Подготовка старших дошкольников к художественно-творческой деятельности по созданию выразительного образа человека

Библиографическое описание: Аникина А. П. Подготовка старших дошкольников к художественно-творческой деятельности по созданию выразительного образа человека [Текст] / А. П. Аникина // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 40-42.

Изучение нами особенностей выражения дошкольниками эмоционального состояния человека в рисунке показало, что большинство детей старшего дошкольного возраста проявляет устойчивый интерес к изображению человека. Однако, дошкольники более успешны в прорисовывании элементов портрета, в создании насыщенных по цвету, эмоционально ярких и композиционно богатых рисунков только при эмоциональном восприятии персонажа. При этом они затрудняются изображать персонаж в полной гамме его мимики и пантомимики, не владеют в достаточной степени техниками изображения человека.

Таким образом, большинству детей трудно самостоятельно отобразить самого себя или переложить на лист бумаги воображаемый образ человека, пытаясь наделить его при этом характером и выразить его чувства. Это свидетельствует о необходимости организации целенаправленного процесса знакомства старших дошкольников с портретом как жанром изобразительного искусства и освоения ими способов и техники изображения человека при участии команды педагогов.

Ознакомление старших дошкольников с возможностями выражения эмоционального состояния человека в рисунке осуществляется нами в Автономном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка детском саду № 26 «Незабудка» г. Долгопрудного на подготовительном этапе в следующих направлениях:

1)ознакомление с творчеством художников-портретистов на базе городской картинной галереи (г. Долгопрудный);

2)знакомство с творчеством В. М. Васнецова и И. Я. Билибина при рассматривании иллюстраций к сказкам;

3)просмотр фрагментов мультфильмов со сказочным сюжетом;

4)обучение составлению описательных рассказов о сказочных героях;

5)ознакомление с музыкальными характеристиками сказочных образов;

6)создание сказочных образов в результате совместной продуктивной деятельности детей и родителей;

7)коллективные аппликации по сказочным сюжетам;

8)подготовка костюмированных атрибутов и декораций для театрализованной деятельности детей;

9)участие детей в театрализации сказочного сюжета;

10) обобщение представлений дошкольников о возможностях выражения эмоционального состояния человека в рисунке в ходе проведения викторины «В гостях у сказки».

В картинной галерее г. Долгопрудного мы познакомили детей с портретами В. М. Васнецова «Аленушка», М. А. Врубеля «Царевна Лебедь». Внимание дошкольников обратили на одежду изображенных на картинах героев и мимику лица; учили детей чувствовать и понимать характер изображенного образа, устанавливать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.

При рассматривании иллюстраций к сказкам «Иван Царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» знакомили детей с изображениями сказочных и литературных героев — добрым Иванушкой, злой Бабой — Ягой; формировали чувство сопереживания и эмоциональный отклик на изображение образа человека в рисунке.

При демонстрации и просмотре фрагментов мультфильмов «По-Щучьему велению», «Гуси-Лебеди», «Аленушка и ее братец Иванушка» обращали внимание старших дошкольников на интонацию и жесты главных героев, на сочетание цветов, которыми обозначены герои.

Наблюдая поведение детей в разной деятельности, мы выявили, что им интересны выставки, где представлены произведения художников-портретистов. При рассматривании картин мы задавали вопросы, способствующие размышлениям детей о характере человека и об истории искусства. Например, в игровой ситуации дошкольники выяснили, что красота женских образов передается, прежде всего, с помощью красоты деталей лица и его четких пропорций. Будет ли красиво, если мы нашей красавице нарисуем большой длинный нос или необычные уши? В то же время красивые детали не способны создать красоту лица, если они не на месте. Поэтому дети прекрасно поняли значение соблюдения пропорций в изображении человека. Мы учили детей выражать свое отношение к изображенному на портрете человеку, обучали составлению описательных рассказов о сказочных героях.

Воспитатели знакомили детей с фрагментами аудиозаписи опер Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золотом петушке», «Снегурочка», балетов Р. К. Щедрина «Конек-Горбунок», И. Ф. Стравинского «Петрушка», где музыка передает характер героев, их настроение, связь с сюжетом произведений. Таким образом, дети мысленно создавали сказочные образы, представляли себе сказочных героев.

Дошкольникам было предложено подготовить дома поделки, аппликации для проведения тематической выставки «Мой любимый сказочный герой». Совместно с родителями дети выполнили аппликации к русским народным сказкам «Аленушка и ее братец Иванушка», сшили кукол Бабку-ежку и Царевну-Лебедя, предоставили рисунки Кащея-Бессмертного, Емели, Царевны лягушки пастелью и гуашью, вылепили из глины и пластилина Машу и Медведя, Снегурочку и других героев русских сказок. Родители детей были заинтересованы, активно включились в творческий процесс и создали лоскутные панно «Царевна-Лебедь», «Иван-царевич и Баба-Яга».

С дошкольниками из подготовительной группы мы подготовили и показали кукольный спектакль для детей младшего дошкольного возраста «Царевна-Лягушка». По следам этой театрализации педагог предложил сделать коллективную аппликацию сказочной панорамы «Царевна — Лягушка», используя разнообразный материал: цветную бумагу, клей и т. д. Дети с интересом участвовали в организации коллективной поделки, а затем рассматривали созданную сказочную композицию, с удовольствием выражали свое отношение к проделанной работе.

Дети совместно с педагогом составили сценарий театрализованного досуга «Гуси-Лебеди». Предварительно воспитатель выступил в роли режиссера и проговорил с детьми план действий актеров. Были определены роли героев, каждый ребенок-актер старался «вжиться» в свою роль, представить себе героя, которого он будет играть, а затем разучить свою роль и воплотить при помощи костюмов и атрибутов, определенных слов, мимики, и пантомимы сказочный образ в действии.

Обобщению представлений старших дошкольников о возможностях выражения эмоционального состояния человека в рисунке способствовала викторина «В гостях у сказки», в ходе которой детям были предложены различные творческие и интеллектуальные задания. Они отвечали на вопросы, угадывали сказочных героев по описательным характеристикам, называли сказку по картине, придумывали продолжение к сказкам, угадывали сказочных персонажей по отрывкам музыкальных произведений.

Таким образом, использование нами интегративного подхода позволило сформировать у детей стойкий интерес к сюжетам русских и авторских сказок, познакомить дошкольников с портретным жанром изобразительного искусства и с произведениями известных композиторов, научить использовать театрализованную деятельность для коммуникативного раскрепощения и лучшей социализации детей, осознать образ и передать на сцене свое эмоциональное отношение к сказочному герою. Все это, несомненно, способствует всестороннему развитию дошкольников, формированию у них представлений о нравственных нормах и развитию навыков коммуникации в детском социуме.