Математические знаки и символы

Городская научно-практическая конференция

«Молодые исследователи Хибин»

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ  ЗНАКИ  И  СИМВОЛЫ —

ТВОРЧЕСКИЙ  ИСТОЧНИК 

  КОЛЛЕКЦИИ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ «ЗНАКИ»

Автор:  Сивакова Мария,

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………4

1.1   Творческий источник. Его роль в создании коллекции моделей. ……………………4

1.2    Историческая справка. Математические знаки и символы. …………………………5

1.3    Использования математических символов в искусстве. ……………………………..6

ГЛАВА 2 СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ «ЗНАКИ»……………….8

2.1    Создание коллекции моделей одежды «Знаки»…………………………………….…8

2.1.1 Фор-эскиз и технические эскизы моделей одежды «Знаки»…………………………9

2.1.2 Технологическое описание моделей одежды «Знаки»………………………………10

2.1.3 Расход материалов. ……………………………………………………………………11

2.2    Анкетирование…………………………………………………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………..16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..18

Приложение 5………………………………………………………………………………..24

Приложение 6………………………………………………………………………………..25 Приложение 7………………………………………………………………………………..26

Приложение 8………………………………………………………………………………..27

Создание моделей одежды, обуви, галантереи, оригинальных эскизов изделий это основная деятельность модельера (дизайнера, кутюрье). Модельеру (дизайнеру)  необходимо быть осведомленным об основных тенденциях развития мировой моды, нужно внимательно сле­дить за появлением новых технологий, тканей, материалов.

Творческий процесс — чрезвычайно многообразное и сложное явление. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения творческих задач проектирования, преодоление психологической инерции,  образно-ассоциативного мышления обучающегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную «боевую готовность» – одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.

Поэтому важна активизация творческого поиска в проектировании, направленная на развитие творческого проектного мышления дизайнера.

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что в развитии творческого воображения, происходит формирование творческой личности, что способствует созданию интересных коллекций моделей одежды и других творческих произведений.

Объект исследования  —   окружающий мир как творческий источник.

Предмет исследования  —   математические знаки и символы.

Цель исследования: изучение и использование творческого источника — математических знаков и символов для создания  коллекционных моделей одежды.

— поиск информации о понятии « творческий источник»;

— изучение истории возникновения математических знаков и символов;

— исследование возможных способов использования математических знаков и символов в искусстве;

—  создание коллекции моделей одежды «Знаки»;

—  анкетирование среди респондентов в возрасте от 13 до 45 лет.

Гипотеза исследования

Если использовать математические знаки и символы как творческий источник, то возможно ли создать коллекцию моделей одежды.

Методы: изучение, анализ, ассоциация, анкетирование.

Глава 1 Теоретическая часть

1.1  Творческий источник. Его роль в создании коллекции моделей.

Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые окружают дизайнера. А также  произведения архитектуры, сопряженные машинные формы, инженерные сооружения, предметы быта, декоративно – прикладного искусства, форма лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне — все это дает пищу для придумывания. Кристиан Диор признавался: «Собственно, все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платья».

Творческий источник можно разделить на виды:

— книга, литературное произведение, фильм, спектакль, музыка (Пример: Пьера Кардена вдохновляла пластика тела в танце балерины Майи Плисецкой);

— события: освоение космоса, олимпийские игры, салют, данный в честь Победы  (Пример: турнир по шахматам)

— природные явления: восход, закат, буря и т.д.

— человеческие чувства и другое: ожидание, тревога, радость, грусть и т.д. (Пример: Коко Шанель впечатлили морщинки и кожа зрелой женщины на создание фактуры буклированной ткани в одежде);

— предметы архитектуры (Пример: купола церквей, декоративные колонны зданий, потолки и стены);

— различные девизы так же могут быть источниками творчества (Пример: «Россия – источник вдохновения», «Дождей серебряные нити»).

Создание коллекций, впрочем, как и любого творческого проекта, начинается с рождения образа. Как рождается новый образ, часто сам мастер не в состоянии объяснить. Безусловно, помогают талант и интуиция, умение уловить идеи, которые буквально «носятся в воздухе». Иногда отправной точкой становятся мимолётное впечатление от одежды, увиденной на улице, просмотр книг по истории костюма или старых журналов мод, фильм, телепередача.  Словом, весь мир, окружающий кутюрье, служит для него источником вдохновения (см. Приложение 1).

Ив  Сен-Лоран создал  несколько коллекций на этнические темы после поездок в Китай, Африку и Россию. А посещение Египетского зала в Лувре подсказало идею знаменитого свадебного платья-саркофага.

1.2  Историческая справка. Математические знаки и символы.

Математические обозначения — это символы, используемые для компактной записи математических уравнений и формул. Помимо цифр и букв различных алфавитов (латинского, в том числе в готическом начертании, греческого и еврейского), математический язык использует множество специальных символов, изобретённых за последние несколько столетий.

Основоположники символической алгебры:  Уильям Отред, Франсуа Виет, Рене Декарт, Карл Фридрих Гаусс, Роберт Рекорд, Томас Хэрриот, Джон Валлис, Георг Фридрих Бернхард Риман.

Знаки плюса и минуса придумали, по-видимому, в немецкой математической школе «коссистов» (то есть алгебраистов). Они используются в учебнике Иоганна Видмана «Быстрый и приятный счёт для всех торговцев», изданном в 1489 году. До этого сложение обозначалось буквой p (plus) или латинским словом et (союз «и»), а вычитание — буквой m (minus). У Видмана символ плюса заменяет не только сложение, но и союз «и».

Знак равенства предложил Роберт Рекорд в 1557 году; начертание символа было намного длиннее нынешнего. Автор пояснил, что нет в мире ничего более равного, чем два параллельных отрезка одинаковой длины. Некоторое время распространению символа Рекорда мешало то обстоятельство, что с античных времён такой же символ использовался для обозначения параллельности прямых; в конце концов, было решено символ параллельности сделать вертикальным.

Знаки сравнения ввёл Томас Хэрриот в своём сочинении, изданном посмертно в 1631 году. До него писали словами: больше, меньше.

То́чка (.) в русском языке — знак препинания при письме. В геометрии, топологии и близких разделах математики то́чкой называют абстрактный объект в пространстве, не имеющий ни объёма, ни площади, ни длины, ни каких-либо других измеримых характеристик. Таким образом, точкой называют нульмерный объект. Точка является одним из фундаментальных понятий в математике; любая геометрическая фигура считается состоящей из точек.

То́чка с запято́й (;) — отделительный непарный знак препинания. Точка с запятой впервые введена итальянским печатником Альдом Мануцием (итал. Aldo Pio Manuzio; 1449/1450—1515), использовавшим её для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочинённых предложений.

1.3  Использование математических символов в искусстве

Исторически, математика играла важную роль в изобразительном искусстве, в частности при изображении перспективы, подразумевающем реалистичное изображение трехмерной сцены на плоском холсте или листе бумаги. Согласно современным взглядам, математика и изобразительное искусство очень удаленные друг от друга дисциплины, первая — аналитическая, вторая — эмоциональная. Математика не играет очевидной роли в большинстве работ современного искусства, и, фактически, многие художники редко или вообще никогда не используют даже использование перспективы. Однако, есть много художников, у которых математика находится в центре внимания. Несколько значительных фигур в изобразительном искусстве проложили дорогу этим индивидуумам.

На сегодняшний день не существует каких-либо правил или ограничений на использование различных тем в математическом искусстве. Однако, есть несколько тем, которые достаточно часто используются различными художниками. Среди них есть использование многогранников, невозможных фигур, лент Мебиуса, искаженных или необычных систем перспективы, а также фракталов.

Выдающиеся люди в истории математического изобразительного искусства.

Голландский художник  Мауриц Корнелис Эшер (1898-1972) в некотором роде является отцом математического искусства (см. Приложение 2). Математические идеи играют центральную роль в большинстве его картин за исключением лишь ранних работ. Большинство идей, часто используемых современными математическими художниками, были использованы Эшером, и его работы часто являются источником вдохновения для современных авторов.

Одной из частых тем математического искусства является использование многогранников, которые были изучены достаточно давно. Платон (427-348 до н.е.) описал пять правильных многогранников, которые также иногда называются телами Платона. Однако открыты они были раньше Платона, и детали открытия правильных многогранников остаются загадкой. Платон соотносил эти тела с четырьмя элементами: огонь — тетраэдр, воздух — октаэдр, вода — икосаэдр, земля — куб.

Далее он писал, что существует пятая комбинация, которой Бог ограничил Мир, это додекаэдр. Архимед (290/280-212/211 до н.э) описал 13 полуправильных многогранников. Так же как правильные многогранники называют Платоновыми, полуправильные многогранники называют архимедовыми. Записи Архимеда об этих многогранниках были утеряны вместе с фигурами многогранников. Они были открыты вновь лишь в эпоху Ренессанса, и описание всех 13 многогранников было впервые опубликовано в книге Иоганна Кеплера «Harmonices Mundi» в 1619 году, почти через две тысячи лет после смерти Архимеда.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519) известен своими достижениями в качестве изобретателя и художника. В его записных книгах содержатся первые из известных примеров анаморфного искусства, использующего искаженные сетки перспективы. Его наклонные анаморфные изображения представляют объекты, которые должны рассматриваться по углом, чтобы они выглядели неискаженными.

Сальвадор Дали (Salvador Dali) (1904-1989) — яркий и парадоксальный испанский художник использовал математические идеи в некоторых своих картинах. На картине «Распятие» («Crucifixion») (1954) изображен гиперкуб, а на картине «La Visage de la Guerre» (1940) изображена фрактальная последовательность уменьшающихся гротескных лиц.

Математическое изобразительное искусство процветает и сегодня, многие художники создают картины в стиле Эшера и в своем собственном стиле. Эти художники работают в различных направлениях, включая скульптуру, рисование на плоских и трехмерных поверхностях, литографию и компьютерную графику. А наиболее популярными темами математического искусства остаются многогранники, тесселляции, невозможные фигуры, ленты Мебиуса, искаженные системы перспективы и фракталы.

ГЛАВА 2 СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ «ЗНАКИ»

2.1    Создание коллекции моделей одежды «Знаки»

Творческим источником в разработке коллекции моделей одежды послужили математические знаки и символы (см. Приложение 3).

Коллекция – это систематизированная совокупность моделей, построенная на согласовании и связи определенных пластических идей и раскрывающая эмоционально-эстетическую выразительность через художественный образ человека в костюме.

В центре внимания моделей одежды графическое изображение знаков.

Для создания рисунка ткани была использована аппликация.

Поверхности тканей гладкие, конструкции напоминают лист бумаги, на котором широкими мазками изображены знаки.

Использовались резкие контрасты ахроматических цветов, подчеркивающие графичность, жесткость моделей. Дефиле моделей выстроено так, чтобы поддержать основную идею коллекции – строгость, лаконичность, графичность.

2.1.1 Фор-эскиз и технические эскизы моделей одежды «Знаки»

Сначала создавались эскизы – наброски, форэскизы (предварительные эскизы), которые в процессе создания форм были расшифрованы и уточнены. Переход от форэскиза к эскизу, затем к самому изделию произошел не сразу: в стадии поиска идеи было сделано несколько форэскизов.

Все эскизы коллекции служат для изготовления изделий (см. Приложение 4). Внимание при создании коллекции моделей было сосредоточено на конструкторской стороне.

В коллекции, ясно отражена конструкция моделей — детали, выполненные линиями и пятном.

Анализ основных элементов моделей представлен в таблице 1 (см. Приложение 5).

Анализ средств композиции моделей представлен в таблице 2 (см. Приложение 6).

2.1.2 Технологическое описание моделей одежды «Знаки»

Характеристика моделей

Модель 1.   Изделие: Платье, шапка, варежки.

Образ: математический символ- «точка».

Цвет: Хроматические цвета — чёрный, белый.

Ткань: Габардин, атлас, трикотаж.

Цвет: Хроматические цвета — чёрный, белый.

Для изготовления коллекции моделей одежды «Знаки» потребовалось:

—        Ткань габардин чёрный – 2,5 м.

—        Задняя половинка 2х

—        Передняя половинка 2х

Шапка

—        Прямоугольник размером 50х25 см.

Варежки

—        Прямоугольник 25х15 см. 2 шт.

Выкройки моделей прилагаются (см. Приложение 7).

2.2    Анкетирование.

В ходе исследования я провела анкетирование среди своих знакомых. В опросе участвовали 36 респондентов: 30 девушек в возрасте от 13 до 45 лет и 6 юношей в возрасте от 13 до 35 лет.

Были предложены вопросы:

«Вы увлекаетесь каким-либо творчеством?»

« Каким именно видом творчества вы занимаетесь?»

«Что для вас является источником творчества?»

«Как вы считаете, точные науки, такие как математика, арифметика могут являться источником творчества?»

«Где вам нравится использование геометрических рисунков?»

Результаты опроса я представила в виде диаграмм (см. Приложение 8).

Проанализировав полученные результаты первого  вопроса (см. Приложение 8 Диаграмма 1),  можно сделать вывод, что только 17%  опрошенных мною респондентов не увлекаются не одним из видов творчества.

Во втором вопросе (см. Приложение 8 Диаграмма 2),  большинство респондентов отметило, что увлекается художественно-эстетическим творчеством. Также можно отметить, что некоторые респонденты выбирали по два варианта ответов.

В третьем вопросе респонденты должны были указать, что для них является источником творчества. Были получены нижеперечисленные ответы.

«Что для вас является источником творчества?»

Варианты ответов:

—          Настроение.

—          Окружающая среда.

—          Поэзия.

—          Музыка.

—          Цветы.

—          Дети.

—          Прогулки на свежем воздухе.

По полученным результатам четвёртого вопроса (см. Приложение 8 Диаграмма 3), я сделала вывод, что большинство респондентов согласны с тем, что математика и арифметика могут являться источниками творчества.

Проанализировав результаты пятого вопроса  (см. Приложение 8 Диаграмма 4), я получила следующие данные:

44% респондентов согласны использовать геометрические рисунки в интерьере;

20% респондентов – в одежде;

18% респондентов – в обуви;

18% респондентов – в галантереи.

Целью исследовательской работы является разработка и выполнение коллекционных моделей одежды на основании изучения  и использования творческого источника — математические знаки и символы.

— поиск информации о понятии « творческий источник»;

— изучение истории возникновения математических знаков и символов;

— исследование возможных способов использования математических знаков и символов в искусстве;

—  создание коллекции моделей одежды «Знаки»;

—  анкетирование среди респондентов в возрасте от 13 до 45 лет.

 Гипотеза исследования

Если использовать математические знаки и символы как творческий источник, то возможно ли создать коллекцию моделей одежды.

В своей работе я использовала методы: изучение, анализ, ассоциация, анкетирование.

За счет пошагового выполнения поставленных задач цель работы достигнута полностью.

Проведен анализ  литературы по теме исследовательской работы. Изучая литературу, я выяснила, что, любые явления природы, события в обществе, предметы действительности,  произведения архитектуры, сопряженные машинные формы, инженерные сооружения, предметы быта, декоративно – прикладного искусства, форма лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне  весь окружающий мир, который окружает дизайнера, является для него источником творчества и вдохновения. Главное научиться видеть вокруг.

В процессе выполнения работы было проведено исследование по использованию математических символов в искусстве. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что на сегодняшний день не существует каких-либо правил или ограничений на использование различных тем в математическом искусстве. Однако, есть несколько тем, которые достаточно часто используются различными художниками. Среди них есть использование многогранников, невозможных фигур, лент Мебиуса, искаженных или необычных систем перспективы, а также фракталов.

Главной идеей коллекции является использование математических символом и знаков как творческого источника. Выявлены основные элементы и средства композиции, которые необходимо использовать при создании коллекции моделей одежды «Знаки». Каждая модель коллекции имеет законченный  образ. При создании коллекции особое внимание уделялось конструкторской стороне. Разработанная коллекция моделей одежды была представлена на мероприятиях в городах Кировск и Апатиты и получила положительные отзывы.

В ходе исследования было опрошено 36 респондента: 30 девушек в возрасте от 13 до 45 лет и 6 юношей в возрасте от 13 до 35 лет.

Были предложены вопросы:

«Вы увлекаетесь каким-либо творчеством?»

« Каким именно видом творчества вы занимаетесь?»

«Что для вас является источником творчества?»

«Как вы считаете точные науки, такие как математика, арифметика могут являться источником творчества?»

«Где вам нравится использование геометрических рисунков?»

Я выяснила, что только 17% не увлечены каким-либо творчеством. А 56% опрошенных респондентов согласны с тем, что математика и арифметика могут являться источниками творчества.

В результате исследования я свою гипотезу подтвердила.

Математические знаки и символы могут быть творческим источником создания коллекции моделей одежды.

Список литературы

  1. Лакшми Б. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. – М. АРТ-РОДНИК, 2008
  2. Жак Лин.  Азбука кроя. – М. РИПОЛ классик, 2009
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 2-е изд. испр. и доп. — М. АРКТИ, 2010. — 112 с. (Метод, биб-ка).
  4. Энциклопедия. Мода и стиль. – М. «Аванта +», 2009
  5. Энциклопедия. Школа шитья от burda. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010

Интернет ресурсы

http://www.braintools.ru/   Подборка из книг. Эдвард Де Боно. Серьёзное творческое мышление. Потребность в творческом мышлении. Источники творчества.

http://festival.1september.ru/ Статья. Гусева Наталья Вениаминовна, педагог дополнительного образования. Виды источников творчества в дизайне костюма. Этапы изучения творческого источника – предмета

http://imp-world-r.narod.ru/russian/art/escher/index.html Невозможный мир_ Статьи_ Общие темы математического изобразительного искусства

http://slovari.yandex.ru/

книги/БСЭ/Знаки математические/