Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма (стр. 2 )

Современная одежда делится на ассортиментные группы в зависимости от следующих факторов: полового признака и возраста; способа изготовления; сезона; назначения; стиля.

Поло-возрастное деление одежды. Первоначально одежда разделялась на мужскую и женскую. Например, В Древнем Египте мужчины носили схенти, а женщины – калазирис. В европейском костюме, который сформировался на основе одежды западных варваров, в раннем средневековье мужскую и женскую одежду кроили одинаково. Но по мере развития и усложнения конструкции одежды в Западной Европе мужской и женский костюм все более различаются: женщины носят приталенные платья, с длинными юбками, а мужчины – штаны с различными видами плечевой одежды.

В современном костюме также сохраняется деление одежды по признаку пола. Но в конце 1960-х годов сформировалось новое направление в моде, получившее название «унисекс», явившееся симптомом постепенного стирания различий между положением мужчины и женщины в современном обществе». «Унисекс» предлагает одни и те же формы одежды для представителей разных полов - например, джинсы, майки, кроссовки, куртки и т. п. Уже не имеет большого значения, на какую сторону застегивается одежда – на мужскую или на женскую. Часто для мужского и женского ассортимента используются одни и те же ткани и цветовая гамма.

Гораздо позднее в отдельную группу выделилась детская одежда. На протяжении тысячелетий детей одевали так же, как и взрослых. Только в ХIX-XX веках складывается разнообразный ассортимент детской одежды в зависимости от принадлежности к определённой возрастной группе.

Во второй половине ХХ века появляется молодежная одежда. В 1950-е годы формируется новая особая социальная группа – молодёжь, занимающая промежуточное положение между подростками и взрослыми. Это привело к рождению молодежной культуры со своими кумирами и стилями, отличными от взрослой моды. С 1960-х годов молодежь является наиболее активным приверженцем моды и самые оригинальные решения дизайнеры адресуют именно молодым.

В современной одежде можно выделить следующие ассортиментные возрастные группы: детская, молодёжная, средняя, старшая.

По способу изготовления одежда делится на швейную и трикотажную .

Швейная одежда – одежда выкроенная и сшитая из ткани, меха, кожи и других материалов.

Трикотажная одежда – одежда связанная вручную или на трикотажной машине, сшитая из вывязанных вручную или на трикотажной машине деталей кроя, сшитая из кроеного трикотажного полотна, связанного на машине.

Деление одежды по сезону. Одежда традиционно делится на летнюю, зимнюю и демисезонную (для весны и осени). Летняя одежда шьется преимущественно из легких гигиенических тканей и трикотажа ( шелка, хлопка, льна, вискозы, или смесовых тканей); демисезонная одежда – из более плотных тканей; зимняя – из теплых шерстяных тканей, многослойных утепленных материалов, меха и т. п. Но в последнее время подчас трудно провести четкую границу между одеждой для разных сезонов, например, в зимних коллекциях дизайнеры часто предлагают шелковые открытые модели без рукавов, а для лета используют мех.

Деление одежды по назначению. Современная одежда делится на бытовую, спортивную (для профессионального и любительского спорта), производственную, зрелищную.

Спортивная одежда – это специальная одежда для занятий спортом. В профессиональной спортивной одежде максимально учитываются требования конкретного вида спорта, применяются новейшие материалы и технологии. В 1970-е года возникло понятие «одежда для спорта и отдыха», предназначенная не только для активного, но и для пассивного отдыха.

Производственная одежда – это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, белые халаты врачей и т. д. Спецодежду шьют из специальных тканей: огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты и т. п.

Зрелищная одежда – театральный и кинокостюм, эстрадный костюм, карнавальный костюм. Зрелищная одежда имеет яркое образное решение.

Форменная одежда – форма, обозначающая принадлежность к определенной организации и ведомству. В форменной одежде на первый план выступает знаковая функция.

Бытовая одежда делится на повседневную, нарядную, для отдыха, домашнюю. Повседневная одежда предназначена для работы и различных занятий. Она должна быть удобной, комфортной, а также должна соответствовать ситуации, в которой человек находится. Особую группу повседневной одежды составляет «деловой костюм ». Стиль повседневной одежды и степень соответствия модным тенденциям зависит от личного выбора человека.

Нарядная одежда – это одежда для особых случаев различных торжеств, приемов, праздников, посещения театров.

Одежда для отдыха – такая одежда дает возможность для каждого человека проявить свою индивидуальность. Многие её элементы заимствуются из спортивной одежды.

Домашняя одежда – одежда, которую человек носит дома. Сегодня стираются отличия повседневной одежды и одежды для отдыха: традиционные домашние халаты и пеньюары вытесняются джинсами и легинсами, трикотажными майками и джемперами.

Гардероб современного человека за последние десятилетия изменился. Ранее преобладал ситуационный подход к его формированию – для каждого случая требовалась особая одежда. Сегодня вместо ситуационного подхода популярна идея рационального гардероба, состоящего из комплектов и многофункциональных вещей. Кроме того, актуален и игровой подход к формированию гардероба – в нем могут присутствовать вещи разных стилей, помогающие человеку менять свой образ.

Вопросы по теме.

1.Что такое ассортимент?

2. Как делятся ассортиментные группы?

3. Что относится к бытовой одежде?

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

В отличие от формы взрослой одежды, форма детской одежды не столь зависит от смены модных тенденций, особенно в младших возрастных группах. Силуэт и пропорции одежды для детей во многом определяются возрастными изменениями пропорций телосложения, модные тенденции проявляются, прежде всего, в рисунках и фактурах ткани, в цветовой гамме. Всех детей условно делят на 6 возрастных групп:

О - грудничковая (0-1 год);

I – ясельная (1-3 года);

II – дошкольная (3-6 лет);

III – младшая школьная (7-11 лет);

IV – старшая школьная, подростковая (12-15 лет);

V – юношеская (16-18 лет).

Дети развиваются неравномерно. Соотношение длины туловища, рук, ног, головы определяет характерные особенности возраста. Главную роль в пропорциях изделий отводят длине, так как именно с помощью длины изделия можно придать фигуре зрительную пропорциональность, т. е. наиболее гармоничные соотношения между размерами торса, головы, ног и рук. Для детей ясельного возраста предлагается очень маленькая длина. Увеличение длины приводит к зрительному утяжелению торса и укорочению ног. Основная форма одежды для девочек – трапециевидная, расширенная от плечевого пояса. Одежда для мальчиков имеет прямую форму. Наилучшим способом организации детской одежды является многослойность. Одежда младших возрастных групп должна быть легкой и держаться главным образом на плечах.

У младших школьников длина одежды больше, доходит до середины бедер и ниже. Для девочек рекомендуется одежда силуэта А и Д. Членения платья с помощью завышенной или заниженной линии талии придает фигуре девочки пропорциональность. Силуэт одежды для мальчиков прямой.

В возрасте от 7 до 11 лет происходит некоторая стабилизация фигуры за счет уменьшения интенсивности роста. Композиционное решение одежды приобретает большее разнообразие благодаря возможности различного членения формы по вертикали и горизонтали, а также применения различных отделок.

В подростковый период происходит интенсивное формирование фигуры. У девочек развивается грудь, выявляются бедра. У мальчиков развивается мускулатура, четко обозначается талия. Пропорции тела подростков подобны взрослым, но руки и ноги еще тонкие, а туловище по сравнению со взрослой фигурой – короткое. Это делает фигуру стройной и легкой. Фигура подростка позволяет использовать в одежде самые разнообразные, но не противоречащие возрасту, конструктивные линии и сложный крой.

Во второй половине ХХ века подростковая и юношеская одежда выделяется из общей моды и рождается молодежная мода, оказывающая большое влияние на взрослую моду.

Вопросы по теме.

1.Сколько существует детских возрастных групп?

2. Что играет главную роль в создании зрительной пропорциональности детской фигуры?

3.Какие силуэтные формы одежды рекомендуются для девочек младшего школьного возраста?

ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ВИДОВ АССОРТИМЕНТА. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Главной задачей дизайнеров в 21 веке является проектирование и создание многофункциональных изделий, способных выполнять несколько функций. Дизайнеры должны создавать универсальные вещи, которые заменили бы множество традиционных вещей. Это необходимо для решения все обостряющихся экологических проблем, экономии природных ресурсов, экономии времени, облегчения жизни.

В 20-ом веке с этой задачей великолепно справилась Коко Шанель, придумав «маленькое черное платье» - вещь вне моды и вне конкретных ситуаций, и костюм «Шанель», который также можно носить в любых случаях. Другой пример многофункциональной вещи – джинсы, из рабочей одежды они сначала превратились в повседневную, а затем и в нарядную.

Ассортимент одежды постоянно развивается. Наибольшее влияние на образование новых видов ассортимента оказывает спортивная одежда. Прочно вошли в повседневный гардероб стеганные куртки, свитеры, джемперы и т. д.

Ассортимент расширяется за счет заимствований элементов одежды другого пола. Так в гардеробе для женщин появился брючный костюм, жилет, шорты.

Происходит миграция бельевого ассортимента в верхнюю одежду. В качестве топов используются бюстгальтеры, в моду вошли платья-комбинации, впрямую повторяющие белье.

Ассортимент пополняется также из военной формы и этнографической одежды.

Вопросы по теме.

1.Какие виды одежды относятся к многофункциональным?

2.Каковы источники образования новых видов ассортимента?

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ