Блог → МОДЕРН - стиль или эпоха?

7 октября 2013 г.

Согласитесь, приятно чувствовать себя человеком образованным, осведомленным, понимающим. Но иногда предмет понимания может оказаться не так прост,

каким казался. В этой статье, как я надеюсь, вы сможете найти максимально логичную, простую и понятную информацию по сложному вопросу -

Что такое и в чем разница между МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО .

ТАК ЧТО ЖЕ С МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО.

В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики. который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Модерн (от французского moderne – «современный»)

появился в конце XIX века. В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.

В различных странах стиль модерн называется по разному:

Франция, Бельгия - Ар Нуво,

Италия - Либерти,

Англия — модерн стайл,

Голландия - Nieuwe Kunst,

Щвейцария — еловый стиль,

Германия - Югендстиль,

Испания — модернизм,

Австрия - Сецессион,

США — Тиффани,

Россия - просто - Русский модерн.

Стиль Ар–нуво относится к стилю модерн. точнее является его частью.

То есть, художественное решение Ар-Нуво - это составная часть НОВОГО РЕШЕНИЯ, НОВОГО МЫШЛЕНИЯ, называемого и стилем, и эпохой МОДЕРН.

Из-за этого Ар–нуво воспринимают несерьезно и больше обращают внимание на модернистский стиль, что несправедливо.

Стиль Ар–нуво заслуживает отдельных лавров и повествования. Словосочетание L’Art Nouveau впервые начало широко использоваться во Франции в середине 19 века.

L’Art Nouveau переводилось как «новое искусство» и имело прямое отношение к стилю модерн. Однако Модерн и Ар–нуво совсем не одно и тоже. Ар–нуво означает декоративно–орнаментальный

стиль и, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Аналогичного в Японии стиля тогда не существовало. Зато были отдельные элементы характерные японской культуре, которые

как – то присмотрел французский живописец и мастер по керамике Ф. Бракмон. Он увидел японские цветные гравюры, сделанные на дереве. В них заворачивали пачки китайского чая.

Свою находку Ф. Бракмон привез во Францию. Благодаря этому, французские художники начали использовать японские мотивы в своем творчестве, развивая их и видоизменяя. Особенности ар-нуво,

как и модерна в начале его возникновения, это волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), также лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т. п.

Это период свободного всплеска в художественном искусстве после сакраментального, статичного восприятия обществом человека и его окружающего мира нашел свое выражение в интерьере и

ознаменован появлением стиля ар нуво, который позже проявился во множественных интерпретациях и жанрах. Рождение этого стиля исторически связано с промежутком времени, когда окончательно

утвердились промышленные технологии изготовления продуктов потребления в результате господствующей в то время промышленной революции.

Итак, основа стиля модерн – это символ. Вообще, не стоит забывать, что Серебряный век был поистине утончен и романтичен – и как раз этими качествами был наделен новый

архитектурный стиль, получивший название модерн.

Символ модерна и, так сказать, фирменный знак - орнамент Германа Обриста "Удар бича"

Девиз модерна (в начальной форме - Ар-нуво) - "Назад к природе" ,

В архитектурных формах и живописи преобладают:

- извилистые линии,

- необычное сочетание дорогих и экзотических материалов,

- изображение фантастических существ,

- формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин.

В формах — подчеркнутая асимметрия.

Листья, цветы, стволы и стебли, так же как и контуры тела человека или животного с присущей им асимметрией являются руководством к действию и источником вдохновения.

В основе стиля — тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания.

Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы» стали природа и женщина. Этому стилю свойственны

изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов — блеклые, приглушенные ; преобладание плавных, сложных линий.

Набор символов — причудливые цветы, морские редкости, волны.

Стилевые свойства модерна иногда сопоставляют с пластической системой барокко, справедливо усматривая между ними некоторое сходство в желании художников использовать

в качестве выразительных средств формы органической природы. Многое модерн также взял от искусства стран Азии.

Цвета - природные оттенки в сочетании с золотом и серебром.

МОДЕРН пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии,

opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.

Обязательным атрибутом этого стиля стали великолепные изделия из чугуна и кованого железа. Металлические ограды и навесы особняков начала XX века привлекают наше внимание и сегодня.

Особенно великолепно смотрится гармоничное сочетание плавности, романтичности, легкости и превосходного внешнего вида.

Главная деталь модерна – натуральное дерево. Но особенной популярностью в этом стиле пользуется камень и гип с, являющиеся частью природы.

Следует также отметить, что особенной ценностью становится стекло. на котором художники выполняли свои превосходные работы. Нередко в интерьерах использовались венецианское

стекло, вазы с изображением диковинных растений, хрусталь. Таким образом, стекло стало главной составляющей интерьера в стиле модерн. Насыщенностью красок, цветов и

творческой ценностью поражали великолепные расписанные витражи, украшающие шкафы, двери и многие другие предметы.

Обои, выполненные в эпоху модерна, вобрали в себя и элементы обоев и росписи, носившей символический характер.

Следует привести несколько примеров, а именно:

колокольчик - символизировал желание,

кувшинка – тревогу.

Художественный стиль Ар-Нуво активно развивался с 1880 года вплоть до 1905, после стал второстепенным составным

компонентом коммерческого дизайна, который известен под названием модерн.

Особенно популярной в это время становится стеклянная, керамическая и из других материалов мозаика. Из мозаики выкладывались превосходные

картины, служащие украшением стен комнат и других помещений. Особенно ценится в модерне то, что в этом стиле отлично гармонируют между

собой совершенно разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и стекло, роспись и обои.

Основными цветами этого стиля являются естественные природные оттенки, придающие интерьеру легкость и романтичность.

Освещение в помещениях, выполненных в стиле модерн, стараются выполнять нежно приглушенным, которое создает атмосферу романтики и уюта.

Потолки комнат в стиле модерн поражают своеобразием оформления - тонкие, темного дерева балки, обрамляющие белые штукатуренные кессоны,

или легкая лепнина, имитирующая ряску заросшего пруда, или причудливо изгибающиеся линии с витражными вставками. Впрочем, это может быть

и гладкий открашенный потолок с какой-нибудь изысканно-процветшей витражной люстрой. Интерьер помещения, созданного в данном стиле,

представляет собой единое целое – различные узоры повторяются в очертаниях мебели, изображены на тканях и могут повторяться в аксессуарах.

Стиль ар-нуво благодаря своей вычурности и изяществу до сих пор вдохновляет современных дизайнеров на создание различных роскошных имитаций.

Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений.

Очертания зданий расплываются,амебообразно вдавливаются, образуют спиралевидныепланы или аморфные фигурации, выступающих в самых

неожиданных местах внутрь или наружу. Иногда даже превращаются в структурную бесформенность.

Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. На основе изогнутых линий

они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели,

бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и

органичность Ар-Нуво.

В рисунках и расцветках интерьера в стиле Ар–нуво преобладают цвета, которые существуют в природе и рисунки – геометрические фигуры, формирующие природные образы.

Это могут быть зигзаги, треугольники, овалы и т.д. Особое предпочтение отдается кругу.

«Символ солнца» можно встретить в этом стилевом дизайне интерьера намного чаще, чем другие фигуры.

Так Ар-нуво связывается с авторами:

дизайна мебели — Эмилем Галле