнастики, акробатики. Использование этих упражнений и их сочетаний в эстафетах и подвижных играх даёт возможность не только развивать вышеназванные действия и способности, но и совершенствовать технику передвижений.

Приводим несколько подвижных игр с мячом, совершенствующих технику передвижений и владения мячом.

«Охотник». На ограниченном пространстве (штрафная площадка) охотник пытается попасть мячом в кого-нибудь из убегающих игроков. Те, в кого он попадает, становятся его помощниками. Они могут передавать охотнику мяч, но бросать в других игроков им нельзя. Оставшийся игрок становится охотником.

«Два охотника». У каждого игрока имеется футбольный мяч, который он водит на ограниченной площадке. Два охотника, передавая свой мяч ногами, пытаются при благоприятной ситуации задеть мяч одного из игроков. Если это удаётся, то тот игрок, чей мяч задет, становится помощником «охотников». Он может вести и передавать мяч, но ему нельзя бить по чужим мячам.

Игра с пасом. В игре участвуют две команды. Игроки команды, владеющей мячом, передают его друг другу руками так, чтобы соперник не коснулся мяча. За каждую точную передачу команде засчитывается очко. Другая команда стремится овладеть мячом, чтобы тоже набирать очки. Победит та команда, которая первой наберёт 30 очков.

Вариант: передачи выполняются ногами футбольным мячом.

Упражнения для совершенствования техники ударов по мячу ногой, головой и остановок мяча

• Удар по подвешенному на стойке мячу головой в прыжке. После приземления игрок останавливает мяч руками и после этого в прыжке снова наносит удар головой и т. д.

• Удар головой без остановки мяча руками. Темп прыжков должен соответствовать темпу раскачивающегося мяча.

• Удар с изменением направления. Игрок в прыжке наносит удар по мячу в следующей последовательности: прямо, вправо, прямо, влево и т. д. В высшей точке прыжка верхняя часть туловища одновременно с замахом поворачивается в нужном направлении.

• Удар с разбега. Игрок разбегается, отталкивается одной ногой, в прыжке отводит туловище назад и наносит удар по мячу лбом. После этого делает несколько шагов вперёд, разворачивается, совершает рывок навстречу раскачивающемуся мячу, снова отталкивается одной ногой, наносит удар и т. д.

Упражнения для совершенствования техники ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

• Учащиеся располагаются в шеренге или в колонне. По первому сигналу — остановка мяча внешней частью подъёма и рывок с мячом в другом направлении.

• И. п. как в предыдущем упражнении, но по сигналу преподавателя остановка мяча внутренней частью стопы, поворот с мячом и рывок в другую сторону.

• Ведение мяча через линии поля. Игроки один за другим ведут мяч через линии, на которых им встречаются защитники. Защитники располагаются в районе центрального круга, между ним и штрафной площадкой, в штрафной и во вратарской площадках. Игрок, владеющий мячом, должен пройти через все эти участки поля, не потеряв мяч.

Упражнения для совершенствования действий против игрока с мячом и без мяча (отбор мяча)

• Учащиеся располагаются в параллельных колоннах. Преподаватель с мячом находится в 10–15 м перед колоннами и выполняет передачи в направлении впереди стоящих учащихся. Те, соревнуясь в скорости, стараются опередить соперника и передать мяч учителю. После каждой попытки они возвращаются бегом на исходные позиции.

• Учащиеся располагаются в параллельных колоннах на расстоянии, на одной линии с направляющими и выполняют передачу на свободное место. Направляющие в колоннах одновременно с передачей выполняют рывок за мячом. Наиболее быстрый игрок ведёт мяч за черту, расположенную в 20–25 м от стартующих. Соперник старается выбить мяч подкатом. Старт выполняется из различных исходных положений.

• И. п. как в предыдущем упражнении. В 15 м от игроков находятся маленькие ворота, перед которыми в 3–5 м лежит мяч. По команде преподавателя впередистоящие учащиеся стартуют из различных исходных положений по направлению к мячу. Игрок, достигший мяча, первым старается забить гол в маленькие ворота. Второй игрок пытается помешать ему подкатом или выбиванием. Упражнение может проводиться в виде соревнования между группами на число забитых голов.

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

• Игроки разделены на две группы и располагаются у пересечения центральной линии поля и боковых. Направляющие в колоннах выполняют ведение мяча с обводкой препятствий вдоль боковой линии. В районе углов штрафной площадки находится по одному игроку (защитнику). Игроки с мячом при приближении к защитнику меняют направление движения, смещаются к центру вдоль линии штрафной, обводят защитника и выполняют удар по воротам. После каждой попытки игроки возвращаются на исходные позиции. Через некоторое время защитник меняется.

• Учащиеся располагаются в тройках на центральной линии поля. В упражнении отрабатываются удары по воротам после комбинаций с выходами (рывками) на свободное место. Периодически игроки меняются местами.

• Расположение игроков то же, что и в предыдущем упражнении. Удары по воротам выполняются после комбинаций со смещением центра игры. Варианты ударов и способы передач на завершающем этапе комбинации определяет учитель. Интенсивность выполнения упражнений можно повысить спринтерским возвращением на исходные позиции.

Тактические действия в нападении разучивают параллельно с тактическими действиями в защите. По мере овладения индивидуальными тактическими действиями переходят к освоению групповых взаимодействий. Вначале изучают действия двух нападающих против одного защитника. По мере усвоения упражнения добавляют второго защитника, а затем число атакующих и обороняющихся постепенно увеличивают. По такому же принципу ведётся обучение взаимодействию защитников.

Упражнения для совершенствования

• Игра 3 х 2 в квадрате 30 х 30 м. Игроки располагаются в квадрате произвольно. Три нападающих, постоянно передвигаясь, передают мяч партнёрам, стараясь не дать перехватить его двум защитникам. Нападающий, потерявший мяч, меняется с одним из защитников.

• Игра в футбол 3 х 3, 4 х 4 с малыми воротами.

• Игра 1 х 2 с ударом по воротам. Один из нападающих стремится с помощью ведения, обманных движений, изменения скорости и направления движения обыграть двух защитников и произвести удар по воротам. Защитники располагаются в затылок друг к другу на определённом расстоянии. Сзади стоящий защитник вступает в борьбу в том случае, если нападающий обыграл первого игрока.

• Игры 2 х 3, 3 х 4, 4 х 5 в одни ворота. Задача нападающих — забить мяч в ворота, а защищающихся — отобрать мяч. В поддержку нападающим может добавляться игрок (преподаватель), которому лишь в крайнем случае можно отдавать мяч назад. В непосредственную борьбу этот игрок не вступает.

Двусторонние игры являются основным средством технико-тактической подготовки, поэтому в X–XI классах при проведении этих игр учащимся следует давать задания, связанные с тактикой взаимодействия в защите и нападении. Эти задания следует объяснить учащимся до начала игры. После таких игр следует произвести теоретический разбор и анализ допущенных ошибок.

Кроме овладения техникой элементов различных спортивных игр, учащиеся старших классов должны овладеть терминологией избранной спортивной игры; знаниями о технике владения мячом, перемещений, индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических действиях; влиянии игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей, психических процессах, воспитании нравственных и волевых качеств; правилах игры, технике безопасности при занятиях спортивными играми.

Для овладения организаторскими способностями учащиеся этого возраста должны уметь организовать и провести спортивные игры с учащимися младших классов и сверстниками, судить и комплектовать команды, готовить места занятий.

Для самостоятельных занятий учащихся можно рекомендовать упражнения на совершенствование координационных, скоростно-силовых, скоростных способностей и выносливости; игровые упражнения на совершенствование технических приёмов; подвижные игры, игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр; спортивные игры.

При совершенствовании технических и тактических приёмов в спортивных играх и при развитии двигательных способностей учащихся старших классов рекомендуется воспользоваться также предложениями, изложенными в статьях в журнале «Физическая культура в школе» (Д. И. Нестеровский (2000), В. М. Горшков (2007), И. Я. Левинтов (2007), В. В. Семенов (2002), В. Я. Дихтярёв, Н. П. Остапенко, И. Б. Чиркин (2000), В. А. Лепешкин (2008), Г. С. Боханов (2008), Т. К. Желнин (2001), М. А. Грибачёва (2002), А. И. Аникин и Б. И. Туркунов (2005)).

Лях В. И. Зданевич А. А. Физическая культура. 11 кл. Методическое пособие. Базовый уровень / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. ред. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М. Просвещение, 2010.

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.