/ Деловой этикет лекция

Обращение . Чувство такта играет решающую роль в выборе формы обращения, отражающей существующие между людьми отношения. Обращения предлагают собеседникам общаться в определенном тоне, соблюдая определенные отношения: отношения людей близких или далеких, равных или неравных, отношения служебные, дружеские, фамильярные, почтительные и т.д.

В нашей стране в течение длительного времени общепринятой формой было обращение "товарищ". В последнее время от этого обращения отказались. Новая форма "господин", "господа" используется в сфере государственных, политических отношений. Однако она не получила широкого распространения в сфере межличностных отношений. Обращение "господин" можно использовать вместе с фамилией: "господин Иванов", званием "господин профессор" или должностью "господин мэр".

В некоторых случаях можно обходиться без обращения. Если вам необходимо обратиться к человеку, которого вы видите впервые, используйте общепринятые вежливые фразы: "По какому вопросу"; "Будьте любезны, представьтесь"; "Извините, Вы не подскажите к кому я могу обратиться по такому-то вопросу"; "Добрый день, не могли бы Вы. ", "Скажите, пожалуйста. ".

Российский психолог и языковед А.А. Леонтьев, отмечая особую роль личных местоимений, говорит, что "местоимение — как бы крохотное зеркало, в котором отражается система общественных отношений". В русском языке личных местоимений немного, но их вес в речевом этикете достаточно велик. Особенно важен выбор между "ты" и "вы".

"Вы" употребляется в тех случаях, в которых принято обращаться по имени и отчеству. При обращении к деловым партнерам в большинстве случаев должна употребляться форма "вы". Обращение на "ты" допустимо при взаимном согласии либо может быть обусловлено неформальными отношениями. Вместе с тем не рекомендуется обращаться друг к другу на "ты" при деловых партнерах, клиентах. При появлении посетителя рекомендуется перейти на "вы". Точно так же руководящие работники в присутствии сотрудников должны обращаться друг к другу на "вы".

Переход от "вы" к "ты" или наоборот — всегда волнующее событие, утверждение новых отношений. Есть люди, которые быстро и легко переходят на "ты", другие, наоборот, делают это неохотно. Есть и те, которые отказ от "ты" рассматривают как сознательное отдаление и даже как личное оскорбление. Нет специальных правил, когда и при каких обстоятельствах можно переходить на "ты". Это полностью зависит от характера людей, отношений, обстановки. Вместе с тем никогда младший по возрасту не должен первым переходить на "ты" со старшим, подчиненный — с начальником, секретарь — с посетителем.

С предложением перейти на "ты" нужно быть достаточно осторожным, потому что отказ может вызвать чувство неловкости, особенно у того, кто сделал это предложение. Предлагаемое в последнее время на корпоративных тренингах общение на равных между участниками, независимо от их возраста и должности, — это ловушка. Лингвистическим и невербальным способом она как бы нарушает иерархию и создает иллюзию равноправия. Причем только иллюзию, поскольку настоящее равноправие между начальником и подчиненным практически невозможно.

Особенность русского языка в именовании людей заключается в том, что имя состоит из нескольких компонентов: имя, отчество и фамилия. Выбор обращения имеет этикетный смысл, выражает отношение к адресату. Как правило, человеку приятно слышать свое имя. Старайтесь чаще употреблять его, обращаясь к собеседнику. Понятно, что не всякого собеседника можно называть просто по имени. Не обращаются по имени: к человеку, который старше вас по возрасту; к сотруднику, который старше вас по статусу; к своему начальнику, если это не служебная традиция.

По имени чаще обращаются к ближайшим коллегам, если они молоды и не против такого обращения. В отношениях начальника с подчиненными такое панибратство может привести к падению дисциплины и авторитета руководителя, а настойчивость почтенного пожилого человека, предлагающего молодому подчиненному называть его просто по имени, ставит его в неловкое положение, а его самого — в несколько смешное.

Правила вежливости на работе. Многие люди часто испытывают замешательство от того, что иногда не очень хорошо представляют, как лучше вести себя в рабочей обстановке. Мужчины, обычно галантные в общении с дамами, не знают, нужно ли им держать дверь открытой, чтобы дать женщине пройти, а женщины, стре­мящиеся доказать, что они ни в чем не уступают мужчинам, могут болез­ненно реагировать на любой знак внимания, подчеркивающий их принад­лежность к другому полу.

Если исходить из идеи равенства мужчин и женщин и руководствовать­ся правилами обычной вежливости, во­прос о том, как вести себя представи­телям противоположных полов в служебной обстановке, отпадет сам со­бой:

дверь открывает тот, кто к ней ближе стоит;

в лифт первым входит и выходит из него тот, кто находится ближе к двери;

и мужчины, и женщины поднимаются со стула, чтобы поприветствовать клиента или посетителя, вне зависимости от его пола;

независимо от того, кто кого приглашает на обед, платит приглашающий;

если на работе все пользуются общей ко­феваркой или чайником, также все по очереди моют эти предметы, женщины не должны на службе «вести хозяйство»;

ни мужчинам, ни женщинам на работе не следует называть сотрудников уменьшитель­ными именами и прозвищами, никаких «ми­лочек» и «лапочек», если кто-то продолжает упорствовать, необходимо останавливать его до тех пор, пока не подействует;

даже если хочется вести себя на работе так, как в нерабочей обстановке, нельзя позво­лять себе делать этого.

Этикетные требования к внешнему облику делового человека

Особое внимание в этикете уделяется тре­бованиям к внешнему облику сотрудников организаций. Одежда и аксессуары человека, пластика его тела, позы, прическа, макияж, украшения и манеры обычно несут важную информацию о человеке (о роде его занятий, проис­хождении, его личностных характеристиках и т. п.). Одежда в этом плане наиболее действенна и составляет 90% всего, что люди видят перед собой, ког­да смотрят на вас.

Деловой стиль — это стиль подтянутый, не спорящий с модой, но и не идущий на ее острие. Главное, к чему следу­ет стремиться в деловом стиле, — общее впечатление оп­рятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это создаст впечатление, что "подтянуты" вы будете и в делах. Деловую одежду отли­чает классический покрой и многофункциональность. Костюм делового человека должен учитывать его поло­жение в обществе, комплекцию, возраст и то, куда он на­правляется.

В отношении деловой одежды вы обязаны:

1. следовать дресс-коду вашей организации;

в рамках этого кодекса выбирайте цвет и покрой, кото­рые вам больше всего подходят;

манера одеваться будет зависеть от должности и работы, которую вы выполняете;

любая деталь наряда должна гармонировать с остальны­ми и содержаться в безупречном виде;

наряд должен отве­чать сезонным предписаниям этикета.

По правилам делового этикета не рекомендуется два дня подряд приходить в одном и том же на работу. Во многих компаниях четыре раза в не­делю сотрудники одеваются строго, по-деловому, а в пятни­цу принят стиль casual Friday. Однако вольный стиль все равно предполагает какие-то ограничения.

Внешний облик деловой женщины

Работая над формированием своего имиджа, целесообраз­но взглянуть на себя критически, оценить достоинства и не­достатки своей внешности. Ориентиром здесь должна быть такая установка: партнер по общению должен видеть в вас одновременно и делового человека, и женщину. Мужчины ценят в женщине, кроме деловых качеств, внешнюю при­влекательность и женственность. Однако не должна во­зобладать и противоположная тенденция — превалирование женственности над деловитостью.

Деловой этикет допускает разнообразные цвета делового стиля для женщины: синий, черный, серый, песочный, тер­ракотовый, темно-вишневый, за исключением кричащих ("кислотных") цветов. Летом допускаются светлые цвета. Ткань предпочтительна однотонная, клетка или полоска. Главное требование к внешнему облику де­ловой женщины — это элегантная одежда, привлекательная прическа, тонкий макияж и впечатляющие аксессуары.

В гардеробе деловой женщины должны быть:

Костюм рекомендованных выше цветов. Необходимо иметь 3-4 костюма и периодически обновлять гардероб. На­личие костюмов предполагает замену блузок, платков, шар­фов, а также время от времени — юбки на брюки или одного жакета на другой. Костюмы в английском стиле или типа "шанель" прочно вошли в обиход деловых женщин, стали неким отличительным знаком.

Несколько юбок, которые можно сочетать с жакетом контрастных цветов. Юбка лучше свободная, а не облегаю­щая. Длина юбки значения не имеет. Вместе с тем специали­сты рекомендуют носить юбки не короче 5-7 см выше колена и не длиннее середины икры.

Блузка с рукавами — белая, бежевая, пастельных то­нов, может быть красная, в цветочек или "огурчик". Обяза­тельное требование — непрозрачность.

Допускается платье, желательно с жакетом.

Колготки телесного цвета (чулки). Деловой этикет настаивает, что в любую погоду женщина на работе должна быть в колготках или чулках телесного цвета (непременного выполнения его мо­гут требовать только те организации, в помещениях которых ра­ботают кондиционеры).

Туфли — несколько пар, из натуральной кожи (для работы), удобные для дороги, на работе обязательно пере­обуваться в более элегантные. Цвет зимой — черный, корич­невый, темно-синий, летом под цвет одежды. Не увлекай­тесь обувью с вычурными, блестящими украшениями. Такая обувь редко подходит к деловому костюму. Высокие каблуки рекомендуются только для торжественных случаев. Для ра­боты лучше использовать туфли на невысоком каблуке (око­ло 5 см).

Украшения из драгоценных камней и металлов. Они не должны напоминать украшения для бала, т. е. должны быть аккуратными, небольшими по размеру.

Часы — элегантные женские, не следует носить муж­ские часы.

Сумка — кожаная, дамская, может быть портфель для документов. Внутри сумочки должен быть полный порядок: ужасное впечатление на мужчину производит "бедлам", ко­торый он случайно увидит в открываемой женщиной сумоч­ке. Бумажник и кошелек желательны одного цвета без узо­ров.

Аксессу­ары и украшения играют доминирующую роль в костюме офисного работника. На вас может быть надет простой чер­ный костюм, но с помощью шелкового платка или шарфа вы можете придать образу выразительность и сделать акцент на цвете. Цветной платочек, брошь, фигур­ная заколка, оригинальный поясок, элегантная сумочка — эти и другие нехитрые детали женского туалета придают внеш­нему виду индивидуальность. С помощью аксессуаров очень легко изменить деловой стиль на вечерний.

Женщины в одежде допускают несколько главных ошибок :

позволяют индустрии моды целиком определять выбор своей одежды;

склонны преувеличивать значение собственной привле­кательности;

позволяют своему социальному происхождению влиять на манеру одеваться;

используют чрезмерную парадность в применении к дневной моде;

применяют чрезмерно прозрачные ткани нарядов на работе;

злоупотребляют атрибутами мужской одежды (темный цвет брючного костюма, сорочка мужского фасона, обувь без каблука);

• чрезмерно верны указаниям сезонной моды в летний период.

Завершающий штрих во внешнем облике деловой жен­щины — умело подобранные духи. Для повседневного упот­ребления более подойдут легкие и простые по составу духи.

Для женщин обязательным является макияж, причем не­броский: неярко накрашенные губы, ресницы, немного ру­мян, маникюр. Лак для ногтей желательно подбирать в тон губной помаде, он не должен быть кричащим (черным, синим, зеленым и т. п.). Модные в после­дние годы украшения для ногтей не годятся для рабочей об­становки, так как отвлекают внимание собеседника.

Длина волос деловой женщины может быть любой. Одна­ко запомните правило: волосы до плеч или чуть короче или же соответственно уложенные более длинные придадут вам внешность профессионала.

Строгие требования этикета к внешнему облику деловой женщины исходят из того, что деловая одежда не может быть сексуально провоцирующей. Именно поэтому не разрешается узкая и короткая одежда, облегающие платья, кофточки, блузки или платья без рукавов, прозрачные тка­ни, голые ноги, босоножки с открытым мысом.

Внешний облик делового мужчины

Приведем рекомендации специалистов по составу гарде­роба мужчины (образно говоря, на одну звездочку).

Костюм темно-серого цвета.