Модный образ как объект творческой деятельности.

Каждая историческая эпоха характе­ризуется свойственным ей уникальным иде­алом красоты и модного образа как отраже­нием характера, духа и нравственности обще­ства. Эти образы складывались под влиянием природно-климатических, социально-экономи­ческих и других факторов. До XIX в. их созда­телями были короли и высшая аристократия, в начале XIX в. — творческие личности — худож­ники, писатели, поэты композиторы, а также светские красавицы. В начале XX в. лидерство в этом отношении взял на себя кинематограф, а в середине столетия — телевидение, приобщив человека среднего класса к миру моды и поро­див модные эталоны с помощью «звезд» экра­на. В XXI в. модный образ создают дизайнеры, модельеры, стилисты, а также те, кто «потреб­ляет» предлагаемые модные образы.

Модный образ служит основой для твор­чества, созидающего качественно новые мате­риальные и духовные ценности в современ­ном обществе. С помощью внешних атрибу­тов (одежды, аксессуаров, макияжа, причес­ки и т.д.) моды, материально-искусственных оболочек происходит становление и развитие индивидуальных творческих способностей.

В нашей статье модный образ рассматривается как объект творчес­кой деятельности и творца, и потребителя.

Рассмотрим определение термина «модный образ».

Образ (визуальный образ, зрительный образ, изображение) — это любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (например, образ героя-любовника, образ веры). Дефиниция «мода», в свою очередь, реп­резентирует «социокультурный феномен, означающий непродолжительное гос­подство в обществе определенных вкусов»; это то, что пользуется большой популярностью и признанием большинства. Таким образом, «модный образ» — это явление, творчески воссозданное с помощью материально-искус­ственной атрибутики, предлагаемой модой, и востребованное у большинства представителей современного общества.

Мода преимущественно проявляется во внешней материально-искусствен­ной атрибутике быта и особенно одежды. Одежда наиболее быстро и мобиль­но помогает моде распространяться и видоизменяться, поэтому одежда (кос­тюм) является одним из основных объектов модного творчества и одним из главных компонентов при создании модного образа. Костюм, в контексте моды, представляет собой комплекс одежды на человеке, включая грим, прическу, обувь, аксессуары, такие, как зонты, платки, шарфы, сумки, шляпы, украшения и даже парфюмерия.

В современном обществе мода — источник возникновения новых стилей, форм и образов. Сегодняшнее общество ориентировано на «внешнее», то есть на систему образов. Возможно, поэтому современная модная индустрия из-за немыслимо-разнообразного предлагаемого ассортимента силуэтов, покроев, длины перестает быть просто источником модных тенденций и начинает «мыслить образами». При этом образ становится «модным», если он востребован боль­шинством потребителей.

Востребованный модный образ служит залогом успеха его творца. Но созда­тели модных образов часто сталкиваются с ситуацией конфликта таланта и бизнеса. Случается, что мода заставляет людей думать больше о внешней красо­те, престижности и забывать о духовных ценностях. Однако большинство творцов отличает особое стремление к самореализации, в основе которой заключены такие высшие человеческие ценности как красота, истина, добро, совершенство, справедливость. Сосредоточиваясь исключительно на креативно-творческом ас­пекте, авторы образа иногда игнорируют коммерческую составляющую «модно­го» процесса, вследствие чего, например, ими создаются оригинальные, но не­востребованные коллекции одежды.

Современные источники информации (Интернет, «глянцевые» журналы, телевидение) «диктуют» множество способов для создания модного образа, но при этом доминирующей тенденцией является «слепое» безусловное подража­ние идеализированным европейским образцам, что свидетельствует об отсут­ствии творческого подхода в оформлении внешнего облика. Данное обстоятель­ство приобретает особую значимость в связи с тем, что, используя возможности моды, модный образ выступает фактором ценностной ориентации, формирует структуру потребностей и влияет на все сферы человеческой деятельности: политической, экономической, религиозной, сферу повседневной жизни. Мода, несомненно, представляет собой еще и своеобразный процесс эволюции чело­веческого сознания.

Заметим, что мода может существовать только в рамках современности. Это ее главная и фундаментальная ценность. Если человек что-либо оценива­ет как «современное», то эта оценка обычно вызывает в его сознании поло­жительные эмоции, ассоциируясь с чем-то эволюционным, прогрессивным, готовым к изменениям и творчеству. Например, костюм начала 1990-х годов для России был настоящей революцией. Синтетические спортивные костю­мы неоновых расцветок, цветастые лосины и леггинсы, безразмерные турец­кие свитера, джинсовые сарафаны, кожаные жилетки и штаны казались тогда воплощением мечты и «духом времени», сейчас же это выражение крайней безвкусицы и антимоды. Поэтому применительно к одежде слово «модная» стало синонимом «хорошая», «правильная». Кто же захочет быть одетым нехорошо и неправильно — «немодно»? Во всяком случае новое платье обязательно должно быть и «хорошим», и «правильным», то есть модным.

Возникает вопрос: откуда у человека столь страстное желание изменить свой природный облик, что же послужило первопричиной, заставившей его «наря­жаться»?

Любопытную теорию можно проследить в энциклопедии «Мода и стиль». Согласно этой теории птицы имеют перья, рыбы — блестящую чешую, звери — пушистый мех, цветы — краски и только человек появляется на свет голым, а обнаженное тело, по мнению авторов, дано людям для творческого преображе­ния. Ради такого преображения человек берет у природы все возможные мате­риалы, отнимает вместе с жизнью красу живых тварей и растений, в связи с чем собственное лицо и тело служит для него первым объектом творчества, прикладного искусства. Нет ни одной части человеческого тела, кото­рую ни затронула бы мода — обыгрывалась каждая, и каждая доводилась до гротеска и абсурда, увеличивалась, уменьшалась, искажалась, обнажалась и т.д. Так посредством создания модного образа человек пытается постигнуть гармо­нию и красоту. Как писал выдающийся художник Н.К. Рерих, «красота есть рычаг эволюции».

Красота — это эстетическая (неутилитарная, непракти­ческая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспек­тов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое на­слаждение.

Мода относится к достаточно сложной самоорганизующейся системе. Спе­циалисты предполагают, что «смена мод», то есть предпочтение тех или иных форм, обусловлена особенностями работы головного мозга художника. Доказа­но, что в период творческой деятельности, то есть оптимальной работы мозга, функционируют зоны, которые формируют восприятие человека по закону «зо­лотого сечения» Фибоначчи (последовательность ряда чисел Фибоначчи харак­теризует оптимальную стратегию в теории поиска значений). Следо­вательно, мода, модный образ в частности, может рассматриваться как особый вид творческой деятельности.

Образ определяется как реальной действительностью, так и самим процес­сом мышления в единстве его чувственной и рациональной составляющих. В образе органично воплощаются объективно-познавательное и субъективно-твор­ческое начало.

Творческий процесс — «священное действо», связанное с рождением идеи, воплощением тех или иных образов, которое сам мастер часто не в состоянии объяснить. Создавая модный образ, он прежде всего использует общие законы художественного творчества: гармонию — единство в многообразии; взаимное соответствие всех черт и пропорций; законченный целостный образ. Во многом создатель модного образа опирается на свою интуицию и талант, его личност­ное мировоззрение фиксируется в создаваемом им образе и выражается в инди­видуальном методе и стиле творчества. При этом, «модельер логически прора­батывает, анализирует идею, как в целом, так и отдельные ее элементы, собира­ет дополнительную информацию».

Индивидуальный стиль необходим для деятельности в сфере моды. Он составляет основу востребованности и уникальности в модном бизнесе, обес­печивает большую вероятность признания потребителей и является фунда­ментом для самосовершенствования. Однако талантливые, но не способные выгодно «продать» свой талант, не желающие служить «маркетинговой поли­тике» модной индустрии дизайнеры часто не достигают никаких результатов. Они показывают на подиумах интересные, оригинальные коллекции, которые никто не купит.

Успешные российские модельеры В. Зайцев, В. Юдашкин, И. Чапурин, Д. Симачев сумели создать бренды собственного имени, предложить мод­ные образы, признанные мировой индустрией моды. Проявив коммерческий талант, они наглядно продемонстрировали индивидуальные системы навы­ков, методов, приемов и способов моделирования одежды.

В творческом решении модного образа профессионалы обращаются к раз­личным пластам материальной и духовной культуры общества. Для создания современного образа источником инспирации может служить исторический костюм, форма, конструкция, отделка которого формировались и утвержда­лись веками. Живопись, книги, фильмы, путешествия, личности людей, вея­ние времени — все это также может послужить источником вдохновения. Например, зарисовки впечатлений дня становятся источниками вдохновения для будущих коллекций одного из ведущих российских модельеров — В. Зай­цева, а В. Юдашкин опирается на русскую традицию, историю, живопись, музыку.

Творцу моды приходится быть особенно внимательным к окружающему миру. Для этого необходимо чувствовать, видеть, слышать, уметь анализировать. Из этого сенсорного опыта извлекается богатейшая информация, которая тре­буется для создания модного образа. К примеру, прикосновение к какому-либо материалу может повлиять на тип всей коллекции. Богатый опыт имеется у восточных дизайнеров одежды, которые бережно относятся к своим многове­ковым традициям, что отражается в особом отношении к материалу, в утончен­ной способности открывать присущую каждому из этих материалов собственную красоту. Однако ими же используются и нетрадиционные, часто высоко­технологичные материалы. Например, современный японский дизайнер И. Мияке доказал, что одежду можно делать из чего угодно — из резины, пластмассы или бумаги.

Сегодня на плечах у творца одежды лежит огромная ответственность. От­ветственность за тех, кто будет носить его одежду, так как он в известной степени «программирует» своей творческой деятельностью характер восприя­тия своих же произведений и в некоторой степени является законодателем эстетических вкусов общества.

Существует мнение, что подлинными создателями модных образов являются не те, кто шьет платья (кутюрье, дизайнеры, стилисты), а те, кто эти платья одевает. Так же, как и для творца, для потребителя модный образ является специфическим способом самовыражения и самореализации, демонстрации творческих способностей и индивидуальных особенностей, достоинств, своего характера и мировоззрения. С помощью модной одежды оказывается возмож­ным «примерить на себя различные образы и настроения», идти в ногу со временем, приспосабливаясь к стремительно изменяющемуся миру. Оборотная сторона этого процесса — так называемые «жертвы моды» — слепые, ярые поклонники всего модного и гламурного. «Жертвы моды» предпочитают край­ности в выборе одежды, «гонятся» за модными европейскими лейблами, слепо подражают модным эталонам и иконам стиля, доходя до абсурда, чрезмерно увлекаются пластическими операциями, диетами, загаром, тем самым выходя за рамки здравого смысла.

Думая о своей одежде, внешнем облике, стараясь быть «модным», человек передает окружающим желательную для себя информацию о собственной осо­бе, но не всегда истинную. Соответствие модному эталонному образу предпола­гает наличие средств, необходимых для ее достижения. Поэтому вся актив­ность индивида, стремящегося следовать моде, направлена на устранение ка­ких-либо несоответствий (поиск мастера, лейблов, новых способов похудания или наращивание форм). Происходит буквальное копирование модного образа, что свидетельствует о неосознанности в принятии тех или иных модных нови­нок, и как результат — отсутствие творческого подхода в решении своего внеш­него облика. Приобретая вещь в свой гардероб, потребитель неосознанно или со знанием дела способен вводить окружающих в заблуждение. Так, по незна­нию он может в нее вкладывать совершенно другой (вплоть до противополож­ного) смысл, что приводит к неосознанному обману, или же, наоборот, созна­тельно выбирает те символы в одежде, которые способны кого-либо обмануть. К примеру, не имея возможности разбогатеть, человек имитирует экономичес­кий успех дорогой одеждой.

Мода стала неотъемлемой и составной частью образа жизни, средством при­способления людей к изменяющемуся, непостоянному миру. Постигнуть тайну моды в одежде как особого объекта творческой деятельности невозможно без глубокого понимания природы человека, который предстает в моде во всех своих ипостасях: как индивид, индивидуальность, личность и субъект деятель­ности. Знание о том, что есть мода, поможет осуществить достойный ответственный выбор между различными ценностями и образцами поведения в интересах развития личности и общества.