Сколько стоит «перезагрузка»?

Наталья Воронина

Председатель Вологодского областного комитета профсоюза Светлана Павлушкова, зачитав обращение к участникам семинара председателя Общероссийского Профсоюза образования Галины Меркуловой, добавила: «Несмотря на различия наших регионов, проблемы в этой сфере общие. Думаю, что обсуждать их мы должны в двух плоскостях: во-первых, осветить вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением, ростом заработной платы, сохранением кадров. А во-вторых, поговорить о новой миссии дополнительного образования».

Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Александр Страдзе тоже говорил о миссии дополнительного образования в масштабах страны: «Образование, которое пока столь неудачно называют дополнительным, может взять на себя функцию воспитания современника как человека активного, нравственного и умного, умеющего адаптироваться к неизвестному.

В СССР на внеурочную деятельность, по некоторым оценкам, направлялось до пяти процентов ВВП (!). В 1990‑е годы произошел развал всего того, что было накоплено в советское время. Но к 2000‑м годам появились позитивные процессы в дополнительном образовании: новые образовательные программы, секции и кружки.

Президент РФ Владимир Путин предложил вернуть дополнительное образование детей в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. При этом зарплату педагогов этой сферы решено довести до средней зарплаты учителей общеобразовательной школы».

Глава департамента подчеркнул: для того чтобы система развивалась в соответствии с потребностями времени, должна произойти «перезагрузка»: «Министерство образования и науки РФ разработало Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Он принят взамен типового положения, которое перестало действовать с вступлением в силу нового Закона «Об образовании в РФ». Новая парадигма в том, что все усилия направлены не на развитие учреждений, а на развитие программ дополнительного образования детей. В конце октября этот порядок уже находился на регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Это образование по своей сути отнюдь не дополнительное, наверное, надо искать новый термин для его определения. На наш взгляд, оно является стержневым.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 года была разработана федеральная «дорожная карта» модернизации региональных систем дополнительного образования. Теперь в каждом регионе должны появиться свои программы развития дополнительного образования детей, только в этом случае федеральный центр сможет направить туда свои ресурсы.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов принял очень важное решение - перераспределить средства федеральной целевой программы развития образования в пользу дополнительного и дошкольного образования. Таким образом, мы сможем направить часть этих средств в регионы для решения поставленных задач».

«Возвращение допобразования в сферу ответственности государства - очень важное решение, - отметила в своем выступлении начальник Департамента образования Вологодской области Елена Олеговна Рябова. - К сожалению, когда речь идет об оптимизации бюджетов, в первую очередь наносят удар по допобразованию, потому что законодательно это не гарантированное, не обязательное образование.

Мы все это время старались поддерживать систему дополнительного образования. Трудно сказать, что это процесс развития. Средняя зарплата педагогов дополнительного образования по региону - 11985 рублей, это всего 55 процентов от средней зарплаты учителей. Увеличение зарплаты может произойти только в результате структурных изменений в этой сфере, включения в нее негосударственных услуг.

В Вологодской области 50% образовательных учреждений являются малокомплектными и находятся в сельской местности. Услуги, которые может предоставить допобразование на селе, никак не соответствуют тем требованиям, о которых мы сегодня говорим. И нам без сетевого взаимодействия работу не организовать. Поэтому до конца этого года мы создадим 26 ресурсных центров на базе школ. Также в 20 ресурсных центрах, созданных на базе учреждений среднего профессионального образования, организуются элективные курсы и программы для школьников. Они направлены на профессиональное определение подростков в пользу востребованных в регионе специальностей. На базе Вологодского многопрофильного лицея создан центр по работе с одаренными детьми. В этой области мы уходим от нескольких ресурсных центров, занимающихся каждый своим направлением, и создаем один сильный ресурсный центр.

Конечно, своими силами, без дополнительных финансовых вливаний из федерального бюджета, норматив финансирования нам не обеспечить».

Елена Молчанова, начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Минобрнауки Архангельской области, поделилась опытом межведомственной и внутриведомственной интеграции, создающей условия для развития дополнительного образования в регионе. В Архангельской области получает широкое распространение практика сетевого взаимодействия учреждений, находящихся не только в системе образования, но и в ведении органов управления культурой, спортом и молодежной политикой. Доля общеобразовательных учреждений, интегрированных с системой дополнительного образования, в прошлом году уже достигла 75 процентов. За последние два года число детей, занимающихся в системе дополнительного образования, выросло на 10% и достигло 60%.

В области два системообразующих центра развития дополнительного образования детей: Дворец детского и юношеского творчества и областная детская школа народных ремесел. Эти учреждения работают и как ресурсные центры по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, созданию единого информационного пространства дополнительного образования.

Одно из уникальных объединений ДДЮТ - Клуб малых космических аппаратов. Юные конструкторы Поморья, проходящие подготовку в клубе, участвуют в движении «CanSat в России». А в июне 2013 года Дворцом детского и юношеского творчества совместно с муниципальными учреждениями начата реализация проекта «Я - житель Архангельской области». В его рамках состоялись культурно-познавательные поездки на родину Ломоносова и поэта Николая Рубцова.

О роли дополнительного образования в воспитании и социализации подростков говорила Светлана Кузнецова, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Как отметила Светлана Евгеньевна, в Северной столице созданы прекрасные условия для того, чтобы дети развивались творчески и за пределами обычной школьной программы. С 2011 года действует утвержденная правительством города Программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге. Ее основные направления: «Познаю мир», «Я - петербуржец», «Мое здоровье - мое будущее», «Семья - моя главная опора».

В городе действуют 180 государственных учреждений дополнительного образования детей и 287 отделений дополнительного образования в школах. Всего свыше 86 процентов детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет получают его бесплатно.

В сфере дополнительного образования Санкт-Петербурга работают уникальные специалисты. Например, в физико-математическом лицее №239 педагогом дополнительного образования трудится магистр игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь, а во Дворце учащейся молодежи вокал преподает народная артистка России Ирина Богачева.

Об интерактивных образовательных площадках для школьников рассказала Алевтина Боршуляк из Института повышения квалификации работников образования Карелии. На базе ИПКРО создан культурно-образовательный центр «Эврика». «У нас четыре интерактивные тематические площадки: мини-планетарий для детей начальной школы, музей денег, «Путешествие в Лапландию» - небольшая саамская экспозиция в 3Д-формате и робототехника. Они выполняют роль целостной системы дополнительного образования детей и являются практической базой для повышения квалификации педагогов. На этих инновационных площадках работают и студенты Института педагогики Петрозаводского государственного университета: здесь они обучаются, проводят занятия с детьми. Эти площадки помогают педагогу расширить рамки школьного предмета. В рамках «Путешествия в Лапландию» дети получают представление о жизни кочевого народа, сами чеканят монету, создают свои петроглифы, свою сказку. Эта предметно-образовательная среда детям потрясающе интересна, порождает массу эмоций и желание познавать предмет дальше. Таким образом, мы решаем еще одну задачу - учим детей учиться».

В первый день участники семинара-совещания побывали в уникальном образовательном учреждении - Вологодской кадетской школе-интернате в городе Сокол, где наглядно увидели, как решаются вопросы интеграции дополнительного и общего образования.

Попасть сюда непросто, конкурс - пять человек на место. Принимаются ребята с хорошей успеваемостью и отменным здоровьем. Для дополнительного образования в школе созданы все условия: есть спортивные и тренажерные залы, спортплощадки, кабинеты для занятий искусством, наукой, техникой, военной подготовкой. В первой половине дня кадеты учатся, а во второй занимаются в многочисленных объединениях по интересам.

Дополнительное образование в школе развивается в четырех направлениях: художественно-эстетическое, военно-спортивное, научно-техническое, культурологическое. Глубокая интеграция общего и дополнительного образования позволила выстроить урочную деятельность в тесном единстве с внеклассной работой. Получая знания на уроках русского языка и литературы, кадеты применяют их на занятиях видеостудии SokolCadet, осваивают основы журналистики, практикуются в написании киносценариев, приобретают дикторские умения. Регулярные выпуски новостей, создание фильмов различной тематики - трамплин к освоению профессии режиссера, звукооператора, специалиста по монтажу.

В объединении «Медиакомпания», которое кроме видеостудии, пресс-центра и киноклуба включает технический отдел, ребята также занимаются робототехникой, создают современные демонстрационные модели, управляемые компьютерными программами.

Учебные программы естественно-научных предметов - физики, химии, биологии - находят свое продолжение на занятиях в предметных объединениях «Информационная среда», «В мире физики», «Юный эколог», «Химия вокруг нас». Добрая традиция - проведение на базе школы Всероссийской научно-практической конференции «Науки юношей питают».

К миру искусства ребята приобщаются не только на уроках музыки, изо, но и на занятиях хореографической студии «Импульс», сводного хора, студии изобразительного искусства, духового оркестра.

Также кадеты по выбору занимаются в спортивных и военно-патриотических объединениях: в школе есть секции вольной борьбы и бокса, гиревого спорта и пулевой стрельбы, секции юных туристов и пожарных.

Робототехникой воспитанники кадетской школы увлеклись недавно, но уже есть свои результаты. Гостям представили робота, который сделан ребятами. А одиннадцатиклассник Рафаэль Комарский продемонстрировал свое изобретение: дозиметр для замера уровня радиации. Он обладает небольшими габаритами и массой, а себестоимость прибора гораздо ниже аналогов. Дозиметр можно применять на уроках физики, химии и ОБЖ при изучении основ радиационной безопасности.

Следующий день семинара-совещания начался с общения с заместителем министра образования и науки РФ Вениамином Кагановым в режиме видеоконференции.

В первую очередь представителей сферы дополнительного образования интересовал вопрос о том, когда будут выделены дополнительные деньги в рамках нового разграничения полномочий, разрабатываются ли сейчас нормативные документы, по которым это будет происходить?

Вениамин Шаевич пояснил: указом Президента РФ предусматривается, что часть расходов, связанных с финансированием дополнительного образования детей, должна в будущем осуществляться за счет федерального бюджета, и эта доля будет поэтапно нарастать к 2020 году. Но пока точные цифры и даты не определены.

«Некоторые дополнительные средства мы собираемся получить уже в 2014 году. Примерно к 2016 году общими усилиями в дополнительном образовании нужно постепенно достичь планки средней зарплаты учителей. Если повышение проводить резко, то это может привести к значительному сокращению кадров и учреждений, что неправильно.

Я считаю, что мы должны в сфере дополнительного образования научиться использовать ресурсы других систем, потому что там находятся профессионалы. Есть вещи, по которым педагоги допобразования будут впереди: как работать с ребенком, как распознать его индивидуальные способности, как его мотивировать. Но есть области, где они будут отставать от прогресса - это все, что касается информационных технологий, научно-технического творчества. В этой сфере нам важно вовлечь и промышленные предприятия, и научные учреждения, вузы, которые работают на пике современных наук и технологий. На мой взгляд, дети сегодня не хотят заниматься чем-то игрушечным, они хотят быть на пике всего нового. Центры дополнительного образования будущего - это ресурсные центры с серьезными технологиями, оборудованием и возможностями, которых нет, например, в обычной школе».

На круглом столе «Переход к эффективному контракту в системе дополнительного образования» участники семинара, разделившись на группы, обсуждали различные стороны и аспекты нововведения.

«Если поставить эксперт-диагноз ситуации, то можно сказать, что эффективный контракт не пугает профессиональное сообщество, - подвел итоги модератор круглого стола, ведущий научный сотрудник Института образования Высшей школы экономики Борис Куприянов. - Но многие вещи в нем не до конца понятны работникам дополнительного образования, и по этому поводу идут дискуссии, а с управленческой точки зрения мы уже все решили. Хотя есть шанс, что по ходу применения эффективных контрактов глубинные вопросы функционирования дополнительного образования будут уточняться».

Светлана Павлушкова стала одним из экспертов круглого стола: «Сегодня мы еще раз убедились в том, что эффективный контракт - это не революция, которой несколько месяцев назад многие боялись. Теперь мы понимаем, что это те же трудовые отношения, но с более четко прописанной функцией, с более четко прописанными компенсационными и стимулирующими выплатами, которые будут в большей степени идентичны по всей стране.

У нас в области с начала учебного года введен эффективный контракт для руководителей образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования. Некоторые критерии мы, возможно, будем менять или усовершенствовать. У нас было мало времени, чтобы развернуть дискуссию по поводу их содержания, но когда эффективный контракт будет составляться применительно к педагогическим работникам, мы проведем более широкое обсуждение».

Для представителей профсоюза семинар-совещание завершился во Дворце творчества детей и молодежи Вологды. В следующем году учреждению исполнится 75 лет. Здесь занимается около четырех тысяч детей от дошкольного до старшего школьного возраста и трудятся 170 педагогов. Одиннадцать детских коллективов заслужили звания образцовых. Достижением первичной профсоюзной организации в 2013 году стала победа в городских смотрах-конкурсах на лучший коллективный договор и на лучшее учреждение по охране труда. Ежегодно 31 декабря дворец собирает педагогов города и их детей на профсоюзную елку.

Мы побывали в театральной студии «Подросток». Она организована недавно, но студийцы уже приняли участие в двух фестивалях и двух конкурсах. А сейчас готовятся к новой постановке по Чехову.

Заглянули в изостудию «Фантазия» и студию эстрадного искусства «Чудетство», которой руководит композитор Надежда Берестова.

Юные модели театра моды творческого объединения «Вологодские истоки» продемонстрировали нам французскую коллекцию одежды из проекта «Страны и континенты». Все костюмы сделаны руками педагогов, а в арсенале театра моды многочисленные коллекции одежды разных эпох и тематик. Участники объединения не раз выезжали с показами в разные уголки России, принимали участие в международном конкурсе.

Мы закончили экскурсию по дворцу на выставке кукол разных эпох и культур, каждая из них - настоящее произведение искусства.

Потом за чаем говорили об итогах семинара-совещания. Конечно, внушает оптимизм сам факт проведения окружных мероприятий, посвященных дополнительному образованию, и внимание первых лиц страны к этой сфере. Но дополнительное образование, игнорируемое многие годы, действительно нуждается в финансовых вливаниях и модернизации, а многие вопросы, в том числе связанные с финансированием, остались непроясненными.

«Если не будет дополнительных средств и политического решения о том, что эта система нужна, любые модернизационные процессы просто бесполезны, и уникальные кадры мы сохраним, - отметила председатель Вологодской областной организации профсоюза Светлана Павлушкова. - Пока система сохраняется только потому, что люди в дополнительном образовании очень преданы своему делу. Никто нам не пообещал, что завтра придут деньги из федерального бюджета, значит, нам еще нужно побороться, чтобы получить политический ответ о том, что никто не собирается дополнительное образование разрушать, а, наоборот, есть планы его поддерживать».

У Людмилы Кулаковой, представителя Карельской республиканской организации профсоюза, тоже больше вопросов, чем ответов: «Принцип подсчета детей в дополнительном образовании так и остался неясен: как учитывать детей, которые посещают несколько кружков, секций, занимаются по индивидуальной программе? В техническом плане эта проблема может вылиться в финансовую. По новому положению о дополнительном образовании мы должны ввести подушевое финансирование. Если ребенок ходит в 2-3 кружка, а учитывать будут только общее число детей, значит, мы недополучим средства».

Председатель Вожегодской районной организации профсоюза Татьяна Пулина поинтересовалась, почему педагогам не сообщили о проектах документов, касающихся сферы дополнительного образования: «На семинаре-совещании мы узнали, что документы четыре месяца были размещены на сайте Минобрнауки РФ, то есть появились они летом, во время отпусков, серьезные документы так не обсуждаются. На сайте был проект приказа Минобрнауки, касающийся дополнительного образования, программа развития дополнительного образования до 2020 года. Нам никто на местном уровне не предлагал с этими документами ознакомиться. Обсуждали мы только «дорожную карту», но этого недостаточно».

Конечно, сложно было бы предположить, что проблемы, копившиеся годами в сфере дополнительного образования, удастся решить в считанные месяцы, в том числе на уровне окружных форумов, но то, что они не требуют отлагательств, очевидно. К тому же есть уверенность, что участники семинара-совещания значительно пополнили свою копилку идей по поводу того, как можно развивать дополнительное образование, опираясь на опыт коллег.

Форум