Народный праздничный костюм

Введение учащихся в тему может начаться с показа развернутого ряда слайдов с образцами традиционной одежды разных народов. Метод широкого показа в начале урока помогает учащимся увидеть черты национального своеобразия в одежде разных народов, осознать ее не только как функциональную вещь, но и как выражение народных представлений о красоте. В контексте общего разговора следует напомнить учащимся об идеале женской красоты на Руси и органично перейти к более детальному рассмотрению образцов народной праздничной одежды, опираясь на уже имеющиеся у учащихся знания и представления (с образом женской красоты и с традиционной одеждой учащиеся знакомились в учебнике для IV класса «Каждый народ — художник» (автор Л. А. Неменская. — М. 2002), рассматривая тему «Образ красоты человека»).

Знакомя школьников с народным праздничным костюмом разных губерний России, необходимо подчеркнуть мысль о его особой, мудрой красоте, которой чужды вычурность, щегольство, безвкусица. Стоит вспомнить замечательное высказывание русского художника И. Е. Репина: «Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм. » Подобное можно сказать и о русском народном костюме.

На этом занятии полезно использовать мудрое высказывание М. Н. Мерцаловой о народном костюме как образной летописи жизни наших предков (см. стр. 30 данного пособия). Дальнейшую беседу с учащимися необходимо строить в этом направлении.

В процессе восприятия народного костюма у учащихся складывается представление о северорусском комплексе одежды (рубаха, сарафан, душегрея, кокошник) и южнорусском комплексе (рубаха, понёва, передник, навершник, кика), об украшении орнаментом жизненно важных участков в одежде (ворот, оплечья, грудь, рукава), защитно-охранительном значении орнамента.

На занятиях, посвященных народному праздничному костюму, пятиклассники делают важное открытие: крестьянский к о с т ю м не просто одежда в привычном понимании, а образная модель мира, мироздания.

Разговор в этом направлении можно начать с обращения к разнообразным по форме и декору головным уборам. Учащиеся включаются в рассматривание изобразительных элементов, древней символики в их нарядном узорочье, выявляя связь верхней части костюма с образом неба (изображения солнца, звезд, снежинок на челе головных уборов; шарики из птичьего пуха — «пушки», прикрепленные к кокошнику; ниспадающие ленты как выражение идеи дождя; изображения сиринов, русалок на подвесках-колтах, тоже связанных с дождем, и т. п.).

Сравнивая между собой верх женского костюма и фронтон русской избы, учащиеся стремятся найти между ними общее пластическое и смысловое начало, выстроить ряд аналогий: голова в кокошнике повторяет своими очертаниями треугольную форму фронтона, линия плеча как бы соответствует нижней части фронтона; лицо крестьянки обрамлено кокошником и платком, подобно тому как «лицо» избы — резными досками-причелинами; общие изобразительные символы есть в декоре фронтона-«чела» и в головном уборе женщины, и, наконец, очеловеченность образа крестьянского дома выражается в названиях отдельных его элементов (учебник, с. 56).

В процессе восприятия тканого и вышитого орнамента и отдельных его элементов на рукавах, подоле женских рубах, на сарафане и переднике необходимо подвести детей к осознанию связи орнамента в народном костюме с магией плодородия земли и вместе с этим — с охранительной магией. Так, например, тканые радужные пояса не только опоясывали, но и охраняли магией заклинательных узоров жизненно важную часть тела — живот (что означает «жизнь») женщины, символизируя радужную, т. е. радостную, счастливую жизнь, продолжение рода.

Учитель рассказывает детям о том, что плетеные пояса древнерусских женщин украшались на концах головами ящеров, символизирующих нижний — подземно-подводный — мир.

Вместе с учителем учащиеся делают вывод о том, что крестьянин-земледелец в образной форме предметов быта, труда (изба, деревянная посуда, прялки, в том числе и народный праздничный костюм) выражал свои представления о мире, частью которого он себя ощущал, «творил как бы модель познанного им мира».

В разговор о выражении идеи целостности мира через образный строй народной одежды органично вписывается прекрасный памятник устно-поэтического творчества — старинное заклятье: «Пойду я во чисто поле — под красное солнце, под светёл месяц, под частые звезды, под полетные облака; стану я, раб Божий, в чистом поле на ровное место, облаками облачуся, небесами покроюся, на главу свою кладу красное солнце, подпояшуся светлыми зорями, обтычуся частыми звездами, что вострыми стрелами, от всякого злого недуга».

Строки заклятья помогут учащимся понять значение заклинательной магии для ощущения человеком собственной безопасности в мире и вместе с тем усилят образно-поэтическое восприятие народного праздничного костюма, помогут проникнуть в строй мышления древних славян, для которых земное и небесное было едино, а красота земная приобретала всепроникающую природную одухотворенность.

Полученные представления находят воплощение при выполнении практических заданий, которые могут иметь вариативный характер.

Вариативность заданий вызывает у подростков интерес и увлеченность учебно-творческой деятельностью, дает возможность экспериментировать с разными художественными материалами и техниками, выводит на поиск интересных декоративных решений.

На первом уроке по теме учащиеся выполняют эскизы народного праздничного костюма северных или южных районов России. Наметив общий рисунок женской фигуры в сарафанном или поневном костюме, учащиеся отмечают участки, отведенные под орнамент, членят их на горизонтальные пояса, а затем прорисовывают традиционные образы, мотивы, раскладывают локальные пятна цвета.

Часть учащихся, объединившись в творческие группы, может изготовить картонную дидактическую «куклу» со съемными деталями костюма. Из бумаги вырезаются соразмерные «кукле» детали, соответствующие определенному типу костюма. Учащиеся ведут работу над деталями по принципу «от общего к частному». Работая над участками, отведенными под орнамент, они могут использовать смешанную технику, например приклеить полосы из цветной бумаги для орнамента, а большие поверхности обклеить разноцветными кусочками ткани.

На первом уроке решается задача поиска общего цветового решения на основе ритмичного распределения цветовых пятен по всей поверхности одежды (здесь очень важна согласованность действий со стороны учащихся, умение договориться и прийти к общему знаменателю в реализации художественного замысла).

Практическая работа на втором уроке связана с дальнейшей детализацией (орнаментацией) и завершением проектов народного праздничного костюма.

Учащиеся сочиняют свои орнаменты, используя символические знаки плодородия, земли и воды, которые выстраивают на основе повтора ритмически по-разному, организуя их вокруг центрального мотива (древа жизни, матери-земли, птицы и т. д.).

В процессе работы используется дидактическая таблица, на которой представлены символические знаки (учебник, с. 12). Цветовая композиция строится на основе мажорных цветов с доминирующим красным.

Завершается урок просмотром учебно-творческих работ. В конце занятия школьники получают задание найти иллюстративный и литературный материал к теме «Народные праздники».

Просмотров: 5488

Дата: Суббота, 03 Марта 2012