ТРАДИЦИОННОСТЬ И НОВИЗНА ФОРМ

Изучая историю костюма различных периодов, мы видим, что каждый из них отличается самобытностью, оригинальностью, неповторимостью. Необыкновенно тонкие льняные одежды древних египтян становятся символом их величественного и монументального облика. Живописно-пластические драпировки древних греков олицетворяют движение, прекрасные гармонические пропорции атлетически развитого тела. Совершенно по-новому раскрывается красота пропорций фигуры в костюме готического периода, когда конструктивно сложные, облегающие тело формы одежды выявляют женственность или мужественность облика человека.

Именно с этого времени позднего средневековья появляется огромное разнообразие форм, покроев, фасонов. И они, как эстафета, передаются из века в век, от поколения к поколению, периодически сменяя друг друга, отражая новые условия общественного развития, новое понимание прекрасного. Прелесть и строгая красота античных форм архитектуры, искусства, костюма часто привлекали внимание людей, заставляли художников вновь и вновь воссоздавать их величие и простоту. В костюме это особенно характерно для эпохи Возрождения в Италии, для периода французской буржуазной революции и начала XIX в. в европейских странах. Однако привнесение в костюм своей пластики ткани, определенной цветовой гаммы, характерной манеры ношения позволило каждой эпохе создать совершенно новые формы, обогащенные связью с традицией.

Притча о том, что моды прячут в глубокие подвалы, периодически выпуская на свет самые старые, находит свое подтверждение в истории костюма.

Постоянно стремясь к новизне, люди ищут ее в старом, потому что традиционна сама форма человеческого тела. Но люди не просто копируют и механически повторяют старое, а находят в нем новую красоту с позиций современного им мировоззрения. Известный французский художник Кристиан Диор говорит по этому поводу: «Для меня ценно свое собственное представление о какой-нибудь стране, стиле, эпохе… Даже собираясь нарисовать костюмы для какой-нибудь исторической пьесы, следует, после нескольких дней изучения иллюстративного материала, закрыть книги и дать пройти какому-то времени, прежде чем взяться за карандаш».

ОТ ПРОСТОГО – К СЛОЖНОМУ

В самых общих чертах развитие форм исторического костюма можно определить, как и развитие всей материальной культуры общества: от простого — к сложному. Это обнаруживается во всем: в использовании тканей и их цветовой гамме, в общей композиции и декоративно-конструктивном решении, в сочетании различных элементов костюма, в создании сложного, многогранного образа. Знатные римляне, оставив основой своего костюма греческую драпировку, значительно усложнили ее объемы, ритмы, увеличили количество одновременно надеваемых одежд, довели до изысканности цветовую гамму, ее оттенки и сочетания. Средневековый костюм предложил крой в одежде, контрастное и очень выразительное сочетание прилегающего силуэта нижних одежд с широким и объемным силуэтом верхних. Знатные испанцы XVI в. ввели в костюм каркасную основу, форма которой в последующие века дала сложные и разнообразные варианты. Обогащались и разнообразились характер и виды отделки костюма. Вышивка, кружева, искусственные цветы, банты, рюши, воланы обильно украшали костюм XVIII в. Затем, отступив на период французской буржуазной революции 1789 г. и начала XIX в. украшения в еще более сложном оформлении вновь вернулись в женскую одежду XIX в.

В отдельные исторические периоды усложнение форм костюма проявлялось в основном только внешне: увеличение количества одно – временно надеваемых одежд, использование тканей сложных переплетений, появление нового кроя, разнообразие деталей и отделки, украшений. Это более характерно для ранних исторических периодов.

XX в. — век технического прогресса, огромных скоростей, спорта, век равноправия женщин во всех областях общественной жизни, век промышленного производства одежды — значительно и резко упрощает формы костюма. Однако это упрощение только внешнее. Внутренняя, «духовная» жизнь костюма, его эмоциональная, эстетическая, нравственная стороны, образная выразительность продолжают усложняться, что подтверждают значительно усложнившиеся проблемы моделирования костюма.

XX в. окончательно утверждает основные требования к костюму: целесообразность, удобство, практичность.

Вместе с тем основным эстетическим принципом становится максимальная художественная выразительность, созданная минимальными художественными средствами, выявление индивидуальности в костюме массового производства. Поиски художников-модельеров направлены к сложному цветовому, пропорциональному силуэтному решению костюма, к проблемам создания ансамбля, рационального гардероба и взаимозаменяемости его составных частей, создания одежды, соответствующей многочисленным и разнообразным видам человеческой деятельности.

Развитие моды в рамках одного стиля эпохи проходит в XX в. гораздо более динамично, с огромным разнообразием предложений. С первого десятилетия XX в. исчезает каркасная основа женского костюма и возникает сложная проблема пластики тканей. Укорачивается длина юбки, и модельеры задумываются над выразительным соотношением пропорций фигуры, над цветовым сочетанием чулок, обуви, сумки, головного убора, украшений с собственно платьем.

В 30-х гг. предлагается одновременно несколько модных силуэтов и разнообразие покроев.

Развитие науки и техники в 50 —60-е гг. появление новых химических красителей и новых искусственных материалов обусловило создание новых форм одежды и новых принципов ее оформления. Перегрузка внутренних линий модели, обилие отделки, мелких деталей отступает перед «сложной простотой» конструктивного решения костюма, выразительной четкостью формы и силуэта. По высказыванию известного французского кутюрье Жака Эстереля, «конструкции модных платьев и пальто очень сложны, они требуют технической виртуозности: прямое узкое платье сшить труднее всего. Если оборки позволяют скрыть недостатки, то в платье строгого и прямого покроя ничто не прощается. Мы идем к чистоте линий».

Особый характер приобретает в XX в. нравственная сторона костюма. Мир разделен на два лагеря: социализма и капитализма, жизнь которых определяется различными моральными установками и принципами. И несмотря на то что мода в наш век интернациональна, с невиданной скоростью облетает мир, ее развитие в странах социализма и капитализма осуществляется с различных нравственных позиций.

В мире капитала основной моральный принцип — индивидуализм. В формообразовании костюма он выражается в стремлении резко выделиться, не быть похожим на других. Отсюда утрированность, экстравагантность, вычурность костюма, часто противоречащая целесообразности, утилитарности, а иногда и художественному вкусу.

В социалистическом обществе основной моральный принцип — коллективизм. Совпадение интересов отдельного человека с интересами коллектива создает основу для таких характерных качеств личности, как скромность, достоинство, отрицательное отношение ко всякой крикливости. В костюме это выражается в спокойной гармонии объемов, пропорций, цветовой гаммы.

Исчезновение индивидуализма не означает однако исчезновения индивидуальности в социалистическом обществе. Высокий духовный и физический расцвет личности предполагает высокую красоту нашего костюма, определяемую новыми эстетическими и нравственными представлениями. И как всегда, на всех этапах развития общества исторический и народный костюм, творчески осмысленный с позиций нового мировоззрения, является неисчерпаемым и вдохновенным источником творчества художников, модельеров, конструкторов костюма.