ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ

КОМПОЗИЦИЯ

СУЩНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

В моделировании одежды художественным о ф о р м л е н и е м называется создание по определенным законам красоты как отдельных предметов одежды, так и гармоничного сочетания различных предметов, составляющих костюм.

В обоих случаях художественное оформление связано с к о м п о з и ц и е й.

Композиция (от латинского compositio- составление, расположение, соединение) — построение произведения искусства.

Понятие «композиция» первоначально применялось только в архитектуре (еще древним зодчим принадлежали первые трактаты о законах построения различных сооружений). Это понятие затем распространилось на живопись и музыку (отсюда композитор — создатель музыкального произведения), а позднее—на литературу и другие виды искусства.

В архитектуре, скульптуре, живописи, музыке и декоративно-прикладном искусстве понятие «композиция» имеет двоякое значение. Композицией называют действие: творение архитектурного проекта или картины, сочинение музыкального произведения, создание модели одежды или орнаментального рисунка на ткани. Композицией называют и то, что возникает в результате этого действия, т. е. само произведение.

Любое художественное произведение — от простого натюрморта до сложного архитектурного ансамбля, включающего многочисленные сооружения,— имеет определенное построение, определенную композицию. Каждому виду искусства, в том числе и искусству моделирования одежды, свойственны свои собственные композиционные принципы.

Известно, что наиболее близким, родственным искусству создания костюма является искусство архитектуры, так как в основе того и другого лежат три основных требования:

польза, прочность и красота. Эти требования включают в себя весь круг вопросов, связанных с искусством моделирования костюма и строительством. Художник-модельер, как и архитектор, пользуется определенными художественными средствами и приемами при построении композиции своего произведения. Одним из таких художественных средств является оформление здания, костюма различными украшающими элементами и деталями с целью придания произведению большей привлекательности и выразительности. В архитектуре это полуколонны, пилястры (плоские колонны), орнаментальные фризы и т. д. В костюме роль элементов, средств художественного оформления играют различные накладные отделки, вышивка, кружево, шнур, фурнитура и др.

Главным художественным средством и архитектора, и модельера являются геометрические объемы, составляющие основу любого здания и одежды. Однако в отличие от архитектора, использующего эти формы свободно, модельер в своем творчестве относительно ограничен, так как он связан с фигурой человека. Это непременное условие отличает созидательную работу художника-модельера от архитектора-проектировщика.

Основу композиции одежды составляет совокупность основных образующих одежду объемов (частей), соотношения этих объемов, общие пропорции одежды, ее силуэт. Степень выразительности формы костюма зависит прежде всего от того, насколько удачно решена композиция в целом. Если не будет согласованности в сочетании основных объемов и форм, если не найдены общие пропорции в костюме, никакие приемы украшения не сделают костюм красивым и привлекательным. Эта закономерность искусства композиции точно и убедительно выражена словами гениального поэта и мыслителя Гете: «Удовлетворение, которое мы испытываем от прекрасного произведения искусства, зависит от того, насколько правильно соблюдены соотношения, чувство удовольствия обуславливается только пропорциями. Если они нарушены, то никакими внешними украшениями нельзя заменить красоту и привлекательность, которых им не хватает по существу. Можно даже сказать, что их безобразие делается еще отвратительнее и невыносимее по мере увеличения изысканности отделки и богатства материалов украшений».

Пропорции и их соотношения с фигурой играют в одежде решающую роль, так как они сообщают форме, а следовательно и силуэту определенный характер. Например, вертикально вытянутые формы одежды придают легкость и стройность фигуре; линии, имеющие протяженность в горизонтальном направлении, производят впечатление приземистости и тяжеловесности фигуры и т. д.

Формообразование частей одежды осуществляется главным образом конструкцией. Чем сложнее форма, тем многообразнее могут быть конструктивные линии, выражающие ее. Применяют линии прямые и кривые, вертикальные, горизонтальные и наклонные, короткие и длинные. Будучи необходимыми для построения формы, эти линии неотъемлемы от нее и являются важным средством не только конструктивного, но и эстетического решения модели.

В каждом виде одежды различают два вида форм:

1) формы, которые составляют основу одежды, например лиф, юбка, рукава; 2) формы, которые служат для внешнего обогащения модели. К ним относятся декоративные элементы, такие как вышивка, кружево, банты, рюши, мех, а также детали одежды — воротники, клапаны, хлястики, погоны и др. Формы первого вида называют главными, формы второго вида — декоративно—костюмными. Особенностью декоративно-костюмных форм является то, что они не могут существовать самостоятельно, вне главных, образующих одежду форм (объемов). Поэтому такие формы, являясь компонентами композиции одежды, должны подчиняться главным формам.

Многовековой опыт искусства костюма доказывает, что включенные в основные формы одежды декоративные элементы и различные детали становятся естественно необходимыми, если они способствуют художественной выразительности, развивают и дополняют художественный образ одежды.

Художественный образ одежды — это общий облик модели, выражающий ее конкретное назначение и основную идею, отражающую действительность. Композиция любого художественного произведения подчинена задаче наиболее полного и яркого раскрытия этого образа. Образ каждой модели одежды, созданной художником, должен быть эмоциональным и впечатляющим, способным оказывать воздействие на человека. Одежда сопутствует человеку всюду и постоянно, она влияет на его настроение, работоспособность, может вселить в него чувство уверенности, достоинства, оптимизма или, наоборот, ввести в угнетенное, подавленное состояние. Художественные образы создаются в процессе творчества, поэтому они являются результатом отражения и осмысливания действительности, которая воспринимается художниками с различных точек зрения и по-разному отображается в модели. Один и тот же жизненный материал (явление) как исток образа может быть по-разному преобразован фантазией художника и представлен в виде совершенно различных, иногда противоположных по своему характеру образов, даже в том случае, когда одежда имеет одно и то же назначение, В качестве примера приведено решение двумя художниками туалета для праздничного торжества под впечатлением одного и того же выдающегося достижения нашей эпохи космических полетов.

Один художник выразил идею величия человеческой мысли и могущества науки в монументальной форме длинного (до пола) платья из ткани с холодным блеском серебристого металла; четкие облегающие тело вертикальные линии покроя сообщают фигуре устремленность ввысь, которая подчеркивается вытянутой конусообразной прической, оформленной мерцающими звездами.

Другой художник воплощает ту же идею в ином образе и иными средствами. Огненный вихрь оранжево-пунцово-синих красок, динамичность летящих форм многослойной юбки короткого платья, волны бронзовых волос стремительно движущейся манекенщицы ассоциируются в сознании с картиной старта космического корабля, сопровождаемого мощным шквалом пламени и звуков.

Оба костюма вызывают различные эмоции при их зрительном восприятии, по-разному воздействуют на человека, вызывая различные ассоциации и настроения.

Сила образной выразительности костюма достигается при помощи определенного его построения, т. е. при помощи композиции.

Следовательно, образная выразительность одежды достигается посредством искусства к о м по з и ц и и, т. е. соединения образующих одежду объемов, формы, цвета, конструктивных и декоративных линий, деталей и украшающих элементов в единое гармоничное целое.

Следует, однако, помнить, что работа модельера над образом одежды и всего костюма всегда должна быть подчинена главному — созданию удобной в функциональном отношении, жизненно оправданной одежды и костюма.

Искусство композиции состоит в умении художника увидеть интересное и существенное и организовать отдельные, разрозненные компоненты в единое целое. Художник Крамской выразил эту мысль так: Композиции. нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное. С этого только момента начинается для него возможность выражения подмеченного по существу; и когда он поймет, где узел идеи, тогда ему остается формулировать и композиция является сама собой…»

Целенаправленным единством композиции художник выражает содержание своего замысла, делает его конкретным, доходчивым и впечатляющим.

Компонентами композиции одежды (как произведения) являются: форма и силуэт; линии (конструктивные и декоративные) и цвет; отдельные детали одежды и украшающие ее элементы (декор).

Композиционными средствами, или приемами композиции (как творческого действия), являются: пропорции; статика и динамика; симметрия и асимметрия; ритм, контраст.

Целевое назначение одежды и замысел художника определяют и выбор компонентов композиции, и выбор композиционных средств. Иными словами, композиция в одежде — это составление всех ее компонентов средствами построения единства для выражения ее содержания.

Создать композицию одежды — значит найти характер всех компонентов, добиться их соподчинения и дополнения одного другим, добиться общей гармонии, выявления художественной образности. Гармония как основа понимания красоты вообще означает согласованность частей одного целого.

   ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ

Каждому виду искусства свойственны свои законы и правила композиции. В искусстве композиции одежды основными законами являются следующие:

1. Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды.

2. Наличие композиционного центра.

3. Соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой и фигурой человека.

4. Цельность композиции.

Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды. Все в композиции должно быть подчинено назначению одежды и выражать его. Иначе говоря, практическое назначение одежды всегда должно являться содержанием ее художественной формы. Существует три правила, выражающие этот закон.

1. Органическое единство назначения одежды и ее формы. Форма любой вещи должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной. Так, форма купального костюма (купальник и шапочка) точно повторяет форму тела и головы, так как благодаря плотному облеганию костюм не мешает человеку двигаться в воде, а при намокании не деформируется. Платья для бальных танцев делают внизу объемнее, чем вверху. Плащи бывают преимущественно свободной или полуприлегающей формы, поскольку их надевают поверх другой одежды.

2. Соответствие материала назначению и форме одежды. Художественная и практическая ценность одежды обеспечивается применением такого материала или сочетания материалов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают назначению одежды и ее форме. Например, те же плащи, чтобы они отвечали своему прямому назначению, выполняют из тканей с водоотталкивающей пропиткой, из прорезиненных или специальных синтетических материалов, которые не пропускают влагу и хорошо сохраняют форму. Из легкосминающихся тканей нельзя делать одежду узких форм, драпированные платья или плиссированные юбки.

3. Единство материала и декоративной отделки в соответствии с назначением и формой одежды. Включая любую отделку в композицию одежды, нужно прежде всего определить характер этой отделки, ее вид и технику выполнения. Необходимо, чтобы она не противоречила не только утилитарным свойствам материала, структурно-фактурным его качествам, но и назначению одежды и ее форме. Так, в целях создания одежды, в которой было бы прохладно в жару, используют, например, льняные или хлопчатобумажные ткани. С ярко выраженным полотняным переплетением льна органически сочетаются такие виды вышивки, как «мережка», «перевить» или мерное и штучное кружево, введенные в само полотно и подчеркивающие ту или иную форму изделия. Подобная отделка одновременно украшает платье и создает максимальную прохладу. Когда украшение своим содержанием помогает выразить назначение и художественный замысел вещи, оно становится активным и выразительным элементом в композиции (к примеру, изображение якоря и паруса на костюмах для путешествий по воде). И наоборот, украшение разрушает целостность композиции, если оно своим содержанием не соответствует общему назначению костюма. Так, просто нелепо на костюме для лыжного спорта давать аппликацию цветов подсолнечника или мака.

Наличие композиционного центра. Все компоненты, составляющие композиционный центр (акцент) в решении композиции модели, разделяются на два вида: главные, к которым относится все то, что образует объемную форму определенного вида одежды (объемная форма с контурными очертаниями лифа, рукавов, юбки, брюк и т. д.) и декоративно-конструктивные компоненты, покрой или линия покроя, а также различные детали, декоративные отделки, фурнитура и украшения.

Каждый из названных компонентов может быть единственным в качестве главенствующего композиционного центра или же быть объединенным с другими компонентами. Как правило, совокупность двух-трех компонентов в качестве главного акцента композиции способствует более четкому раскрытию замысла художника и образности модели.

Например, идею монументальности женского образа художник выражает в длинном вечернем платье, решая его силуэтную форму монолитно, в виде колокола (рис. 10, а). Центром композиции этого платья являются рукава — их форма, повторяющая форму стана. В поисках более выразительных средств решения своего замысла художник располагает на внешней части рукава декор — выразительный монолитный узор, образующий четкое по форме пятно (рис. 10, б). декоративный узор, объединенный с рукавом единой, общей формой, усиливает звучание главного акцента платья.

В зависимости от существующего направления моды устанавливается условная схема построения композиции, предусматривающая расположение главных акцентов. Так, для одного направления моды характерно акцентирование верхней части костюма; в период господства другой моды композиционный центр переносится на нижнюю или среднюю части костюма. В соответствии с этим модельер, работающий над композицией одежды, сосредоточивает свое внимание на тех компонентах, которые могут наиболее четко выявить ведущие тенденции и характерные черты данного направления моды.

Существенную роль в выборе компонентов в качестве главного акцента в композиции играет стиль художественного решения костюма (спортивный, классический, национальный), а также особенности творческой индивидуальности модельера.

Кроме того, большое влияние на выбор тех или иных компонентов в качестве центра композиции оказывает конкретная целенаправленность моделирования. Так, разработка моделей перспективной моды, как правило, связана с поисками новых силуэтных форм и их объемных выражений, новых способов формообразования (покроя) из качественно новых материалов, с определением изменений пропорций отдельных предметов одежды и всего костюма. В этих случаях внимание художника направлено на соответствующие компоненты, являющиеся главным образом компонентами первого вида. Разработка моделей для промышленного производства осуществляется на основе уже найденных силуэтных форм, объемов и установившихся пропорций; создание промышленных образцов одежды преимущественно связано с разработкой различных вариантов деталей, отделок и их расположения в одежде.

Основными правилами второго закона композиции являются: 1) выявление центрального акцента композиции и подчинение ему других компонентов, 2) уравновешенность ком- позиции.

Это значит, что характерная особенность главных компонентов, образующих композиционный центр, определяет форму, размеры и стиль оформления второстепенных, т. е. декоративно-костюмных, компонентов.

Рассмотрим оба правила на примерах.