Введение

Основой спортивного мастерства футболистов является техническая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность и зрелищность игры. В последнее время специалисты футбола отмечают отставание наших спортсменов от лучших зарубежных футболистов в технике владения мячом. Истоки причин такого отставания на уровне команд мастеров и сборных команд видятся в недостаточной эффективности обучения технике футбола спортсменов (А. Чанади, 1978; А.В. Петухов, 1990; Г.В. Монаков, 1995; В.В. Суворов, 1996; А.П. Золотарев, 1997; С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва, 2002; Ж.Л. Чесно, Ж. Дюрэ, 2002; А.П. Герасименко, 2002 и др.).

Многие ведущие тренеры и специалисты по футболу также отмечают недостаточно высокий уровень технической подготовленности выпускников ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу, значительно уступающий возросшим требованиям современного футбола. Поэтому повышение спортивного мастерства отечественных футболистов неразрывно связано с улучшением качества подготовки спортивного резерва.

Одним из перспективных направлений решения этой проблемы выступает реализация принципа обобщения в обучении (В.В. Давыдов, 1972), которая обеспечивает обнаружение обучаемыми взаимоотношения общего и единичного, движение от видения сущности первого порядка к более глубокой сути явления, от целого - к его составным частям, от абстрактного понятия к конкретным явлениям. Благодаря систематизации учебного материала в процессе обобщения у обучаемых формируется системное видение изучаемых явлений в их взаимосвязи между собой.

Анализ научно-методической литературы показывает, что организационно-методические основы реализации техники остановки мяча в футболе являются на сегодняшний день недостаточно исследованными, что обусловливает актуальность нашей работы.

Цель исследования. совершенствование техники и методики выполнения остановки мяча.

Объект исследования. техника футбола.

Предмет исследования. техника и методика совершенствования остановки мяча в футболе.

Задачи исследования:

1. Выявить базовые элементы техники футбола и базовые способы выполнения технических приемов, разработать на этой основе классификацию техники и определить оптимальную последовательность ее изучения.

2. Разработать технику и методику выполнения остановки мяча в футболе.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; обобщение.

Теоретическую базу исследования составили труды: С.В. Алексеева, Г.Л. Драндрова, Д.Ш. Садетдинова, Ю.В. Кузнецова, А.П. Герасименко, Л.А. Дюкина, А.П. Золотарева, Н.Х. Кудяшева, А.А. Черняева и др.

Структура работы состоит из ведения, основной части из трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические и педагогические основы техники и методики совершенствования остановки мяча в футболе

1.1 Понятие и сущность игры в футбол

Футбол является самым массовым и популярным видом спорта. Зародившись на берегах туманного Альбиона во второй половине девятнадцатого столетия, современный футбол получил своё развитие в других странах и континентах. Чемпионаты мира, Европы, Америки, Азии, Африки для национальных, молодёжных и юношеских сборных, многочисленные чемпионаты, первенства и кубки клубных команд собирают многомиллионную зрительскую аудиторию во всех уголках Земного шара. Подлинно народной игрой является футбол и в России. Современный футбол представляет собой яркое спортивное зрелище, в котором органично сочетается высокое исполнительское мастерство футболистов с бескомпромиссной борьбой игроков на каждом участке п оля. [5, с. 55]

Ответить на вопрос о причинах такой популярности футбола однозначно нельзя. Футбол - игра многогранная. Наблюдая за умелыми действиями игроков на поле с трибун стадионов, болельщики восхищаются красотой и размахом этой игры. Участвуя в футбольных поединках, спортсмены получают удовольствие от напряжённой борьбы с соперниками, от умения укрощать строптивый круглый мяч, от удачного взаимодействия с партнёрами. В основе огромной популярности футбола и его разновидности - мини-футбола - неповторимость сюжетов футбольных матчей, непредсказуемость их результатов, определяемых мастерством игроков, их импровизацией, сыгранностью, умением до конца бороться за победу.

В современной России актуальным является возрождение массового физкультурного движения. Футбол, в этой связи, становится все более действенным средством привлечения всех слоёв населения к регулярным занятиям спортом. По сей день нет альтернативы процессу развития от массового футбола к футболу высших достижений. Только системный подход от массовости к мастерству может быть залогом успеха. Немалые успехи россиян, играющих в футбол, особенно в последние годы, существенно укрепили авторитет всего российского футбола.

Сущность игры в футбол заключается в следующем. Футбол - игра с мячом ногами, в основе которой лежит борьба двух команд численностью по 11 человек каждая, игроки которых объединены общей целью - победой.

Размеры футбольного поля и особенности игры предъявляют её участникам повышенные требования к их двигательной активности, проявляющейся в различных формах перемещений (ходьба, равномерный бег, ускорения, рывки с изменением направления, прыжки и многое другое). Известно, что в зависимости от своего амплуа футболист пробегает за матч от 8 до 12 км, а объём скоростной работы составляет 1800-2200 м. [3, с. 155]

Основную специфику футбола определяют действия с мячом, к которым относятся: удары, ведение, остановки, отбор, финты, ввод из-за боковой линии и приёмы техники игры вратаря.

Тактика определяет основное содержание деятельности футболистов во время игры, является важнейшим фактором, который при равенстве показателей физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.

В то же время невозможно достичь каких-либо заметных успехов, не обладая хорошими физическими кондициями (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость), способностью быстро ориентироваться и принимать верные решения в сложных игровых ситуациях, чувством коллективизма, высокими морально-волевыми качествами.

Футбол или отдельные его элементы часто используются представителями других видов спорта в качестве отличного средства общей физической подготовки, развития тактического мышления и волевых качеств. Эмоциональные особенности позволяют использовать игру в футбол или упражнения в технике владения мячом в качестве средства активного отдыха.

Соревнования по футболу являются важным средством вовлечения населения страны в систематические занятия физической культурой и спортом, необходимым условием повышения мастерства, выполнения нормативов и требований Единой спортивной классификации.

Система соревнований по футболу в России включает в себя 3 уровня: массовый, детско-юношеский и футбол высших достижений.

Первый из них предусматривает проведение турниров в первичных коллективах физкультуры. Их сильнейшие футболисты принимают участие в первенствах и кубках районов, городов, областей, регионов России среди любителей. Этот этап охватывает первенства школ, колледжей и вузов, которые затем выставляют сборные для участия в районных, городских, областных, региональных и всероссийских турнирах. [17, с. 15]

Тысячи детей и подростков по всей стране принимают участие в массовых дворовых соревнованиях на призы клуба «Кожаный мяч». Отдельные турниры организуются для детей, занимающихся в секциях при коллективах физической культуры, в детских спортивных школах по футболу. Это и первенства городов областей и регионов страны, и ведомственные соревнования в различных возрастных группах. Российским футбольным союзом и его региональными федерациями проводятся чемпионаты и кубки страны для учащихся детско-юношеских спортивных школ при командах мастеров, сборных команд областей и федеральных округов.

Соревнования команд мастеров по футболу проводятся в трех лигах. В премьер - лиге выступают сильнейшие команды страны, оспаривающие звание чемпиона России. Команды первой лиги разыгрывают 2 путёвки в премьер - лигу. Остальные профессиональные клубы страны сгруппированы по территориальному принципу в 5 зонах. Победитель каждой из них получает в следующем году право на переход в 1-й дивизион.

Таким образом, вышеприведённые факторы предопределяют важное место и значение футбола в системе физического воспитания. Подготовка квалифицированных футболистов проводится в секциях по футболу коллективов физической культуры, ДЮСШ, СДЮСШОР, спортинтернатах. Тысячи детей, подростков, юношей, а теперь еще и девушек, занимаются в секциях в общеобразовательных школах, колледжах и вузах. Футбол как учебный предмет включен в программу физического воспитания многих учебных заведений в виде обязательных или факультативных занятий.

футбол остановка мяч обучение

1.2 Техника и тактика остановки мяча в футболе в системе приемов игровой футбольной деятельности

Все тактические действия игроков и команды непосредственно или потенциально связаны с мячом. В игре все вращается вокруг мяча. Каждая из соперничающих коман.