Художественный образ в современном костюме

Художественные произведения отличаются от других предметов, созданных человеком, своей образностью. Образ — это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Художественный образ является формой осмысления, познания и отражения окружающей человека действительности.

Е.Кибрик, советский художник, мастер книжной иллюстрации, определяя значение образного мышления для художника, писал: «Способность образного мышления для искусства — это признак большого таланта и подлинного вдохновения. Природа художественного образа в том, что типическое проявляется в характерном, общее в единичном. Художественный образ — это как бы капля, в которой отражается мир».

Уже на ранних стадиях развития искусства возникает интерес к художественной метафоре. Фантазия древнего художника соединяла предметы так, что каждый из них сохранился и одновременно растворился в другом. В результате в поэзии и изобразительном искусстве возникали невиданные фантастические существа, причудливо сочетающие в своем облике внешние признаки «прародителей».

Примеров таких существ можно назвать множество — это и древнеегипетский сфинкс, и античный кентавр, и славянский сирин, и т. д. и т. п. Образное мышление древних художников соединило на первый взгляд несоединимое и благодаря этому раскрыло потаенные стороны реальных явлений.

Художественный образ как специфический способ отражения, осмысления и переработки объективной действительности является всеобщей формой мышления в искусстве. Продукт деятельности человека перестает быть художественным произведением, если он не имеет образного содержания. Это относится ко всем видам творческой деятельности, будь то живопись, архитектура или дизайн костюма.

Однако подход к поиску образности неодинаков. Образность предметов, проектируемых дизайнером и служащих не только удовлетворению эстетических потребностей человека, но и для практического использования, не может основываться только на внешних параметрах. Здесь очень важно функционирование системы человек-вещь.

Как бы свободно ни развивалась мысль художника, проектирующего утилитарный предмет, она всегда должна подчиняться требованиям целесообразности, продиктованным функциональным назначением предмета. Ведь в конечном счете цель дизайна состоит не в том, чтобы придать некий оригинальный образ вещам, окружающим человека, а в том, чтобы, опираясь на образный подход, создать комфортную среду его обитания.

Сказанное выше в полной мере относится к сфере создания костюма. Разумеется, здесь идет речь с позиций отношения к костюму как к художественному явлению. Одежда, будучи «второй кожей» человека, лишь тогда сохраняет свою сущность и ценность, когда ее форма подчинена логике строения человеческой фигуры. Как бы красив и моден ни был костюм внешне, он бесполезен, если человек в нем не чувствует себя комфортно. Причем имеется в виду комфорт как телесный, так и психологический.

Зритель должен воспринимать не одежду, надетую на человека, а самого человека в одежде, которая помогает

ему подчеркнуть достоинства его внешности, замаскировать недостатки. Кроме того, в одежде человеку должно быть удобно дышать, двигаться, совершать другие действия. Другими словами, при проектировании новых форм одежды приоритет человека — носителя этой одежды — должен быть для модельера неоспоримым.

Итак, образная выразительность предметов, имеющих одновременно и эстетическую и практическую ценность, к которым относится и костюм, явление особого рода. В данном случае речь идет не столько о художественном образе, сколько о проектном.

По определению, проектный образ — это созданная воображением дизайнера (в частности, художника-моде-льера) художественная модель, отражающая реальный мир; целостная, осмысленная и завершенная в своем строении художественная форма, имеющая предметно выраженный смысл.

Проектный образ бытового костюма в значительной степени определяется его назначением и сферой использования. При этом в проектном образе изделия заложено не только сознание потребителя, но и более общие аспекты: производство, экономика, культура и т. д.

Поиск образной выразительности костюма — самая главная и одновременно самая трудная задача художни-ка-модельера. То, насколько удачно он с ней справляется, во многом зависит от впечатлений, полученных художником извне, и его способности переводить эти впечатления в костюмные образы, т. е. способности превращать любые явления окружающего мира в неиссякаемый источник творческого вдохновения.