История моды. Стили одежды. Ретро

Март

Мода 80-х в СССР. Какой она была?

Глядя на свою маму, успешного менеджера или скромную учительницу, сложно представить, какой она была в пору своей юности. Фотографий почти нет, а те, что есть – на них она скромная школьница старших классов или образцовая комсомолка, прилежно посещающая лекции в институте.

Но лекции заканчивались, снималась школьная форма, дежурный “белый верх -темный низ”, и мама перевоплощалась, как та Золушка из сказки. И становилась совершенно другой, без строгости униформы и комсомольского значка. Так какими они были, Золушки СССР в 80-х годах прошлого века?

Чтобы их понять, нужно окунуться немного в прошлое, и не только в историю одежды. В середине прошлого века советская девушка облачалась в серо-сине-коричневую продукцию отечественной легкой промышленности – она была практична, не пачкалась, и: в ней не было ни намека на сексуальность. Девушка не имела права привлекать внимание к своей фигуре юбками мини или ярким макияжем, потому что “в СССР не было секса”!

Летом все одевались в ситцевые платьица, с неброским рисунком в мелкий цветочек или в горошек противного синего, темно-лилового цвета, а зимой – серое пальто и костюмы из грубой шерсти. Юбка, в обязательном порядке, ниже колен.

В конце 70-х женщины многомиллионной советской страны равнялись на тогдашнюю икону стиля и моды. Барбару Брыльску. явившую довольно несоответствующий советскому мышлению образ в фильме “Ирония судьбы или с легким паром”. Учительница русского языка, разведенная, готовая к отношениям “вне брака”, полностью противоречила политике Партии и Ленина. Она была необычайно женственна в своем неброском кримпленовом платьице. Определенно, была сексуальна, улыбаясь еле тронутыми блеском губами, и ярко подчеркнутыми глазами. А прическа – мечта любой женщины того времени. Она, экранная Надежда Шевелева, позволила себе искать любовь, не оглядываясь на предрассудки, и поехала за ней из Ленинграда в Москву, несмотря на то, что они были знакомы всего каких-то 10-12 часов. Это никак не вязалось с привычной забитой совковой женщиной, за моральный облик которой отвечал рабочий класс, местком, народ и партия. Так могла поступить только свободная личность, готовая сама строить свою жизнь.

И советская женщина задумалась, решила поменять себя, так как от этого зависела ее судьба и ее счастье. Но так как легкая промышленность страны была не способна удовлетворить ее потребности в красивой одежде. пришлось заглянуть через забор “железного занавеса”.

В начале 80-х годов. когда на Западе закончился бум гламурного диско. унося с собой зажигательных Bonny M, Abba и “холодную войну”, наступила новая эра. Она ознаменовалась ярким взрывом цвета в одежде и музыке. Телевидение, вещавшее строго с 12 дня и до полуночи, допустило к себе певцов, пусть и не совсем западных, но и не наших “серых мышек”, одетых практически под копирку.

Кумиры, диктовавшие моду в ранние 80-е

Карел Готт из Чехии, болгар Бисер Киров, итальянские Тото Кутуньо, Рафаела Кара и Мирей Матье – все они стали вестниками того самого образа жизни, из “загнивавшего” капитализма. Французы заняли призовые места, если говорить об утонченности и сексуальности – Джо Дассен, Ален Делон, Катрин Денев и Софи Марсо .

В СССР же, Алла Пугачева пыталась выделяться из общей массы своими воздушными необъятными балахонами, категории “one size”, Валерий Леонтьев пугал пожилых бабушек своими жутко узкими брюками с ярко выпирающим мужским достоинством. И только Ирина Понаровская гордо несла звание истинной дивы, эталона красоты и стиля .

Времена стремительно менялись, менялась и мода. В передачах “Утренней почты” изредка допускались видеозаписи “неформатных” певцов. Именно так широкой советской публике стали известны Мадонна, Майкл Джексон, “Modern Talking”, “Scorpions” и другие. Они, как никто, повлияли на моду 80-х .

Мадонна тех лет – эпатажная девица, эдакая бунтарка, напялившая на себя все, что под руку попалось. Она проповедовала свободу во всем, предлагая начать с себя. И юные комсомолки резко пожелали быть похожей на нее, негласно примыкая к лагерю бунтарок.

Типичный “выходной костюм” советской модницы 80-х составлял нечто невообразимое – яркие розовые или лазоревые леггинсы, кружевная коротенькая пышная юбчонка, широкий топ с принтом, желательно сползающий с плеча, джинсовая или кожаная курточка до талии, широкий ремень на бедрах и туфли лодочки. Образ завершал большой бант в волосах или повязанная лентой яркая косынка с узлом на макушке либо сбоку. Особый шарм придавали кружевные перчатки, короткие или по локоть, иногда с обрезанными пальцами, тяжелые пластмассовые серьги и браслеты ярких цветов в невероятном количестве. Браслеты могли быть и резиновыми. Верхом мечтаний была кожаная фуражка в стиле садо-мазо и тяжелый крест на толстой цепи.

Прическа напоминала взорвавшийся стог сена. Преобладали мелированные пряди, химическая завивка и высокий начес, в том числе и челки.

Сегодня этот стиль нам знаком под модным словом “винтаж”, а в 80-е так одевались исключительно две категории граждан – те, кто не пугался швейной машинки и те, кто не боялся слить свою зарплату на модный аксессуар. Первые могли неделями не выходить из дома, перешивая бабушкины ночные рубашки или кружевные занавески в юбки и перчатки. Вторые породили настолько высокий спрос на модные шмотки, что “фарцовщики” приравнивались к уровню сегодняшнего крутого драгдилера.

Парни не отставали от девушек и тоже сменили свой привычный стиль правильных ботанов-комсомольцев. Если молодое поколение думает, что это они “неформалы”, то глубоко заблуждается. Неформалы родились именно в 80-х годах. когда папы позволили себе плюнуть на декреты съездов КПСС, и на улицах огромной страны появились юноши с “неправильными” прическами. Парикмахеры в течение пары месяцев освоили навыки модных стрижек “французский выщип” и “шведский мальчик”. К слову, длинная челка “шведского мальчика” очень смахивает на современных “эмо”, разве что, нет розовых прядей. А “выщип” претендует на предка сегодняшнего модного “творческого бардака” из волос, столь любимого метросексуалами.

Если добавить немного геля и начесать волосы, получится как раз та прическа, которая преобразила вашего отца в самого крутого парня на районе. Чем выше был начес, тем круче он выглядел в глазах девушек. И не беда, что гель был доступен очень немногим. Молодежь поняла, что мыльная пена, пиво “Жигулевское” или кефир прекрасно заменяют недостающий элемент.

Агрессивное мышление повлияло не только на прически, но и на саму одежду. Парни облачились в кожаные косухи. Обилие заклепок, металлических значков, перчатки без пальцев и джинсы – “бананы” стали неотъемлемыми атрибутами любого уважающего себя неформала. А неформалами хотели быть все. Зимой носились “дутые” куртки и такие же “дутые” сапоги или обувь из ткани, без каблука. Особым писком считались те, что были из блестящей ткани, “металлической”. Некое веяние техногенной эры, после появления популярного фильма “Новые амазонки”.

“Правильные дети” тоже изменили свой стиль, отдав предпочтение яркой одежде. Девушки носили ситцевые костюмы, верх с вырезом лодочкой и юбкой колокол. В основном, белых, голубых, красных и синих расцветок. “Мыльницы”, резиновые лодочки на ногах и тяжелая пластмасса в ушах и на руках были единственными уступками со стороны строгих родителей.

Парни – обязательные джинсы “варенки” и широкие свитера с шалевым воротником. Кроссовки со шнурками неоновых расцветок. ярких до боли в глазах – розовые, салатовые, голубые, лиловые, желтые.

Особо рьяные модники и модницы обшивали свои куртки и свитера сотнями пуговиц разных размеров и цветов, обшивали их пластиковыми стразами и блестками, обкалывали рукава парой десятков огромных булавок, наносили разные надписи на одежде, и проводили ночи, вываривая хлоркой невероятные рисунки на своих только что купленных джинсах. А на какие изощрения шли, чтобы обшить рукава куртки бахромой, и не счесть! Девиз “чем пестрее – тем круче” превалировал почти во всей молодежной моде 80-х годов .

Папы и мамы 80-х

А как одевались папы и мамы тех времен? Очень красиво и элегантно. Взгляните на сегодняшних представителей шоу – бизнеса, и вы увидите своих бабушек и дедушек. Женщины носили свитера-водолазки и длинные юбки, слегка расклешенные книзу, с тоненьким блестящим поясочком в тон туфель и сумочки “клатч” прямоугольной формы, размером с папку. Обувь – с открытым носом, на шпильках или танкетки. А если одевалась рубашка под костюм, то обязательно стоячий воротничок. В моду старших представительниц прекрасного пола вошли “силоны” – тонкие блузки из тканей под бархат ярких расцветок, прекрасно гармонирующие с широкими брюками. Из бижутерии – длинные, до пупка, бусы и кулоны из полудрагоценных камней или кашне, завязанные в замысловатый узел под горло.

Вечерний наряд – отдельная тема. Платья со шнуровкой на плечах или присборенные на лифе, ткань – синтетика “мокрый асфальт” или люрекс нежных тонов. На ногах босоножки из тонких ремешков или танкетки. Туфли лодочки – непременно украшенные какими-нибудь бабочками, сердечками или розочками, и, желательно, тоже ярких цветов.

К одежде. неважно, мужская или женская. добавились “плечики”. Верхняя часть рукава – присборенный у плеча, и намеренно завышенный.

Мужчины носили водолазки или классические рубашки, узкие короткие кожаные галстуки, строгие костюмы с закругленными бортами и полами, слегка укороченные брюки или брюки-манжет, остроносые туфли с небольшим каблуком и: очки. Контактные линзы в СССР были несбыточной мечтой.

Единственной уступкой западной моде были отросшие волосы, до плеч или даже ниже.

В качестве одежды выходного дня в моду вошли классические джинсы. майки ярких расцветок (подделки Gucci, Armani, Chanel и др.), а сверху – рубашка навыпуск.

Одежда стала свободной и располагающей к стремительному движению.

Макияж, прически. бижутерия и сумки

Они тоже изменились, согласно требованиям времени. Женщина стала независимой, готовой на решительные шаги, если того требовала ситуация. Если длинные волосы – то с химической завивкой. Если короткие, то обязательно что-то типа ежика. Но в обоих вариантах невозможно было обойтись без ярко-выраженного мелирования. Супермодницы могли себе позволить покраску волос под темную платину и слегка вьющиеся короткие стрижки.

Макияж стал таким же агрессивно выразительным. Глаза – подчеркнутые черным веки по контуру нижнего и верхнего века. Тени – темные, нанесенные жирным штрихом, чтобы глаза напоминали лисьи. Очень добротный слой туши на ресницах, а-ля Буренка могли вызвать дикий восторг всех подруг. Брови не выщипывались в тонкую полоску, скорее наоборот, придавалась всего лишь форма, и готово. И очень много румян, чтобы смотрелись как яркие пятна, подчеркивающие скулы, а не как натуральный румянец.

Губы – любого цвета, но в обязательном порядке перламутровые. И, чем насыщеннее перламутр, тем выше шанс ввергнуть окружающих женщин в завистливый шок. Ногти – в тон губной помаде, перламутр – также был обязателен.

В ушах и на руках – тяжелая бижутерия под золото, с камнями. Предпочтение отдавалось всему, что напоминало формой цепи.

Повседневные сумки должны были соответствовать образу деловой женщины и отвечать этим потребностям. Они были огромные, тряпичные, в ярких принтах. Там должны были помещаться не только косметичка и блокнот, но и буханка хлеба, десяток яиц с бутылкой молока, плюс пару килограммов сосисок.

Кумиры второй половины 80-х

Ко второй половине десятилетия советский шоу бизнес, находившийся в зачаточном состоянии, смог породить нечто, похожее на западных кумиров. И молодое поколение, дорвавшееся до Пепси и импортных жвачек, приняло решение равняться на своих, родных икон. Зачем нам какая-то Мадонна, когда у нас есть “Мираж” и Овсиенко? Какая разница, на ком кружевная юбка, переделанные из старых джинсов шорты и корсаж? Эта хоть на русском поет, и слова понятные, близкие русскому сердцу.

Парни получили своих кумиров в лице группы “Форум” с безголосым солистом Салтыковым. На голове – супермодный “французский выщип”, рубашка – черная, синтетическая, желательно блестящая, и чтобы присутствовал воротник “стоечка”.

Чуть позже молодежь, да и вся страна, услышала и “Ласковый май”, где поголовно все солисты облачились либо в “вареную” джинсу. либо в рубашечки с вышеозначенным воротничком. Но никто из них не выходил на сцену без обязательного начеса с выщипом.

Полным откровением для всех стал выход фильма “Маленькая Вера” на экранах всего СССР, где главная героиня как никто соответствовала внешне требованиям времени. Черт с ним, дома она, конечно, ходила в потертом халатике, но в люди выходила такой супермодной, что во время просмотра от зависти у девочек зубы сводило. Короткая стрижка “каскад”, огромные браслеты и серьги в ушах, полосатая маечка, с обязательным сползанием на одно плечо. Добавьте к этому черную мини юбочку, лодочки на маленьком каблуке, и получите типичную юную красавицу того времени. Да, не забудьте широкий ремень, желательно на резиновой подкладке. Носился ремень на талии, как можно более затянутым, а не на бедрах, как сейчас.

Именно в этот период появилось новое течение в моде. особенно после того, как молодежь увидела фильмы “Асса” и “Игла”. В кинотеатры повалил народ, сотнями тысяч. Это было нечто настолько новое, настолько свежее и желанное, и все выходили после просмотра, глядя на мир совершенно другими глазами.

А сегодня это наши папы и мамы.